ТЕМА: Роспись шкатулки в стиле «Федоскино» на тему «Пейзаж»




ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА

 

 

Студент 32 ДПИ

Неверова О.А.

 

 

Консультант

Антонова А.В.

 

Москва 2018

 

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………..3

Глава I. Художественно-историческая глава……………………...5

1. История промысла……………………………………………...5

2. Жанровое разнообразие Федоскинской миниатюры. Художники Федоскино,,,.,.……………………………………………………….9

3. Проект изделия………………………………………………...12

Глава II. Технологическая глава…………………………………..13

1. Технологический процесс изготовления изделия……………13

2. Инструменты и материалы…………………………………….18

3. Организация рабочего места…………………………………...19

4. Охрана труда и техника безопасности………………………....19

Технологическая карта выполнения изделия в стиле Федоскино..20

Заключение…………………………………………………………..21

Словарь терминов……………………………………………………22

Список литературы…………………………………………………..25

Приложение…………………………………………………………..26

 

 

Введение

Декоративно-прикладное искусство является важнейшим элементом культурного наследия нашей страны. Невозможно себе представить русскую культуру без её многочисленных и разнообразных народных промыслов. Промысел – это важнейший фактор развития художественного и культурного облика государства.

Украшая быт, произведения декоративно-прикладного искусства жили и умирали вместе с поколениями людей. В них отражалась эпоха, жизненный уклад, вкусы и идеалы людей определенного времени.

Огромное влияние на развитие народной культуры сыграли, порой, маленькие, но такие изящные изделия, сделанные руками искусных мастеров и мастериц. Секреты мастеров передавались из поколения в поколение, как драгоценное наследие. Тем самым промыслы постоянно преображались и совершенствовались, приобретая новые формы и мотивы, соответствующие времени. Но свою самобытность они никогда не теряли, а лишь дополнялись. Так создавались целые династии мастеров. Часто можно проследить жизнь промысла на истории какой-либо семьи, которая сделала промысел основным делом многих поколений, тем самым сохраняя его в русле истории своего рода.

Огромное разнообразие промыслов существует по всей нашей необъятной Родине и одним из самых выдающихся и изящных бесспорно можно назвать Федоскинскую лаковую миниатюру. Федоскинская миниатюра - это один из видов традиционной русской лаковой миниатюрной живописи. Этот промысел сложился в конце 18 века в подмосковном селе Федоскино. Особенностью Федоскинской миниатюры является виртуозная техника письма прозрачными лессировочными красками, яркость которых усиливается контрастом с мерцающим чёрным лаковым фоном.

Несколько поколений мастеров оттачивали технику письма и умение соотносить композицию росписи с формой изделия. Федоскинская миниатюра выполняется масляными красками в три-четыре слоя на изделиях, выполненных из папье-маше. Оригинальной федоскинской техникой стало так называемое "письмо по сквозному": когда на поверхность перед росписью наносится отражающий свет материал - металлический порошок, поталь или перламутр. Просвечивая сквозь прозрачные слои красок, этот материал придает изображению глубину, эффект "свечения".

Особое место в федоскинских произведениях занимал мотив троек. Выезды на лошадях в прошлом были одним из естественных и популярных средств передвижения. Художники смело перерабатывали первоисточник, внося живое чувство в свои произведения. Жанровый мотив в Федоскино – это широкое повествование, охватывающее большой исторический отрезок времени. Обращение художников к таким жанровым мотивам, как тройки, хороводы, гулянья, ярмарки, свидания и прочее, - это, скорее, хрестоматийная классика, которая воскрешает память, возвращая нас к чистому роднику народной жизни. Портретное направление в Федоскино продолжает старые традиции лукутинских лаков. В основу миниатюры берутся картины, рисунки, фотографии, а художник привносит лишь собственное восприятие первоисточника, не отклоняясь от оригинала. Совершенно новое развитие получил в Федоскино пейзаж. В лукутинской миниатюре пейзажные мотивы были копиями танкового искусства, в жанровых миниатюрах пейзаж присутствовал очень скромно, скорее всего как дополняющий элемент. Современные пейзажные работы федоскинцев – это фейерверк разнообразных по содержанию образов родной природы.

