Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения. Так считал Антуан Сент-Экзюпери, об этом рассуждали философы на протяжении веков и эта тема остаётся актуальной и в наши дни. Вся жизнь человека протекает в постоянном общении. Человек всегда дан в контексте с другим - партнером реальности, воображаемым, выбранным и т.п., поэтому с этой точки зрения трудно переоценить вклад компетентного общения в качество человеческой жизни, в судьбу в целом.
Общение - это процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, который включает обмен информацией, выработку общей стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Любые формы общения являются специфическими формами совместной деятельности людей. Люди не просто общаются в процессе выполнения ими некоторых действий, но они всегда общаются в некоторой деятельности.
С помощью общения совместная деятельность организуется и развивается. Для того чтобы осуществлять некоторую работу вместе, людям необходимо четко осознавать цели, задачи и план действий. Каждому человеку необходимо согласовывать собственную деятельность с деятельностью других людей, с которыми он работает. Это становится возможным благодаря общению между людьми. Таким образом, деятельность посредством общения не только организуется, но и обогащается, поскольку каждый может предложить поступить как-то по-другому, нежели это предусмотрено в каждой конкретной ситуации.
Говоря об общении, обычно имеют в виду процесс передачи и приема сообщений с помощью вербальных и невербальных средств, включающий обратную связь, в результате чего осуществляются обмен информацией между участниками общения, ее восприятие и познание ими, а также их влияние друг на друга и взаимодействие по достижении изменений в деятельности.
Схематично общение можно представить следующим образом:
1) передатчик, отправитель;
2) получатель, приемник, адресат;
3) канал связи;
4) шум, сигнал;
5) код, декодер.
К структуре общения относятся:
- Информационно-коммуникативный (общение рассматривается как вид личностной коммуникации, в процессе которой осуществляется обмен информацией);
- Интерактивный(общение анализируется как взаимодействие индивидов в процессе кооперации);
- Гносеологический(человек выступает как субъект и объект социального познания);
- Аксиологический (изучение общения как процесса обмена ценностями);
- Нормативный(выявляющий место и роль общения в процессе нормативного регулирования поведения индивидов, а также процесс передачи и закрепления норм в обыденном сознании, реального функционирования стереотипов поведения);
- Семиотический (общение выступает как специфическая знаковая система, с одной стороны, и посредник в функционировании различных знаковых систем, с другой);
- Социально-практический аспект общения, где процесс рассматривается в качестве обмена результатами деятельности. способностями, умениями и навыками.
М.Р. Битянова выделила следующие функции общения:
Функция первая. Общение является формой существования и проявления человеческой сущности. Истинно человеческое проявляется в нас именно в процессе общения и благодаря ему.
Функция вторая. Общение выполняет в коллективной деятельности людей коммуникативно-связующую роль.
Функция третья. Общение представляет важнейшую жизненную потребность человека, условие его благополучного индивидуального существования.
Четвертая функция. Общение играет психотерапевтическую, подтверждающую роль в жизни человека любого возраста
В литературе выделены также и такие функции общения:
1)инструментальная функция –характеризует общение как социальный механизм управления, позволяющий получить и передать информацию, необходимую для осуществления какого-то действия, принятого решения, коммуникативного намерения.
2) интегративная функция –используется как средство объединения партнеров по общению, специалистов и исполнителей для совместного коммуникативного процесса: решения задачи, генерирования идей, выработки совместного договора и пр.
3)функция самовыражения –позволяет выразить себя продемонстрировать личностный интеллектуальный и психологический потенциал.
4) трансляционная функция –служит для передачи конкретных способов деятельности, оценок, мнений, суждений и пр.
5)функция социального контроля- для регламентации поведения и деятельности, а в некоторых случаях и речевых акций участников взаимодействия.
6)функция социализации- развитие навыков культуры делового общения, делового этикета.
7)экспрессивная функция-с помощью этой функции партнеры стремятся выразить и понять эмоциональные переживания друг –друга, чаще выражающиеся через невербальные средства
8)здоровьесберегающая функция –позволяет снять напряжение, путем проговаривания ситуации,избавиться от отрицательных эмоциональных переживаний, осознать ситуацию общения.
9) реабилитационная функция
Общение может выполнять духовно развивающую функцию в том случае, если в его процессе формируются навыки диалогического общения, аутентичного и адекватного ситуации общения, а также коррекции стихийно сложившихся неэффективных и неадекватных способов и форм общения.
Виды общения. По типу отношений между партнерами выделяют следующие виды общения:
1. «Контакт масок» - - формальное общение, при котором отсутствует стремление понимать и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. д.) - - набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.
2. Примитивное общение предполагает оценку другого человека как нужного или мешающего объекта: если нужен, то активно вступают в контакт, если мешает, оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.
3. Деловое общение — при нем учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы Дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
4. Духовное, межличностное общение друзей - в процессе его можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов: друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.
5. Формально-ролевое общение подразумевает регламентацию и содержания, и средств общения, и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
6. Манипулятивное общение направлено на собеседника, в процессе которого используются разные приемы (лесть, запугивание, обман, демонстрация доброты и т. п.) в зависимости от особенностей личности собеседника.
7. Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что мнения людей по тому или иному вопросу не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.
Также выделяют вербальное9 словесное) и невербальное общение.
Невербальные средства общения делятся на три группы:
1. Визуальные:
- кинесика (движение рук, ног, головы, туловища);
- направление взгляда и визуальный контакт;
- выражение глаз;
- выражение лица;
- поза (в частности, локализация, смена поз относительно словесного текста);
-кожные реакции (покраснение, испарина);
- дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему,
персональное пространство);
- вспомогательные средства общения, в том числе особенности
телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т. п.).
2. Акустические (звуковые):
- связанные с речью (интонация, громкость, тембр, тон, ритм,
высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте);
_-не связанные с речью (смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубов, «хлюпанье» носом и т. п.).
3. Тактильные (связанные с прикосновением):
- физическое воздействие (ведение слепого за руку, контактный танец и др.);
- такевика (пожатие руки, хлопание по плечу).