Роль и место социального работника в сфере образования
целесообразнее определять в зависимости от специфики обра-
зовательных учреждений.
Деятельность специалиста по социальной работе в учреж-
дениях системы дошкольного образования зависит, с одной
стороны, от возрастных особенностей детей-дошкольников, а с
другой — от научных представлений о необходимых условиях,
способствующих благополучному включению ребенка 3–7 лет в
систему образования. Поэтому предметом заботы социального
работника являются потребности дошкольников и возмож-
ности их родителей, особенно в тех случаях, когда поведение
ребенка и его учебно-игровая деятельность создают проблему
для сверстников и воспитателей или он терпит материальные и
социальные лишения. В таких ситуациях социальный работник
становится участником кампании по разработке мер профилак-
тики и устранения симптомов неблагополучия в судьбе ребенка,
берет на себя роль посредника и коммуникатора между обра-
зовательным учреждением и семьей, ребенком и родителями,
ребенком и воспитателями. Это особенно важно, если ребенок
часто болеет или не посещает дошкольные учреждения без объ-
яснения причин, неухожен, если известно, что он подвергается
в семье жестокому обращению.
Когда проблема выходит за рамки компетенции образова-
тельного учреждения, социальный работник вправе (и должен) обратиться в соответствующие полномочные социальные ин-
станции.
В период включения ребенка в систему дошкольного об-
разования чаще всего впервые выявляются его отклонения в
развитии — физическом, эмоциональном, познавательном. В
таких случаях социальный работник должен организовать по-
мощь своему подопечному, привлекая соответствующих спе-
циалистов — медицинских работников, психолога, социального
педагога, милиционера и т. д., и таким образом своевременно
устранить симптомы неблагополучия. Это, пожалуй, едва ли не
единственный действительно эффективный способ сокращения
количества детей “группы риска”, имеющих в 3–7-летнем воз-
расте ряд предпосылок для получения в недалеком будущем
диагноза “социальная дезадаптация”.
Не должна остаться без внимания социального работника
и та категория детей, которую педиатры называют “неорга-
низованной”, т. е. детей, не посещающих детские дошкольные
учреждения. В соответствии со ст. 18 упоминавшегося Закона
РФ “Об образовании” “родители являются первыми педагогами.
Они обязаны заложить основы физического, нравственного и
интеллектуального развития личности ребенка в раннем дет-
ском возрасте”. Социальный работник должен быть осведомлен
о степени воспитательного потенциала семьи и своевременно
организовать работу с родителями.
Несмотря на то что деятельность специалиста по социальной
работе в учреждениях дошкольного образования преимуществен-
но носит организационно-профилактический характер (выявле-
ние детей с симптомами социального неблагополучия, выяснение
причин неблагополучия, организация системы адресной социаль-
ной помощи детям), ее значение трудно переоценить: эффективно
организованная система социальной помощи детям в учрежде-
ниях дошкольного образования является условием сокращения
числа случаев неблагополучного развития учащихся массовой
общеобразовательной школы. Социальная работа в школах обе-
спечивает учащимся благополучное социальное развитие при
получении ими начального общего (1–4 кл.), основного общего
(1–9 кл.) и среднего (полного) общего образования (10–11 кл.).
Причем следует иметь в виду, что “требование обязательности
общего образования применительно к конкретному обучающе-
муся сохраняет силу до достижения им возраста 18 лет, если
соответствующее образование не было получено обучающимся
ранее” (ст. 19 Закона “Об образовании”).
Как и во время работы в дошкольных учреждениях, соци-
альный работник, осуществляющий деятельность на последую-
щем образовательном уровне, руководствуется действующим
законодательством, стремится удовлетворить потребности
учащихся и при этом учитывает возможности их семей. В дан-
ных условиях он превращается в политика и стратега по орга-
низации социальной помогает нуждающимся детям и оздоров-
лению семейной среды. В поле его зрения находятся динамика
посещаемости школы учащимися, успеваемости, материального
и социального положения учащихся “группы риска”, в первую
очередь из малообеспеченных семей, также их отношения со
сверстниками, учителями и родителями. Учителя не обязаны
стремиться устранять причины бедности, девиантного или де-
линквентного поведения своих учеников, так же как и другие
симптомы их социального неблагополучия. Социальный работ-
ник, посещая семьи учащихся, зная положение ребенка в школе
и классе, его нужды и беды, поощряет родителей максимально
использовать образовательные возможности школы, например
возможность наладить межличностные отношения в семье с по-
мощью школьного психолога, принять участие в общественной
акции, организуемой социальным работником, использовать
возможности дополнительного образования, если ребенок про-
являет особые способности к какому-либо виду деятельности;
получить материальную помощь и т. п.
Особую сложность для социального работника могут пред-
ставлять случаи, когда учащийся относится к категории со-
циально дезадаптированных детей, а его семья имеет низкий
воспитательный потенциал, т. е. в ней процветают грубость,
аморальное поведение, психические болезни, антисанитария
и т. д. В таких ситуациях ни ребенок, ни социальный работникне могут рассчитывать на поддержку семьи и без привлечения
специалистов (социального педагога, классного руководителя,
психолога, инспектора по делам несовершеннолетних, нарколога
и др.) не обойтись.
В должностные обязанности социального работника, осу-
ществляющего свои функции в условиях массовой общеобразо-
вательной школы, входят также забота о детях, окончательно
или временно исключенных из школы; оказание помощи и
поддержки родителям при переводе ребенка в другое учебное
заведение, система образования в котором в большей степени
соответствует его особенностям, в частности в тех случаях,
когда одаренный ребенок воспитывается в семье, являющейся
малообеспеченной по причине многодетности, болезни родите-
лей, отсутствия одного из родителей и т. п.; защита прав детей,
являющихся представителями национальных меньшинств,
беженцами или переселенцами; выявление детей, которые не-
законно заняты на работе в учебное время, и решение вопроса
об их обучении; поддержка детей, получающих образование
вне школы; пресечение случаев жестокого обращения с детьми;
содействие детям (в реализации их прав в сфере образования)
и родителям (в использовании социальных привилегий, предо-
ставляемых школьникам); организация во внеурочное время
социальной учебы учащихся, т. е. обучение эффективным ме-
тодам решения бытовых проблем, а также различных массовых
мероприятий — благотворительных ярмарок, аукционов, акций
милосердия и др.
Процесс профессионального функционирования специали-
ста по социальной работе состоит из нескольких этапов: изучение
условий жизни учащихся — оформление социальных паспортов —
формирование системы адресной социальной помощи нуждаю-
щимся в ней школьникам и координация усилий специалистов
социальной сферы, причастных к решению проблем детей
“группы риска”.
Стоит отметить, что подобная деятельность в России осу-
ществляется в основном лишь в школах инновационного типа,
где ребенок является ключевой фигурой учебно-воспитательногопроцесса и родители принимают активное участие в делах учеб-
ного заведения.
Свою специфику имеет социальная работа в системе началь-
ного и среднего профессионального образования. Социальный ра-
ботник должен учитывать возрастные особенности своих клиен-
тов (как правило, это подростки и молодежь в возрасте 15–19 лет);
понимать и принимать их интересы и ценности; поддерживать
стремление к самостоятельности, поиску и нахождению себя в
сфере труда и, что самое главное, должен организовать помощь
таким образом, чтобы учащиеся имели возможность найти соци-
ально приемлемые способы зарабатывания денег на карманные
расходы и оплату досуга, чтобы они знали свои права и обязан-
ности и умели пользоваться теми социальными привилегиями,
которые соответствуют их положению. При этом работа с семьей
учащегося спецшколы, ПТУ, техникума по-прежнему рассма-
тривается как опосредованная помощь подростку. Составление
социального паспорта на каждого учащегося учебного заведения,
изучение житейских проблем подростков, ориентация в ситуа-
ции на рынке труда, налаженная система профессионального
взаимодействия со специалистами ряда социальных сфер — вот
необходимые условия оказания адресной социальной помощи
молодым людям, получающим начальное или среднее профес-
сиональное образование.
Социальная работа в вузах — еще одно из возможных на-
правлений профессионального функционирования социальных
работников в области образования.
Как правило, студенты вузов из малообеспеченных семей
пытаются “подрабатывать” в свободное от учебы время, а из
обеспеченных — получить дополнительное образование. И тем
и другим нужна поддержка. Организованный в вузе социально-
психологический центр, поддерживающий связи с другими
учебными заведениями, предприятиями и социальными ор-
ганизациями, может оказать существенную помощь молодым
людям, желающим избавиться от нужды и самостоятельно
зарабатывать. Социально-психологический центр может при-
нимать заказы от предприятий и учреждений на проведениекаких-либо исследований, выполнение определенных видов ра-
бот, предлагать студентам ряд вакантных должностей и рабочих
мест в данном вузе и т. д.
В целях помощи студентам, проживающим в общежитиях,
испытывающим лишения, унижения и многие другие неудоб-
ства, не умеющим воспользоваться своими правами и льгота-
ми, социальный работник формирует группу поддержки из
студентов-старшекурсников. Кроме того, он оказывает помощь
студенческим семьям.
Компетентный в работе со студенческой молодежью спе-
циалист расценивает профессиональную коммуникацию, решая
вопросы: что может послужить условием, которое позволит
студенту проявить самостоятельность в добывании средств для
жизни и получения образования социально приемлемыми спосо-
бами? когда? для кого из его подопечных это может послужить
условием? каким образом? Эти вопросы социальный работник
должен задавать себе применительно ко всей своей работе, но
при функционировании в вузе — обязательно.
В вузах обучаются также молодые люди с ограниченными
физическими возможностями, которым сложно занять свое
место в сфере труда, дети-сироты, дети из многодетных семей,
студенты, имеющие детей, и многие другие категории социально
незащищенной молодежи. Помощь в виде разовых денежных
выплат или вещевой гуманитарной поддержки не является
выходом из положения. Существенную помощь может оказать
социальный работник, информирующий студента о том, куда,
к кому, каким образом можно обратиться, чтобы изменить свое
незавидное положение, предложив свои услуги.
О возможностях своих клиентов социальный работник
должен осведомиться при заполнении социального паспорта на
каждого из них.
Особого внимания заслуживают студенты, демонстрирую-
щие выдающиеся успехи в учебе, но не имеющие средств к про-
должению образования, вынужденные, чтобы заработать себе
на жизнь, переводиться на заочное или вечернее отделения,
сужающие свои возможности, так как не в состоянии оплатить, например, курс иностранного языка, компьютерной грамотности
и др. Они нуждаются в поддержке социального работника и в той
помощи, которую он может оказать в соответствии с действую-
щим законодательством.
Опыт различных стран, например Англии и Германии, по-
зволяет говорить о существовании двух вариантов организации
социальной работы в образовании. В одних случаях специалисты
по социальной работе являются штатными сотрудниками образо-
вательного учреждения, в других — они работают в социальных
службах, обеспечивающих обслуживание конкретных учреж-
дений образования. В школах они занимаются с учениками, по-
ведение которых является девиантным или испытывающими
трудности в учебе; проводят профилактическую работу, пред-
лагают учащимся в свободное от учебы время заняться какой-
либо деятельностью, изучают условия их жизни, работают с их
семьями. Этот вариант практикуется в Англии. В Германии пред-
почтение отдается первому варианту: социальных работников
здесь принято включать в штат образовательного учреждения,
чаще в штат школ.