В течение учебного года мы изучали Федоскинскую лаковую миниатюру. Мне очень понравилась эта роспись яркостью, красотой, реалистичностью, богатой цветовой гаммой, национальным колоритом, разнообразием сюжетов. Федоскинская миниатюра – это изящная декоративная живопись, которая украшает предметы быта, так лаконично сочетая в себе произведение искусства и бытовую функцию, что привносит в жизнь людей красоту и изящность.

Тема моей экзаменационной работы - роспись панно в стиле «Федоскино» по мотивам работы Козлова С.И. «Русский север».

Сергей Козлов родился в 1955 году и провел детство в древнем городе Дмитрове, расположенном недалеко от Москвы. Окончил Федоскинское художественное училище в 1974 году. Его учителями были И. Ларишев, Монашов С. В. и Давыдов С. П.

С. Козлов является членом Союза художников СССР с 1983 года. Его работы экспонируются в центральных музеях России. Художник часто участвует в различных выставках в России и других странах. Его работы всегда получают почетные награды. Наиболее ценным из них является Национальная премия России.

С 1976 года Сергей работал на Федоскинской фабрике миниатюрной живописи. Сейчас он профессиональный художник. Его работы пользуются очень большим спросом среди коллекционеров.

Художник писал свои работы на самые разные темы: сказки, архитектура, пейзажи, история, но сейчас он в основном отдает предпочтение изображению пейзажей и архитектуры.

Пейзажные произведения С.И. Козлова очень глубоки по настроению. Колорит синего, серебристо-серого и белого оттенков изыскан и передает очарование северной природы России и её монастырей. Лаконичность и соразмерность плоскостей лака преображает изображение, делая его полусказочным. Удачное соотношение формы предмета с округлыми гранями и ритмом рисунка, выбор сюжета для каждой стороны и естественное перетекание изображения с одной плоскости на другую, их взаимосвязь создают величественно прекрасный образ Руси. Облака, кроны деревьев будто сотканы из тончайших лепестков дивных цветов и нежной шалости ветра, волны, перламутровые птицы - всё окутано серебристым дыханием.

Изящные, разнообразные по форме шкатулки, ларцы, табакерки, игольницы, бисерницы уже не одно столетие радуют любителей и знатоков декоративно-прикладного искусства. Шкатулки Федоскино могут стать отличным подарком для всех, кто тонко чувствует и ценит гармонию, красоту и уникальные художественные решения, отражающие богатство русской культуры. Произведения федоскинских мастеров популярны не только в России, но и в других странах.

Глава I. Художественно-историческая глава.

1. История промысла.

В 1795 г. купец П.И. Коробов начал в купленном им селе Данилкове (сейчас это село входит в состав Федоскина) производство козырьков. Через некоторое время талантливый и предприимчивый купец отправился в Германию и в г. Брауншвейге на фабрике И. Штобвассера познакомился с технологией изготовления изделий из папье-маше. Это занятие очень заинтересовало его, и он перенял эту технологию: завёл на своей фабрике изготовление табакерок, украшенных наклеенными на крышку гравюрами, иногда раскрашенными и покрытыми лаком, которые были очень популярны в то время. Только в первой половине XIX в. все изделия из папье-маше стали украшать живописными миниатюрами, выполненными масляными красками в классической живописной манере.

После смерти П. И. Коробова фабрика перешла во владение его дочери, но фактически не развивалась, пока не перешла в собственность Лукутиным, родственникам Коробова. Лукутины владели фабрикой в течение 85 лет и добились расцвета её производства. Расцвет начался во второй половине XIX в., когда фабрикой владел А. П. Лукутин. Он сумел организовать производство наилучшим образом: мастера работали у него по найму, а главное – он набирал искусных мастеров, прошедших ту или иную художественную школу: иконописные мастерские Сергиева Посада, обучение в Строгановском училище и т.д.

Изменилась и тематика росписей: появились мотивы «тройки», «чаепития», сцен из крестьянской жизни. Особенно ценились ларцы и шкатулки, украшенные сложными композициями – копиями картин русских и западноевропейских художников.

Последним владельцем фабрики в Федоскине был Николай Александрович Лукутин ((1853-1902) – известный московский промышленник, коллекционер и меценат. В годы его управления фабрикой её продукция стала конкурировать с европейскими образцами; получала медали на российских и зарубежных выставках.

После смерти Н.А. Лукутина его жена закрыла фабрику в 1904 г. Часть мастеров перешла на работу к В.О. Вишнякову на жостовский подносный промысел, но часть работников фабрики своими усилиями продолжила дело: в 1910 г. была учреждена «Федоскинская трудовая артель бывших мастеров фабрики Лукутиных».

Уже первые изделия артели на продаже в Москве получили высокую оценку.В 1912 г. в артели работало 14 мастеров и 9 учеников. Ассортимент артели насчитывал около 160 наименований изделий.

В 1913 г. изделия федоскинской артели были удостоены малой золотой медали на Всероссийской выставке сельскохозяйственной промышленности в Киеве.

Но произошла Октябрьская революция, производство потеряло темп, а в первые послереволюционные годы стала переживать большие сложности: спрос на продукцию резко упал, новые власти обложили мастеров непосильным налогом, предпринимались даже попытки закрыть мастерские. Перелом в отношении к федоскинской миниатюре наступил после 1923 г., когда эти изделия были удостоены диплома I степени на Всесоюзной выставке сельскохозяйственной и культурно-промышленной продукции в Москве.

Производство стало постепенно расширяться, продукцию стали активно продавать за границу.

В 1930-1950-х годах тематика Федоскина сузилась: преимущественно занимались копированием произведений станковой живописи. Но в 1945 г. была создана экспериментальная мастерская под руководством НИИ художественной промышленности. Были возрождены многие технологии, утерянные за годы послереволюционных потрясений. Принципиально новый этап в истории федоскинской миниатюрной живописи начался в конце 1950-х годов. В 1960-х годах артель была преобразована в Федоскинскую фабрику миниатюрной живописи.

В настоящее время на фабрике создаются оригинальные авторские произведения, в них творчески переосмысливаются традиции федоскинской миниатюры. Основные темы творчества – природа Подмосковья, русские песни и сказки, героическое прошлое России.

 

2. Жанровое разнообразие федоскинской миниатюры. Художники Федоскино.

Особое место в лукутинских, вишняковски, федоскинских произведениях занимал мотив троек. Выезды на лошадях в прошлом были одним из естественных и популярных средств передвижения. Но первое обращение в миниатюре к этой теме пришло через творчество А.О. Орловского (1777 – 1832 гг.). Вслед за его «Тройкой с фельдъегерем», написанной в 1818 году, пошли тройки летние и зимние, парные, одиночные, обгоняющие друг друга с картин П.Н. Грузинского (1837 – 1892 гг.), Н.Е. Сверчкова и К. Гампельна.



Третьяков В. «Авария»

Художники смело перерабатывали первоисточник, внося живое чувство в свои произведения. Тройки были и остаются любимым мотивом современных художников. Троечное» направление в Федоскино – это не «чистый жанр, повествующий просто о поездке на ярмарку, свадебном выезде или разудалом катании. Тройки рассказывают о многом в русском характере, это безоглядная лихость и сосредоточенная углубленность в себя. Тройки – это и задумчивая напевность ямщицких песен и удаль русских плясок. В «жарких тройках» Н. Леоновой безудержная отвага казачьих конниц, бьющая через край энергия, страстное упоение скачками, терпкий запах степей и ночные звуки пасущихся табунов. Тройки М.С. Чижова на фоне зимнего деревенского пейзажа или жанрового сюжета излучают радость жизни. Ясные цвета красного, глубоких зеленого, синего и охры передают мажорную гамму ощущений морозного солнечного дня, праздничных событий и приятную необычность изображаемого.

Тройки и хороводы раскрывают душу народа. Хороводы и пляски Ю.В. Карапаева – это целый мир русской жизни. Нежный шелест березовых рощ, журчанье ручейков, щебетанье птиц, свежесть и прелесть раннего утра чудится в плавных движениях девичьих хороводов. Это и языческая обрядовость, плетущая нить преемственности поколений («Северная песня»). Хоровод – сокровенность, утаенность переживаний. Пляска – половодье чувств. В пляске Карапаева тонко схвачен жест отчаянного кавалера, где за внешней поглощенностью скрывается буйный темперамент, который через секунду прорвется в неистовый пляс и отчаянное озорство.



Папёнов М. «Коробейник»

Жанровый мотив в Федоскино – это широкое повествование, охватывающее большой исторический отрезок времени. Ретрообраз народного быта. Обращение художников к таким жанровым мотивам, как тройки, хороводы, гулянья, ярмарки, свидания и прочее, - это, скорее, хрестоматийная классика, которая воскрешает память, возвращая нас к чистому роднику народной жизни. «Весна», «Птица Сирин и птица Феникс» М. Рогатовой – это фольклорные обрядовые жанровые зарисовки. В работах художницы причудливо переплелись сказки, поверья, детские игры и мечты. В миниатюрах В.В. Синельниковой «На катке», «Пали снега, охотнички выезжали» - это тоже ретроспективный образ, но более близкого к нам времени, объединяющий жанровые и литературные мотивы, напоминающий быт героев Льва Толстого.

Для большинства жанровых сцен Федоскино присуща повествовательность, так характерная для народного искусства. Персонажи как бы позируют, замерев перед фотоаппаратом или разыгрывая некое действо для публики. Жанровые мотивы С.В. Монашова лиричны. Художник умеет обычное житейское дело поэтизировать, наполнить гармонией человеческих отношений, уютом («После бани»). Г.Н. Ларишев находит в житейской ситуации какой-нибудь острый момент, вносит в нее раскованное озорство. И в лирических жанровых мотивах его работ всегда присутствует лукавая улыбка их создателя.

Часто миниатюрны на жанровую тему написаны в гротескной манере («Новые русские» С.И. Кирсанова, «Чаепитие» Е.А. Солодилова). В.Д. Липицкий, автор сказочных сюжетов, ставших классикой Федоскино, официальных портретов политических деятелей, орнаментальных композиций, предстает перед нами как романтик жанра. Его «Коробейник» шире известной песенной основ. Персонажи его миниатюры помещены в динамичную среду: колышатся на ветру колосья пшеницы, развиваются одежды молодой красавицы, перед ней коленопреклоненный юноша. В другой миниатюре «У костра» группа молодежи собралась после работы на опушке у костра. Вдали виднеется деревенька, на лугу пасутся кони, воздушное пространство в движении, окутывающее всю окружающую природу. Сочетание открытых ясных тонов красного, белого, голубого на фоне нежной зелени с охристыми оттенками предает радостное мироощущение, свойственное молодости.

Сюжетами произведений вишняковских и лукутинских мастеров были известные картины, литографии, лубок. Этот подход сохранился и до сегодняшнего дня. Примером его является творчество художника В.И. Третьякова. Обращаясь к наследию известных художников-реалистов прошлого, он умеет свежо подать известный сюжет, безукоризненно вписав его в безупречно подобранные формы. Его произведения отличаются высокой культурой вещи («Бобыль», «Игра в шахматы»).

Уже с 20-х годов в работах федоскинцев начинают преобладать индивидуальные композиции, а 70-е годы ознаменовали не только значительный перелом в создании образцов для тиражирования, но и новый подход к темам и сюжетам. Отмечен небывалый рост индивидуального начала в федоскинской миниатюре, и не только в рамках образца, но гораздо шире и глубже. Это объясняется накопленным опытом, включая огромную работу по расширению кругозора и повышению общеобразовательного уровня художника, их участию во всевозможных выставках. Широкая и прочная система наставничества еще в 60-е годы дала возможность проявиться многим непохожим талантам, как В.Д. Липицкий, В.Д. Антонов, Ю.В. Карапаев, А.И. Солонинкин, Г.И. Ларишев, С.В. Монашов, О.А. Курузов, П.Н. Пучков, А.А. Толстов, М.С. Чижов, М.И. Корниенко, М.Г. Пашинин, А.И. Козлов, Г.Б. Скрипунов и многие другие.

3.Проект изделия.

Тема моей экзамеционной работы – роспись панно в стиле «Федоскино» на тему «Пейзаж». Сначала надо выбрать композицию для копирования. Я выбрала композицию Козлова С. И. «Русский север». Подготовила панно по пропорциям композиции и приступила к проекту.

Необходимо измерить ширину и длину панно. Исходя из полученных размеров, учитывая багет, выбираем планшет, натягиваем бумагу.

Обтягивание планшета.

1. Перед началом работы необходимо хорошо протереть поверхность стола. Для того что бы устранить мелкие частицы и остатки краски.

2. Заготавливаем лист бумаги, который больше планшета на 2 или 3 см. Бумагу смачиваем с одной стороны при помощи поролоновой губки. Если бумага плотная, то ее смачивают с двух сторон.

3. Дав бумаге немного размокнуть, что приводит к увеличению ее размеров, ее вторично разглаживают на поверхности стола, что бы вторично удалить оставшиеся пузыри.

4. После этого бумагу накладывают на заготовленный планшет, следя за тем, чтобы со всех сторон остались одинаковые поля. При помощи кисти на ребра планшета наносится равномерный слой ПВА, либо равномерно закрепляется кнопками.

5. Клею дают подсохнуть и в это время приступают к раскрою листа по краям планшета, затем выступающую по краям бумагу загибают и прижимают к ребрам планшета по сторонам.

6. Притирку бумаги в местах проклейки рекомендуется выполнять предметом, имеющим цилиндрическую форму.

7. Обтянутый планшет переворачиваем бумагой к верху и оставляем в горизонтальном положении для полного высыхания бумаги.

После того, как планшет окончательно высохнет, размечаем на нем панно в главном ракурсе вместе с багетом. Далее размечаем рисунок. Рисунок делаем в карандаше и в акварели. Затем прорабатываем рамку.

После того, как все нарисовано, оформляем работу: наверху планшета пишем черной тушью название работы, в левом нижнем углу пишем краткую аннотацию, а в правом нижнем углу фамилию студента и преподавателя.

Глава II. Технологическая глава

Технологический процесс изготовления изделия.

1. Выбор панно.

Берем обычный лист МДФ и выпиливаем из него панно с нужными габаритами.

2. Подготовка к росписи.

Покрываем панно автомобильной грунтовкой со всех сторон, чтобы защитить его от деформации от влаги и улучшить закрепление алюминиевого грунта.

Вклеиваем перламутр. Для этого вытачиваем выемку для пластины. Вырезаем нужный размер пластины перламутра и приклеиваем его на эпоксидную смолу.

3. Художественная роспись.

Этап 1. Грунт – алюминиевый порошок, напыляемый на лак, прилипая к поверхности, он обеспечивает стойкость цвета наносимой краски. Прозрачные краски просвечиваются через грунт, придавая металлический блеск. Затем на грунт при помощи кальки переводится силуэтный рисунок.

Этап 2. Замалевок – наложение первого слоя живописи. В нем отображаются основные цвета и тени, не уделяя внимания деталям. Далее производится сушка. Если масляные краски оставить сушиться при комнатной температуре это займет очень много времени, а некоторые краски могут совсем не высохнуть, поэтому сушка производится при оптимальной температуре примерно 60 градусов по Цельсию.

Этап 3. Перемалёвок.

Когда краски высохнут, миниатюра покрывается слоем лака и снова производится сушка. Для обеспечения ровной поверхности и удаления пузырьков, образующихся при покрытии лаком, изделие шлифуется. В итоге, мы получаем идеально ровную поверхность, на которую наноситься следующий слой живописи. На этом этапе прописываются все детали; тени делаются более глубокими, свет более ярким. Далее – сушка, покрытие новым слоем лака, шлифовка.

Этап 4. Бликовка – последний слой живописи, расстановка акцентов, бликов, мельчайших деталей. Далее сушка, покрытие лаком не менее десяти слоев.

Готовое изделие

При помощи тонкой кисти пишется имя художника и дата изготовления. Полировка, как правило, делается «окисью хрома» (масляная краска) на медленно вращающемся кругу до зеркально ровной поверхности. Сложные моменты доводятся вручную.

Оформляем работу в багет

2. Инструменты и материалы

Инструменты:

• Водостойкая наждачная бумага (мелко – зернистая) № 2000, 1000, 600

• Стеклянная палитра

• Кисти для росписи – колонок № 4, 3, 2, 1, 0

• Кисть для покрытия лака № 24

• Мостик

• Коробка для сушки изделия

• Лампа дневного света

• Скотч бумажный

Материалы:

• Шкатулка из папье – маше

• Лак ПФ – 283

• Алюминиевый порошок (серебрянка)

• Лак синтек

• Льняное масло

• Скипидар

• Краски масляные – художественные

• Калька

• Репродукция пейзажа

• Растворитель 646

3. Организация рабочего места.

Это важный этап в изготовлении изделия. Ведь именно с организации рабочего места начинается процесс творчества. Правильно организованное рабочее место настраивает на рабочий лад.

• Перед тем как начать работу, нужно протереть своё рабочее место влажной тряпочкой, чтобы избежать попадания пыли во время процесса изготовления изделия.

• Рабочее место (а именно стол) должен быть просторным и свободным. Лучший вариант расположения стола – у окна.

• На столе должна быть постелена клеёнка для защиты его от пятен красок.

• Свет из окна должен падать слева, чтобы тень от руки не загораживала то, чем вы в данный момент занимаетесь.

• Рисовать следует при дневном свете. Если же нет такой возможности, то свет от настольной лампы, закреплённой на столе, должен падать слева.

• Баночка с маслом, краски, палитра должны стоять справа, эскиз – лежит слева.

• Все лишние предметы, которыми вы не пользуетесь (а это могут быть и ненужные на данный момент кисти, краски в тюбиках и банках, карандаши, калька и т.д.), необходимо убрать с поверхности стола или, если он широкий, отодвинуть их на другой край.

• Под рукой обязательно должна быть тряпочка или салфетка, которой можно вытирать лишнюю краску с различных поверхностей.

• Если вы пользуетесь различными растворителями и лаками (например, при лакировании), периодически проветривайте помещение, чтобы избежать отравления.

4. Охрана труда и техника безопасности.

При изготовлении изделий следует соблюдать технику безопасности, так как в этом процессе существуют операции, при несоблюдении техники безопасности которых можно навредить своему здоровью. Вот перечень процессов, при которых нужно её соблюдать:

• При работе с лаками и растворителями необходимо проветривать помещение, в котором вы занимаетесь, каждые полчаса.

• Соблюдать осторожность: использовать различные виды материалов только по назначению.

• Избегать попадания материалов в глаза и верхние дыхательные пути.

• Избегать вдыхания высокой концентрации лаков, красящих веществ и растворителей.

• Регулярно проводить влажную уборку помещения, дабы избежать возникновения большого скопления пыли.

• Хранить лаки, краски, растворители отдельно от пищевых продуктов, предметов обихода, средств личной гигиены.

• Не использовать лаки и растворители рядом с батареями, источниками открытого огня, так как появляется опасность возгорания.

• После работы тщательно промыть руки с хозяйственным мылом, чтобы избежать пищевого отравления.

• Каждый раз, применяя химические вещества, вредные для кожи, надевать защитные средства: Фартуки, резиновые перчатки, специальные респираторы.

• Вести себя аккуратно и внимательно.

Технологическая карта



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: