Стадия | Операция | |
Подготовка поверхности изделия под роспись | Покрытие автомобильным грунтом | |
Шлифование | ||
Вклеивание перламутра | ||
Выбор грунта: алюминиевый или смешанный грунт (согласно композиционному замыслуи техническому исполнению) *Если работа в технике сквозного письма, грунт покрывают лаком | ||
Припорох | ||
Перенос рисунка | Промасливание кальки | |
Точный перевод рисунка на кальку (при помощи острозаточенного карандаша) | ||
Уточнение деталей рисунка | ||
Перенос рисунка на изделие | ||
Роспись изделия | Замалевок | |
Сушка | ||
Лакирование (не менее 2-х слоев) | ||
Шлифование | ||
Перемалевок | ||
Сушка | ||
Лакирование (не менее 2-х слоев) | ||
Шлифование | ||
Бликовка | ||
Сушка | ||
Лакирование | ||
Чистовая отделка | Очистка и заправка изделия | |
Лакирование | ||
Сушка | ||
Шлифование | ||
Лакирование | ||
Сушка | ||
Шлифование | ||
Полирование (до полного блеска) | ||
Оформление | Оформление в багет |
Заключение.
Искусство росписи настолько своеобразно и так широко его применение, что, пожалуй, трудно найти уголок на территории нашей страны, где не встречались бы расписные изделия. Любая роспись обладает таким свойством, что простой предмет становится произведением декоративно-прикладного искусства. Нарядность, художественная содержательность изделий народных промыслов создаёт атмосферу праздничности, вызывает у человека приподнятое настроение.
Мастера федоскинской миниатюры настоящие виртуозы своего дела. Они сумели не растерять весь опыт накопленный их предками. Необыкновенно привлекательны ларцы и панно, броши и шкатулки различных форм и размеров с миниатюрной живописью и золотым орнаментом.
Сегодня Федоскинская миниатюра экспонируется за границу, участвует в международных выставках, является подарком на правительственном уровне. Мастера промысла «Федоскино» сохраняют культурную историческую славу Отчизны и её национальную идею. Многие художники являются лауреатами Государственных премий, имеют звание «Народных» и «Заслуженных художников Российской Федерации», большая часть художников состоит в творческих Союзах России. Современная федоскинская миниатюра поддерживается в основном частными мастерами.
Словарь терминов.
Бликовка – последний слой живописи, расстановка акцентов, бликов, мельчайших деталей. Далее сушка, покрытие лаком не менее десяти слоев
Декоративно-прикладное искусство – вид пластического искусства, тесно связанного с бытом народа и поэтому использующего народные традиции. Художественные средства обычно подчинены практическому назначению предмета и обусловлены особенностями материала и техники.
Гамма цветовая – цвета, преобладающие в данном произведении и определяющие характер его живописного решения.
Грунт – тонкий слой специального состава – клеевой, масляный, эмульсионный, - наносимый на дерево в целях придания поверхности нужных цветовых свойств и ограничения чрезмерного впитывания краски.
Законченность – такая стадия в работе над произведением, когда достигнута наибольшая полнота воплощения творческого замысла или – в более узком смысле – когда выполнена определённая изобразительная задача.
Замалёвок – наложение первого слоя живописи в лаковой миниатюре Федоскино. В нем отображаются основные цвета и тени, не уделяя внимания деталям.
Изобразительные искусства – живопись, графика, скульптура, а также декоративно-прикладное искусство. Все они отражают действительность в зрительных, наглядных образах; в каждом из видов изобразительных искусств имеются присущие только ему одному художественные средства.
Калька – прозрачная бумага, применяется при ручном копировании.
Кисти – основной инструмент для нанесения красящих веществ на холст, бумагу и другую основу в живописи и графике и декоративно-прикладном искусстве, а также в каллиграфии; изготовляются из обезжиренных и прокаленных волос или щетины различных животных; бывают щетинные, беличьи, барсучьи, песчанковые, колонковые, искусственные и др.
Клячка – разновидность мягкой резинки, применяемая в случаях, когда нужно осветлить тон тушевки в карандашных рисунках; легко разминается пальцами; служит не для стирания карандаша, а для осветления части рисунка – путем её легкого прижимания к рисунку: графит пристаёт к клячке и удерживается ею. Клячку можно изготовить, поместив обыкновенную резинку на 2 - 3 дня в бензин или керосин; затем размягченную резинку смешивают с картофельной мукой, регулируя вязкость клячки.
Колорит – особенность цветового и тонального строя произведения.
Композиция – структура произведения, согласованность его частей в соответствии с содержанием; средство создания художественного образа, наилучшего воплощения замысла художника. Работа над композицией идёт от первоначального замысла, с его «завязки» в пластически зримых формах, до завершения произведения.
Компоновка – 1) размещение в формате художественного либо иного рода изображения; 2) подбор формата для имеющегося или предполагаемого произведения; 3) этап композиции как элемент, относящийся к установлению метрического равновесия формата и композиционной схемы, её габаритов, цветовых параметров.
Копирование – процесс создания копий рисунка или чертежа; может производиться различными способами: перекалыванием, калькированием, передавливанием, перерисовкой по сетке, а также с помощью пантографа, эпидиаскопа и пр.
Мазок – след кисти с краской, оставляемый на основе (холсте, картоне, дереве и т.д.). Техника живописи мазками очень разнообразна и зависит от индивидуальной манеры художника, от задачи, которую он перед собой ставит, от особенностей и свойств материала, в котором он работает.
Манера – этим понятием в основном определяют особенности творчества художника, его индивидуальные приёмы работы в той или иной технике.
Мотив – в декоративно прикладном искусстве – это основной элемент орнаментальной композиции, который может многократно повторяться.
Набросок – быстрый рисунок. Трактовка форм в наброске обычно отличается значительной обобщённостью, так как его цель – дать лишь общее представление о натуре. Набросок часто имеет самостоятельное значение, но могут быть и подготовительные наброски для картины.
Основа – материал, поверхность, по которой пишут красками или рисуют. Основой могут служить холст, деревянная доска, картон, бумага, поверхность стены, стекло, фарфор и т.д.
Палитра – 1) керамическая плитка либо стекло, на которой художник раскладывает и смешивает краски; 2) характер цветовых сочетаний, типичных для данной картины, для произведений данного художника или художественной школы. Известны выражения: «богатая палитра», «блёклая палитра», «однообразная палитра».
Пигмент – природные либо искусственные, неорганические красители.
Планшет - это жесткая конструкция из листа ДВП или финской фанеры, и из нескольких деревянных реек. На планшет натягивают бумагу.
Пропорция – мера частей, соотношение размеров частей друг к другу и к целому.
Разбавители – для акварельных и гуашевых красок единственный разбавитель – вода. Для разбавления масленых красок применяются составы скипидарного происхождения или продукта переработки нефти в смеси со спиртом или льняным маслом.
Рисунок – изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств – контурной линии, штриха, пятна; как правило, выполняется одним цветом либо с более или менее ограниченным использованием разных цветов; различными сочетаниями этих средств в рисунке достигаются пластические моделировки, тональные и светотеневые эффекты.
Стиль – 1) общность идейно-художественных особенностей произведений разных видов искусств определённой эпохи; 2) национальная особенность искусства; 3) отдельные специфические художественные признаки произведений искусства или памятников материальной культуры; 4) творчество одного художника или группы художников, которое отличается яркими индивидуальными чертами.
Творческий процесс – процесс создания художественного произведения, начиная от зарождения образного замысла до его воплощения, процесс претворения наблюдений действительности в художественный образ.
Тема – круг явлений, выбранных художником для изображения и раскрытия идеи его произведения.
Техника – в искусстве – совокупность специальных навыков и приёмов, посредством которых выполняется художественное произведение. Умение пользоваться художественными возможностями материала и инструментами, которые избраны для передачи вещественности предметов, объемной формы. Технические средства искусства не остаются нейтральными по отношению к содержанию, а подчинены идейно-художественному замыслу произведения.
Форма – 1) внешний вид, очертание; 2) в изобразительном искусстве – объемно- пластические особенности предмета; 3) во всех видах искусств – художественные средства, служащие для создания образа, для раскрытия содержания произведения. В творческом процессе находят форму наиболее соответствующую замыслу. В любом из видов искусства форма в значительной степени определяет художественные достоинства произведения. В изобразительном искусстве художественная форма – это композиционная построенность, единство средств и приемов, реализованных в художественном материале и воплощающих идейно-художественный замысел.
Формат – фигура плоскости, на которой выполняется изображение. Она обусловлена ее общими очертаниями и отношением высоты к ширине; ее выбор зависит от содержания и настроения, выраженного в произведении.
Художественные средства – все изобразительные элементы и художественные приёмы, которые использует художник для выражения содержания произведения. К ним относятся: композиция, перспектива, пропорции, светотень, штрих, фактура и т.д.
Цвет – одно из основных художественных средств в живописи. Изображение предметного мира, разнообразных свойств и особенностей натуры в живописи передаётся посредством отношений цвета и цветовых оттенков. К основным качествам цвета относятся: цветовой тон – особенность цвета отличаться от других цветов спектра (красный, синий, желтый и др.), светосила, насыщенность.
Целостность – необходимое важнейшее качество произведения искусства, способствующее его большей художественной и образной выразительности. Целостность изображения заключается в соответствии разных его частей друг другу, в подчинении частного общему, второстепенного – главному, частей (деталей) – целому, а также в единстве приемов исполнения.
Эскиз – подготовленный набросок к произведению, отображающий поиски наилучшего воплощения творческого замысла.
Эскизирование – это творческий поиск.
Список использованных источников и литературы.
1. Уханова И. - Лаковая живопись в России XVIII - XIX веков. СПб. «Искусство - СПБ» 1995
2. Малахов Н.Я. – Федоскино. Москва. «Изобразительное искусство» 1990.
3. artss.ru –Мастера Федоскино
4. www.ya-zemlyak.ru - Земляки- народные промыслы
5. rustur.ru – Лаковое Федоскино. Журнал «Отдых в России».
Приложение