Роль и место социального работника в образовании




Роль и место социального работника в сфере образования

целесообразнее определять в зависимости от специфики обра-

зовательных учреждений.

Деятельность специалиста по социальной работе в учреж-

дениях системы дошкольного образования зависит, с одной

стороны, от возрастных особенностей детей-дошкольников, а с

другой — от научных представлений о необходимых условиях,

способствующих благополучному включению ребенка 3–7 лет в

систему образования. Поэтому предметом заботы социального

работника являются потребности дошкольников и возмож-

ности их родителей, особенно в тех случаях, когда поведение

ребенка и его учебно-игровая деятельность создают проблему

для сверстников и воспитателей или он терпит материальные и

социальные лишения. В таких ситуациях социальный работник

становится участником кампании по разработке мер профилак-

тики и устранения симптомов неблагополучия в судьбе ребенка,

берет на себя роль посредника и коммуникатора между обра-

зовательным учреждением и семьей, ребенком и родителями,

ребенком и воспитателями. Это особенно важно, если ребенок

часто болеет или не посещает дошкольные учреждения без объ-

яснения причин, неухожен, если известно, что он подвергается

в семье жестокому обращению.

Когда проблема выходит за рамки компетенции образова-

тельного учреждения, социальный работник вправе (и должен) обратиться в соответствующие полномочные социальные ин-

станции.

В период включения ребенка в систему дошкольного об-

разования чаще всего впервые выявляются его отклонения в

развитии — физическом, эмоциональном, познавательном. В

таких случаях социальный работник должен организовать по-

мощь своему подопечному, привлекая соответствующих спе-

циалистов — медицинских работников, психолога, социального

педагога, милиционера и т. д., и таким образом своевременно

устранить симптомы неблагополучия. Это, пожалуй, едва ли не

единственный действительно эффективный способ сокращения

количества детей “группы риска”, имеющих в 3–7-летнем воз-

расте ряд предпосылок для получения в недалеком будущем

диагноза “социальная дезадаптация”.

Не должна остаться без внимания социального работника

и та категория детей, которую педиатры называют “неорга-

низованной”, т. е. детей, не посещающих детские дошкольные

учреждения. В соответствии со ст. 18 упоминавшегося Закона

РФ “Об образовании” “родители являются первыми педагогами.

Они обязаны заложить основы физического, нравственного и

интеллектуального развития личности ребенка в раннем дет-

ском возрасте”. Социальный работник должен быть осведомлен

о степени воспитательного потенциала семьи и своевременно

организовать работу с родителями.

Несмотря на то что деятельность специалиста по социальной

работе в учреждениях дошкольного образования преимуществен-

но носит организационно-профилактический характер (выявле-

ние детей с симптомами социального неблагополучия, выяснение

причин неблагополучия, организация системы адресной социаль-

ной помощи детям), ее значение трудно переоценить: эффективно

организованная система социальной помощи детям в учрежде-

ниях дошкольного образования является условием сокращения

числа случаев неблагополучного развития учащихся массовой

общеобразовательной школы. Социальная работа в школах обе-

спечивает учащимся благополучное социальное развитие при

получении ими начального общего (1–4 кл.), основного общего

(1–9 кл.) и среднего (полного) общего образования (10–11 кл.).

Причем следует иметь в виду, что “требование обязательности

общего образования применительно к конкретному обучающе-

муся сохраняет силу до достижения им возраста 18 лет, если

соответствующее образование не было получено обучающимся

ранее” (ст. 19 Закона “Об образовании”).

Как и во время работы в дошкольных учреждениях, соци-

альный работник, осуществляющий деятельность на последую-

щем образовательном уровне, руководствуется действующим

законодательством, стремится удовлетворить потребности

учащихся и при этом учитывает возможности их семей. В дан-

ных условиях он превращается в политика и стратега по орга-

низации социальной помогает нуждающимся детям и оздоров-

лению семейной среды. В поле его зрения находятся динамика

посещаемости школы учащимися, успеваемости, материального

и социального положения учащихся “группы риска”, в первую

очередь из малообеспеченных семей, также их отношения со

сверстниками, учителями и родителями. Учителя не обязаны

стремиться устранять причины бедности, девиантного или де-

линквентного поведения своих учеников, так же как и другие

симптомы их социального неблагополучия. Социальный работ-

ник, посещая семьи учащихся, зная положение ребенка в школе

и классе, его нужды и беды, поощряет родителей максимально

использовать образовательные возможности школы, например

возможность наладить межличностные отношения в семье с по-

мощью школьного психолога, принять участие в общественной

акции, организуемой социальным работником, использовать

возможности дополнительного образования, если ребенок про-

являет особые способности к какому-либо виду деятельности;

получить материальную помощь и т. п.

Особую сложность для социального работника могут пред-

ставлять случаи, когда учащийся относится к категории со-

циально дезадаптированных детей, а его семья имеет низкий

воспитательный потенциал, т. е. в ней процветают грубость,

аморальное поведение, психические болезни, антисанитария

и т. д. В таких ситуациях ни ребенок, ни социальный работникне могут рассчитывать на поддержку семьи и без привлечения

специалистов (социального педагога, классного руководителя,

психолога, инспектора по делам несовершеннолетних, нарколога

и др.) не обойтись.

В должностные обязанности социального работника, осу-

ществляющего свои функции в условиях массовой общеобразо-

вательной школы, входят также забота о детях, окончательно

или временно исключенных из школы; оказание помощи и

поддержки родителям при переводе ребенка в другое учебное

заведение, система образования в котором в большей степени

соответствует его особенностям, в частности в тех случаях,

когда одаренный ребенок воспитывается в семье, являющейся

малообеспеченной по причине многодетности, болезни родите-

лей, отсутствия одного из родителей и т. п.; защита прав детей,

являющихся представителями национальных меньшинств,

беженцами или переселенцами; выявление детей, которые не-

законно заняты на работе в учебное время, и решение вопроса

об их обучении; поддержка детей, получающих образование

вне школы; пресечение случаев жестокого обращения с детьми;

содействие детям (в реализации их прав в сфере образования)

и родителям (в использовании социальных привилегий, предо-

ставляемых школьникам); организация во внеурочное время

социальной учебы учащихся, т. е. обучение эффективным ме-

тодам решения бытовых проблем, а также различных массовых

мероприятий — благотворительных ярмарок, аукционов, акций

милосердия и др.

Процесс профессионального функционирования специали-

ста по социальной работе состоит из нескольких этапов: изучение

условий жизни учащихся — оформление социальных паспортов —

формирование системы адресной социальной помощи нуждаю-

щимся в ней школьникам и координация усилий специалистов

социальной сферы, причастных к решению проблем детей

“группы риска”.

Стоит отметить, что подобная деятельность в России осу-

ществляется в основном лишь в школах инновационного типа,

где ребенок является ключевой фигурой учебно-воспитательногопроцесса и родители принимают активное участие в делах учеб-

ного заведения.

Свою специфику имеет социальная работа в системе началь-

ного и среднего профессионального образования. Социальный ра-

ботник должен учитывать возрастные особенности своих клиен-

тов (как правило, это подростки и молодежь в возрасте 15–19 лет);

понимать и принимать их интересы и ценности; поддерживать

стремление к самостоятельности, поиску и нахождению себя в

сфере труда и, что самое главное, должен организовать помощь

таким образом, чтобы учащиеся имели возможность найти соци-

ально приемлемые способы зарабатывания денег на карманные

расходы и оплату досуга, чтобы они знали свои права и обязан-

ности и умели пользоваться теми социальными привилегиями,

которые соответствуют их положению. При этом работа с семьей

учащегося спецшколы, ПТУ, техникума по-прежнему рассма-

тривается как опосредованная помощь подростку. Составление

социального паспорта на каждого учащегося учебного заведения,

изучение житейских проблем подростков, ориентация в ситуа-

ции на рынке труда, налаженная система профессионального

взаимодействия со специалистами ряда социальных сфер — вот

необходимые условия оказания адресной социальной помощи

молодым людям, получающим начальное или среднее профес-

сиональное образование.

Социальная работа в вузах — еще одно из возможных на-

правлений профессионального функционирования социальных

работников в области образования.

Как правило, студенты вузов из малообеспеченных семей

пытаются “подрабатывать” в свободное от учебы время, а из

обеспеченных — получить дополнительное образование. И тем

и другим нужна поддержка. Организованный в вузе социально-

психологический центр, поддерживающий связи с другими

учебными заведениями, предприятиями и социальными ор-

ганизациями, может оказать существенную помощь молодым

людям, желающим избавиться от нужды и самостоятельно

зарабатывать. Социально-психологический центр может при-

нимать заказы от предприятий и учреждений на проведениекаких-либо исследований, выполнение определенных видов ра-

бот, предлагать студентам ряд вакантных должностей и рабочих

мест в данном вузе и т. д.

В целях помощи студентам, проживающим в общежитиях,

испытывающим лишения, унижения и многие другие неудоб-

ства, не умеющим воспользоваться своими правами и льгота-

ми, социальный работник формирует группу поддержки из

студентов-старшекурсников. Кроме того, он оказывает помощь

студенческим семьям.

Компетентный в работе со студенческой молодежью спе-

циалист расценивает профессиональную коммуникацию, решая

вопросы: что может послужить условием, которое позволит

студенту проявить самостоятельность в добывании средств для

жизни и получения образования социально приемлемыми спосо-

бами? когда? для кого из его подопечных это может послужить

условием? каким образом? Эти вопросы социальный работник

должен задавать себе применительно ко всей своей работе, но

при функционировании в вузе — обязательно.

В вузах обучаются также молодые люди с ограниченными

физическими возможностями, которым сложно занять свое

место в сфере труда, дети-сироты, дети из многодетных семей,

студенты, имеющие детей, и многие другие категории социально

незащищенной молодежи. Помощь в виде разовых денежных

выплат или вещевой гуманитарной поддержки не является

выходом из положения. Существенную помощь может оказать

социальный работник, информирующий студента о том, куда,

к кому, каким образом можно обратиться, чтобы изменить свое

незавидное положение, предложив свои услуги.

О возможностях своих клиентов социальный работник

должен осведомиться при заполнении социального паспорта на

каждого из них.

Особого внимания заслуживают студенты, демонстрирую-

щие выдающиеся успехи в учебе, но не имеющие средств к про-

должению образования, вынужденные, чтобы заработать себе

на жизнь, переводиться на заочное или вечернее отделения,

сужающие свои возможности, так как не в состоянии оплатить, например, курс иностранного языка, компьютерной грамотности

и др. Они нуждаются в поддержке социального работника и в той

помощи, которую он может оказать в соответствии с действую-

щим законодательством.

Опыт различных стран, например Англии и Германии, по-

зволяет говорить о существовании двух вариантов организации

социальной работы в образовании. В одних случаях специалисты

по социальной работе являются штатными сотрудниками образо-

вательного учреждения, в других — они работают в социальных

службах, обеспечивающих обслуживание конкретных учреж-

дений образования. В школах они занимаются с учениками, по-

ведение которых является девиантным или испытывающими

трудности в учебе; проводят профилактическую работу, пред-

лагают учащимся в свободное от учебы время заняться какой-

либо деятельностью, изучают условия их жизни, работают с их

семьями. Этот вариант практикуется в Англии. В Германии пред-

почтение отдается первому варианту: социальных работников

здесь принято включать в штат образовательного учреждения,

чаще в штат школ.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: