Имена наших городов, сел, деревень — это целый мир интересного и поучительного. Действительно, с чего начинается Родина? С той земли, где ты родился, где жили твои родители, деды. И мы обязаны знать историю родного города, поселка, села!
Хацепетовка, Хацепетовка… Я где-то слышал что-то подобное. Ах да, вот:
Это у А.П. Чехова:
— Вы пешком?
— Отсюда до Славянска пешком, потом по железной дороге до Никитовки. От Никитовки начинается ветвь Донецкой дороги. По этой ветви я до Хацепетовки дойду пешком, а там дальше провезёт меня знакомый кондуктор.
А это у Л.Н. Толстого: «Старичок в тулупище: Харьковский вышел со станции Хацепетовки. А Хацепетовка в семи верстах.»
И ещё у Ильи Ильфа и Евгения Петрова, конечно, в «Золотом телёнке»: «Великий комбинатор вытянулся и отчаянно, как дог, зевнул. Потом он взял кондукторский фонарь и принялся им размахивать, выкликая:
— Станция Хацепетовка! Выходите, гражданин! Приехали!».
Н. Ф. Домовитов в 1953 году такой увидел станцию: «В Хацепетовку поезд пришел вечером. Мела метель. Над дверями вокзальчика раскачивался из стороны в сторону облепленный снегом электрический фонарь. В стороне возвышался каркас кирпичного здания, сгоревшего еще в войну. Порывистый ветер бросал в его черные глазницы вихри колючего снега»
И современные писатели вспомнили о Хацепетовке: «Может, их беспокоила трагическая судьба сапожника Ицека Хаймовича из заштатной Хацепетовки?», — рассуждал Валентин Пикуль о «Еврейском вопросе» в романе «Нечистая сила».
Как и когда возникло это странное название «Хацепетовка»? Это случилось в начале второй половины 19-го столетия, вероятнее всего — в 50-х годах.
|
Стоял май. Два брата Тимофей и Петро скакали верхом уже третью ночь подряд. Далеко позади осталась их родная Деевка. Они объезжали попадавшиеся на их пути деревни и хутора, ночью костра не разводили.
Их отец несколько лет назад сгинул где-то в крымских песках, его воз с рыбой привёл дальний родственник по фамилии Коломазь. Он тогда вёл большую ватагу чумаков на Ростов. Помещик ничего не заплатил вдове погибшего, тем самым обрёк её с двумя подростками на голодную зиму. Дядько Коломазь жил на речке Лугани в селе, которое было ровесником самого Бахмута. Пётр поселился севернее — на балке Гледовой, где вода из криницы ручейком доходит до речки Марковой, а дальше через речку Сиваш впадает в саму Лугань. Тимофей — в верстах трёх на юг, на балке, которая тянулась дальше на юг и служила руслом ручью под названием Глюковский, который впадает в Булавин. Между их поместьями проходила одна из дорог знаменитого Чумацкого шляха.
Имена и фамилии нужно было поменять, подальше от греха и от царских ищеек. Новые имена придумал Тимофей. Он вспомнил, как его знакомый армянин угощал его хлебом и повторял: «Тари-хац, хац, хац?». Таким образом, он стал Хацем, а брат Петой. Фамилия получилась сама собой — Хацепетовы. Беглецы жили тихо и вреда никакого, а тем более разбоя не совершали.
Это было сделано очень своевременно, потому что через год их поселения обходили представители из Санкт-Петербурга и наносили их на карту Екатеринославской губернии. Балку, на которой проживал Хац, назвали Хацепетовской. А их поселения назвали местечками, потому что кроме земледелия и скотоводства они занимались ещё и ремеслом. Хацепетовцы точили из природного камня молотилки, мельничные жернова, точила и прочие изделия из камня и торговали с чумаками и крестьянами из Пятнадцатой Роты, Маркового Яра и немецкой колонии Зелингеровки.
|
А лет через двадцать появились люди от Саввы Мамонтова. Они покупали землю под будущую железную дорогу. Братья не противились и отдали свою землю для такого прогрессивного дела. С юга проходили земли помещика Коломенского — так тот своей землицы не продал.
Примерно в эти годы братья умерли, а позже люди попросили, чтобы назвали новую станцию их именем. Так, в 1878-ом году на Екатеринославской железной дороге появилась станция под названием ХАЦЕПЕТОВКА. Углегорском она стала в 1958 году, когда здесь открылись капитальная угольная шахта, обогатительная фабрика, построили много жилья для рабочих.
Найдена карта Екатеринославской губернии 1861 года, где указаны поселения двух братьев Хацепетовых. Они обозначены заглавной буквой М. Так обозначались поселения, которые именовались местечками. В местечках селились ремесленники, которые вели торговую деятельность. Их поместья располагались по обе стороны дороги: с севера и с юга. Так что первое упоминание о Хацепетовке можно отнести именно к 1861 году, а не привязывать его к открытию железнодорожной станции под названием Хацепетовка (1878). Кроме того, карта доказывает, что другой Хацепетовки больше нигде быть не может.
·
·
·
·
·
·
Другие легенды тем или иным образом связаны со строительством железной дороги и железнодорожной станции «Хацепетовка».
|
Старожилы пересказывают нам слышанное от своих родителей, что был в районе строящейся станции огромный холм. Он назывался «Хацепетовой могилой». Он весь пошёл на строительство железнодорожного полотна.
По другой версии здание станции, по тем временам добротного и красивого строения, возводили мастера кавказской национальности — братья Хацепеты.
Известной всей стране Хацепетовка стала благодаря тому, что её имя было нанесено на железнодорожные карты.
Какую же версию считать более достоверной? Чему отдать предпочтение?
Начало строительства железной дороги, пролегавшей мимо Хацепетовки, изменило облик небольшого посёлка. До этого жители занимались сельским хозяйством, обработкой камня и частично охотой. В 1878 году было завершено строительство участка Дебальцево-Хацепетовка, а годом позже Ясиноватая-Хацепетовка.
Через несколько лет этот участок дороги был соединен с линией Ясиноватая-Чаплино, связавшей Криворожский рудный бассейн с Донбассом. По этой линии из Дебальцева в Хацепетовку шел поток каменного угля и известняков на металлургические заводы Донбасса и Екатеринослава, а в обратном направлении, криворожская руда, металлы и другие грузы для предприятий Донецкого бассейна.
Станция Хацепетовка должна была стать передаточной. Пока в Дебальцеве велось строительство грузового сортировочного узла, на станции Хацепетовка производились работы, связанные с обработкой составов, ремонтом вагонов и паровозов, работы эти выполнялись вручную, никакой механизации не было. Рост оборота вагонов требовал увеличения рабочей силы.
В 1899 году известный всему миру географ и статистик В.П. Семёнов-Тян-Шанский (27.03.1870-08.02.1942) начал издавать капитальную и совершенно своеобразную энциклопедию «Россия. Полное географическое описание нашего отечества». В 1910 году вышел в свет 14-й том: «Новороссия и Крым». Нашлось в нём место и описанию скромной станции Хацепетовка.