Смерть родителей и мужа.




Будучи простой христианкой, как мы все, Рита встречает испытания, подобные нашим, и в первую очередь – скорбь.

Рождённая от родителей уже далеко не молодых, можно сказать, что её жизнь молодой девушки была полностью отдана в жертву им. Именно она приводила их к жизни. Чтобы лучше обеспечить их время старости, она согласилась выйти замуж.

Возможно, что две четы жили вместе в «Каза Манчини». Подобное совместное проживание содержит всегда какие-нибудь неудобства. Порой их почти невозможно избежать. Ужасный темперамент мужа делал ситуацию ещё более тяжёлой.

Нужно было, чтобы Рита была ангелом кротости, и чтобы она скрывала от родителей многие расправы, совершённые над ней, чтобы её старые родители не слишком страдали, разделяя жизнь этого совместного домашнего очага.

Это длилось три года – именно тогда, когда она была супругой-мученицей.

Антонио и Эме Манчини умерли с интервалом в несколько дней. Он – 19 марта, в праздник святого Иосифа, а она 25 марта в День Благовещения. Этот совместный отход к небу нам является как трогательное благословение христианской любви.

Как прекрасно видеть двух супругов, которые вплоть до преклонного возраста поддерживали всегда друг друга взаимно и в лучших и в худших моментах своей жизни, и получили возможность следовать друг за другом даже в могилу.

Рита не так уж много сокрушалась. Вскоре она смогла почувствовать, что они её не покинули, так как именно это время датируется обращением её мужа.

Так прошли 14 лет её счастливой жизни до трагического вечера, когда пришла ужасная новость: возвращаясь из Кашии, был убит Пабло! Эта драма остаётся загадкой.

В течение 14 лет этот человек, раньше такой свирепый и приводящий в ужас окружающих, не подавал больше никакого признака ненависти к другим. Вне всякого сомнения, он был жертвой какой-нибудь «вендетты». Это разорвало сердце бедной женщины. К краху её человеческого счастья прибавилась, однако, ужасная тревога за душу её мужа. Она очень хорошо знала, что нежданная смерть – это всегда страшная вещь!

Увы! Как и мы все, Рита увидела, как умирают один за другим те, кого она больше всех любила. Каждый раз - это жестокое испытание, смягчённое, тем не менее, христианской надеждой.

Наша святая имеет такую живую веру и настолько разумна, чтобы сказать себе, как писал Августин после смерти его матери, святой Моники: «Не нужно было слишком плакать по нашей матери, так как она умерла не как отверженная. Она даже и совсем не умерла. Мы в этом глубоко убеждены».

Представим себе, с какой любовью Рита почитала своих родителей, и которые стали святыми покровителями её семейного очага. Часто она говорила о них своим детям. Она водила их на могилу их бабушки, как в паломничество к захоронениям Святых.

В общей молитве она, без сомнения, взывала к ним, и вся семья собиралась на мессах, которые она дарила в их честь.

Смерть мужа особенно потрясла Риту, потому что это была нежданная смерть.

В наше время наша вера так слаба, что мы завидуем тем, кто умирает внезапно: «Он не страдал!» И никто не задумывается над тем, что внезапная смерть – это беда (наказание). Ничего нет более опасного, в самом деле, чем предстать пред Господом, не имея времени об этом поразмыслить, подготовиться к этому, сожалеть о своих ошибках и получить за это прощение.

По-христиански лучше страдать во время болезни, которая продолжается немного, и использовать возможность пройти чистилище здесь, на земле.

Также церковь в литаниях ко всем Святым – не полагает ли нам на наши уста настоятельную мольбу: «От внезапной и нежданной смерти избавь нас, Господи!»

 

 

ВОСХИТИТЕЛЬНАЯ МАТЬ

 

У Риты было два сына. Возможно, они были близнецы. Они родились, скорее всего, сразу после свадьбы, так как в момент смерти отца они были уже юношами. Предание высказывается не совсем единогласно в отношении их имён. Кажется, одного звали Иаков, другого Павел.

Рита, будучи молодой матерью, имела уже достаточно благоразумия, чтобы не давать своим детям какие попало имена, следуя сколько-нибудь моде. Её эпоха в этом отношении была ещё менее фривольна, чем наша.

Выбирая детям имена, мы думаем о том, как дать им покровителя или покровительницу, служащих им примером на земле и одновременно заступниками на небе.

Об образовании и воспитании её сыновей мы знаем лишь то, что с самого их нежного возраста Рита водила их с собой в «лазарет», чтобы посетить там бедных и инвалидов.

Каждый из этих визитов был настоящим уроком милосердия, и это было гораздо лучше чисто книжного обучения. Отец поддерживал этот метод воспитания детей и оказывал в этом содействие своей жене с большим усердием. Когда он чувствовал, как вскипает его гнев, он удалялся, чтобы не вводить в соблазн детей.

Следует отметить, что необходимо заботиться о том, чтобы никогда молодёжь не замечала, какие противоречия есть между родителями.

После убийства их отца Рита, увы, не смогла своим взрослым сыновьям преподать урок, как забыть обиды. Сама же она совершила героический акт, простив от всего сердца убийц.

После этого шага милосердия и по его причине Бог ей открыл, говорят, что душа её мужа была спасена. Но как было трудно склонить и её сыновей к таким же чувствам!

У них был ужасный душевный атавизм - они выросли во времена ненависти. Они были захвачены неумолимой гонкой ложных вопросов «чести».

Когда она им напоминала учение Господа: «Молитесь за тех, кто вас гонит…Любите врагов ваших», - Рита чувствовала, что она не была понята и ещё менее является примером для них. Что ж? Её сыновьям теперь потерять их души в злобных чувствах «вендетты»?

Тогда эта мать проявляет логику, которая нас наполняет одновременно и удивлением и восхищением. Ужасающая мольба извергается из её сердца: «Возьмите их, Мой Боже, до того, как они смогут Вас обидеть».

И молитва была услышана, потому что биограф сообщает, что оба сына Риты «были призваны к лучшей жизни». Таким образом, Господь Бог призвал их к Себе, и они умерли по-христиански, не осуществив планы злопамятства и мести.

Для святой невозможного, таким образом, осуществился первый безнадёжный случай.

Следует поразмышлять немного над кажущейся ужасающей молитвой святой Риты по поводу её сыновей: «Пусть они лучше умрут, чем предадут себя проклятью!»

Подобно этому сказала одна королева Франции, которая, однако, не была святой: «Сын мой, вы знаете, как я вас люблю, - говорила Бланш де Кастилья молодому Луи – 1Х, - и, тем не менее, я предпочла бы лучше увидеть вас мёртвым у моих ног, чем способным хотя бы на один смертный грех!»

Какой урок для нас! И если бы он был бы желанным нам! Так, следуя за этими настоящими матерями-христианками, мы бы больше думали о душах наших детей, чем о здоровье их тел!

 

 

Поступление в монастырь

 

1417 год! Это ужасный год для Риты, потерявшей своего мужа и сыновей. Это год надежды для церкви, которая, наконец, выходит из великой схизмы. Рите 36 лет, нашей Жанне 5 лет. Казалось, Рита осталась одна в целом мире, но в самом деле она не одна.

Она живёт со своими «мёртвыми», которые стали её личными святыми. Она с ними говорит, она им молится, она просит их получить ей милость просвещения и совета.

Она сохраняла душевную тягу к религиозной жизни. Всегда она имела дух, соответствующий Евангельским наставлениям.

Три добродетели, которые являются столбами религиозной жизни: послушание, бедность, целомудрие она старалась реализовать как можно глубже в своей жизни замужней женщины.

Послушание, - его она проявляла лицом к лицу со своими престарелыми родителями, вопреки реальным трудностям, которые порой возникают, когда хочешь услужить пожилым людям. Она обладала им (послушанием) перед её трудным мужем.

. Бедность - её она претерпевала не из-за жадности, скупости, или из-за страха потерь, как это случается иногда, но чтобы иметь возможность больше оказывать милостыню.

Целомудрие, - она была одарена таким супружеским целомудрием, которое часто более трудное, чем другое, и которое так мало христиан соблюдает сейчас.

Этого не было довольно для Риты. Ей нужен был дар более полный. Она ощущала своё устремление к монастырю августинок из Кашии. Но монастырь св. Марии Магдалины отказал ей в приёме не по причине её вдовства (в церкви вдовы были всегда классом, особенно дорогим, кому оказывали помощь). Причина отказа была совсем другой: среди монахинь этого монастыря некоторые относились к клану, противоположному клану Риты. Последняя должна была получить примирение между двумя партиями, чтобы иметь возможность войти в монастырь, не внося в него элемент разделения.

Как кажется – предприятие сверхчеловеческое. В плане человеческом её случай казался случаем невозможным. Однако решение не могло быть иным, как только Божьим решением. В самом деле, через посредничество и с помощью её «ходатаев» - св. Иоанна Крестителя, св. Августина, св. Николая из Толентино (который ей уже вдохнул её призвание), Рита преодолела препятствия, которые сначала казались непреодолимыми: её святые широко открыли ей двери монастыря.

Но следует это понять не как материальную реальность, как это утверждает легенда чудесного восхождения Риты в монастырь, сопровождаемая своими «святыми заступниками» - как она их называет, но как духовное вмешательство.

В самом деле, двери затвора открылись под действием Святого Духа. Иначе говоря, сердце монахинь было тронуто, и оно не противилось больше пребыванию Риты среди них.

ЧУДО С ВИНОГРАДОМ.

ТАИНСТВЕННАЯ ЛЕСТНИЦА.

 

Чудесным образом Рита поступила в монастырь св. Марии Магдалины в Кашии. Теперь ей предстоит пройти новициат. Часто это бывает временем испытаний, особенно для душ с выраженной индивидуальностью.

Старшие имеют тенденцию испытывать новичков и особенно в добродетелях смирения и послушания. Возможно, именно в этой связи необходимо осветить то, что называют «чудо с виноградом». Мы прибегнем к очень старой истории, которая находится в очень старой книге Жана Касьяна, основателя монастыря св. Виктора в Марселе в начале У века, за 1000 лет до святой Риты.

Старший брат, чтобы подвергнуть испытанию послушания одного из своих монахов, вменил ему в обязанность каждый день поливать сухую ветку, воткнутую в землю. У Касьяна ветка не зацвела, и суперьёр закончил тем, что бросил её, постановив конец испытанию.

Мать-аббатисса из Кашии тоже приказала Рите каждый день поливать в течение долгого времени сухой деревянный кол, который она заставила подобрать во дворе и посадить у стены.

Это послушание Рита выполняла скрупулёзно даже в дождливые дни, в течение всего времени, которое ей было предназначено.

В один прекрасный день этот кол выпустил почки, а потом и чудесно зацвёл, став виноградом, и давая виноград по форме и по вкусу доселе неизвестный.

Вскоре взяли привычку дарить его Святому отцу, кардиналам и благодетелям Ордена. Ещё сегодня освящают виноград, который производит «виноград чуда» и распределяют его благодетелям Дома.

Её новициат закончился, Рита была допущена к совершению исповедания веры, то есть она окончательно продвинулась в трёх обетах, являющихся и триединым и торжественным обещанием Богу.

И вот в следующую ночь она видит во сне «лестницу, вершина которой достигает неба», и на которую опирается Её возлюбленнейший Господь.

Для тех, кто знает Библию, эта лестница напоминает лестницу Иакова, когда между Богом и этим патриархом состоялся действительный обмен обещаниями, заключён союз.

Также случилось и с Ритой. «Это было для неё, замечает самый древний из её биографов, - очень ясным знаком, что благодаря ступеням трёх торжественных обетов, она должна достичь вершины христианского совершенства».

 

Стигмат шипа

 

Сегодня мы можем представить себе с трудом, до какой степени в Средние века было почитание КРЕСТА. Это шло отчасти от крестовых походов. В ХШ веке мы видели это поклонение распятию настолько живое у св. Франциска, что это стоило ему получения стигматов на его собственном теле.

Это произошло в Алверне, который находится не так уж далеко от Кашии.

В следующем столетии св. Екатерина Сиенская, великая доминиканка, удостоилась насладиться такой милостью (благосклонностью), но она получила от нашего Господа дар прятать боль своих стигматов, чтобы они не были видны окружающим.

Нашей святой оставалось 14 лет до смерти, когда она оказалась объектом мистического феномена.

В тот год Великий пост в Кашии был возвещён известным францисканцем, канонизированным под именем Жак деля Марка.

У него было огненное слово, извергавшееся из апостолического сердца. В сопровождении нескольких спутниц, Рита пошла послушать его проповедь о Страстях Господних. Она была потрясена. Вернувшись в монастырь, она простёрлась перед фреской Х1У века, которая находилась в «ветхом оратории», соседствовавшим с хорами монахинь. Эта картина всё ещё существует, она представляет собой распятие.

«Тогда, - пишет Кавалючи,- она принялась просить с самым крайним пылом, чтобы Христос дал ей почувствовать хотя бы одну из этих иголок, столь многочисленных, которыми Его лоб был исколот. И то, что она просила – получила! Она не только почувствовала желаемую рану, но её лоб был отныне предназначен для незаживаемой язвы, которая должна была оставаться до самой смерти».

Это был настоящий стигмат и не только шрам, но открытая рана одновременно гнойная и зловонная. Запах был настолько отталкивающий, что чтобы не докучать другим монахиням, Рита была «сослана» в келью, не столь отдалённую.

Именно там она провела последние 14 лет своей жизни, исключая время её паломничества в Рим на Великий юбилей 1450 года.

Что касается паломничества в Кашию – часовня Христа чудотворящего, называющаяся также «Пустынь, скит, уединение (эрмитаж) Шипа» и комната святой, как нам кажется, - это два места, наиболее впечатляющих и в то же время и наиболее подлинно исторические.

Именно в своём уединении Рита создала то, что называется «стояния», «станции»страстей нашего Господа. Какой-то угол кельи был, например, посвящён осмыслению и представлял Голгофу, другой – погребение, гроб, и.т.д.

Этот набросок «Крестного пути» - была продолжительная молитва, во время которой физические впечатления были настолько сильны (жестоки), что они провоцировали обмороки.

 

 

Юбилей в Риме.

 

Учреждение юбилеев существует с 1300 года. Это была возможность раньше каждые 50 лет, а теперь каждые 25 лет совершать в Рим паломничество покаяния, завершая его в великой радости снисхождения.

Юбилей 1450 года был особенно важным. Прошли только три года, как церковь вновь обрела свой внутренний мир и единство после беспорядков, вызванных Бальским перемирием и тем, что Савойский князь Амеде УП, согласился стать антипапой Феликсом У. Больше, чем когда-либо Рим выглядел центром вновь обретённого единства.

Паломничества тех времён требовали куда большего благородства и щедрости, чем теперешние. Нужно было путешествовать пешком, выискивая броды рек, подвергаться невзгодам и непогоде, спать под открытым небом.

Монастыри также открывали свои двери, чтобы позволить монахам и монахиням праздновать Юбилей.

Рита тоже хотела поехать в Рим. Но по причине её зловонной раны об этом не могло быть и речи. Мать-настоятельница не больно-то рисковала, говоря, что Рита могла бы поехать, если бы выздоровела. Эта добрая суперьёрка не знала, что имеет дело с той, которая однажды станет «Святой невозможного».

И Рита – да молись! И рана – да иссушись!

И вот группа августинок из Кашии следует вдоль живописной дороги через Апеннины. Рита была назначена главной цепочки. И случилось, что сёстры, идя по дороге, спрашивали себя, располагают ли они достаточным количеством денег, чтобы хорошо проводить паломничество?

Нашей святой эта озабоченность показалась весьма мало евангелистской (Евангельской).

Именно она несла при себе эту сумму. И не бросила ли она её с презрением в поток, который маленькая группка пересекала!

«Подумайте, сёстры, какое разочарование имел бы мир о нас, если бы он нас увидел, заботящимися о деньгах! Если, наоборот, мы умеем отречься от богатств и показать себя действительно дочерьми Бедности, он нам воздаст великое уважение».

Этот жест, конечно, может нам показаться достаточно несвоевременным, но это была реакция души, питающей омерзение к деньгам, от любви к которым (деньгам) множество других готово на любые низости.

И она прибывает в Рим. Чудная, дивная базилика Святого Петра ещё не существовала. Лишь в старой константинопольской церковке паломники могли отдать честь останкам Святых Апостолов.

Они идут также в Колизей, где столько мучеников пало жертвой диких зверей. У Святого Креста из Иерусалима они молились перед реликвиями страстей. И для той, что получила стигмат Шипа, - как волнующе – увидеть его там, благоговейно сохранённого, - две иголки болезненной, мучительной короны!

Они повидали Папу – «нежнейшего Христа на земле», как немного раньше сказала Екатерина Сиенская. В нём воплощается тайна Церкви: всегда ОДНА и всегда СВЯТАЯ, несмотря и вопреки всем слабостям человеческим, которые её составляют.

Это Римское паломничество было вершиной жизни Риты. Но что касается этой смиренной монахини из Кашии, кто бы мог подумать, что она была одной из лучших работниц этого обновления Римской церкви? Кто также мог предугадать, что эта бедная женщина, состарившаяся раньше своего возраста, исхудалая, затерявшаяся в толпе, будет, 4 столетия спустя, поднята для почитания на алтари во славу Берлина в новой базизике Михаила Архангела

 

 

Жизнь затворницы.

 

Паломничество, когда оно проводится по-христиански, - это милость в высшей степени обогащающая. Это момент полноты, но который недолго длится.

Вскоре нужно возвращаться к обычной жизни. Всё делается с большим воодушевлением, чем раньше. Именно так поступала Рита. Вернувшись из Рима в свой монастырь в Кашии, она прожила 7 своих последних лет, одухотворяясь всё больше и больше. Едва она вернулась из паломничества, как рана её на лбу вновь открылась.

Это было провиденциальное указание. Её призвание было снова начать жизнь затворницы. В отдалённой пустыни она оказалась более, чем когда-либо чужой для мира и даже для других монахинь. Лишь созерцательная жизнь была теперь только ей под стать.

Всё своё время она проводит в молитвах. «Казалось, что она не может от них оторваться», - замечает Кавалючи.

Она посвящала этому свои долгие бессонницы, и рассветы её понуждали стонать, так как нарушали очарование небесных разговоров.

Она уже вся была одухотворена, объята Духом, и материальная жизнь больше для неё не представляла никакой ценности.

«Она уже ничем не питалась, как только евхаристией, часто принимаемой».

Как одни не живут, как только ради тела и заканчивают полной материализацией себя, то души, затерявшиеся в Боге, приходят, в некотором смысле, к одухотворению даже своего тела.

Слава об этой затворнице распространялась повсюду. Люди прибегали к ней, чтобы получить её совет. Монастырь стал центром паломничества. «Приходили, чтобы её увидеть, - пишет Кавалючи, - и даже из отдалённых мест».

Ещё при жизни у неё получались чудеса. Была так одна женщина, пришедшая попросить совета о своей серьёзно больной дочери, и, вернувшись домой, она нашла свою дочь исцелённой.

В такие моменты её физические страдания становились живыми, глубокими, сильными. Таинственное общение святых и обратимость заслуг! Вот это то, что Иисус Христос говорил о Самом Себе: «Когда Я буду взят от земли (значит, распят), Я привлеку всех к себе». И ещё: «Если кто-то уверует в Меня, из него потекут реки воды живой».

 

 

Розы и фиги.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: