неприкосновенность судей




Несменяемость судей и сроки их полномочий

 

Важной особенностью правового статуса судей является их несменяемость, что необходимо для обеспечения независимости судей (ст. 121 Конституции РФ, ст. 11, 12 Закона РФ о статусе судей, ст. 15 ФКЗ «О судебной системе РФ»).

Несменяемость судьи, прежде всего, означает, что он не может быть назначен (избран) на другую должность или переведен в другой суд без его согласия. Кроме того, несменяемость связана с бессрочностью осуществления судейских полномочий до достижения предельного возраста пребывания в должности судьи.

Полномочия судьи федерального суда не ограничены определенным сроком, но установлен предельный возраст пребывания в должности федерального судьи - 70 лет. Данное возрастное ограничение не распространяется на Председателя Конституционного Суда РФ, Верховного суда РФ.

Председатели федеральных судов и их заместители назначаются на эти должности на 6 лет. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд.

Мировые судьи назначаются (избираются) на должность на срок, установленный законами соответствующих субъектов РФ, но в любом случае впервые - на срок не более 5 лет, а при повторном и последующих назначениях (избрании) – на срок не менее 5 лет.

Например, мировые судьи Свердловской области впервые назначаются на должность на 3 года. При повторном назначении и последующих назначениях на должность мирового судьи, срок полномочийсоставляет 10 лет.

Предельный возраст пребывания в должности мирового судьи - 70 лет.

Срок полномочий и предельный возраст судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ устанавливается законами соответствующих субъектов РФ.

Например, судьи Уставного Суда Свердловской области, назначаются на 6 лет, повторное назначение не допускается, предельный возраст пребывания в должности - 65 лет.

Гарантией соблюдения несменяемости судей служит установленный порядок и основания приостановления и прекращения полномочий судей.

Приостановление полномочий судьи - это временное отстранение судьи от исполнения им своих профессиональных обязанностей.

Полномочия судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов приостанавливаются соответствующей квалификационной коллегией судей, если:

1) судья был признан безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

2) в отношении судьи возбуждено уголовное дело либо он привлечен в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;

3) судья участвует в качестве кандидата в выборах Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, представительный орган муниципального образования, а также главы муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления.

Прекращение полномочий судьи - это полное отстранение судьи от исполнения им должностных полномочий.

Основаниями прекращения полномочий судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов (по решению соответствующей квалификационной коллегией судей), например, являются:

1) письменное заявление судьи об отставке;

2) неспособность по состоянию здоровья или иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;

3) достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи;

4) истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;

5) прекращение гражданства РФ, приобретение гражданства иностранного государства;

6) отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда;

7) занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи и т.д.

Основания и порядок прекращения полномочий судей Конституционного Суда РФ устанавливаются ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», а в отношении судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ – законами субъектов РФ.

неприкосновенность судей

Этот элемент правового статуса судьи является одним из важнейших средств обеспечения их независимости и самостоятельности, призванным ограничить судью от всяких посягательств.

Правовые основы неприкосновенности судьи содержатся в Конституции РФ (ст.122). Ст. 12 ФКЗ «О судебной системе РФ» предусматривает, что гарантии неприкосновенности судей устанавливаются федеральным законом.

В ст. 16 Закона о статусе судей содержится система правовых средств (гарантий), направленных на реальное обеспечение судейской неприкосновенности:

1) Судья, в том числе после прекращения его полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за принятые им при осуществлении правосудия решения, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо в вынесении заведомо неправосудных (незаконных) судебных актов.

2) К уголовной ответственности судьи привлекаются в особом порядке.

Решение о возбуждении уголовного дела в отношении судьи Конституционного Суда РФ принимает Председатель Следственного комитета РФ с согласия Конституционного Суда РФ.

Решение о возбуждении уголовного дела в отношении судей остальных судов принимает Председатель Следственного комитета РФ с согласия Высшей квалификационной коллегии судей РФ или квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ.

3) Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию либо принудительно доставленный в любой государственный орган, если личность судьи не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности должен быть немедленно освобожден.

4) Не допускается личный досмотр судей, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами для обеспечения безопасности других людей.

5) Уголовное дело в отношении судьи по его ходатайству, заявленному до начала судебного процесса, должно быть рассмотрено по первой инстанции областными и соответствующими судами.

6) Порядок осуществления в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий зависит от того, возбуждено ли в отношении судьи уголовное дело (привлечен ли он в качестве обвиняемого по другому уголовному делу):

- если в отношении судьи возбуждено уголовное дело либо он привлечен в качестве обвиняемого по другому уголовному делу, то оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия (кроме заключения судьи под стражу) производятся в обычном порядке, предусмотренном УПК РФ и Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности»;

- в остальных случаях оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия, связанные с ограничением гражданских прав судьи или с нарушением его неприкосновенности, осуществляются по решению коллегии из трех судей Верховного Суда РФ или областного и соответствующего суда.

7) К административной ответственности судья может быть привлечен по решению коллегии из трех судей Верховного Суда РФ или областного и соответствующего суда по представлению Генерального прокурора РФ[1].

 


[1] Составы судебных коллегий Верховного Суда РФ, областного и соответствующего суда для принятия решений, касающихся привлечения судей к административной ответственности, заключения под стражу или продления сроков содержания под стражей, проведения оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий ежегодно утверждаются Высшей квалификационной коллегией судей РФ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: