Одним из главных условий профессиональной деятельности является организация запоминания путем использования специальных приемов.




Методы психолого-педагогической диагностики

Процессов памяти в системе профессионального образования

ПАМЯТЬ

Память – форма психического отражения окружающей действительности, заключающаяся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении или узнавании того, что человек воспринимал, думал, переживал или делал ранее, т. е. отражение прошлого опыта. Память служит основой непрерывности психической деятельности, связывая прошлое, настоящее и будущее. Основные процессы памяти – запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение.

Запоминание – процесс запечатления в сознании поступающей информации в виде образов, мыслей (понятий), переживаний и действий. Различают непроизвольное (непреднамеренное) и произвольное (преднамеренное) запоминание. Непроизвольное запоминание осуществляется как бы само собой, без преднамеренного желания что-то запомнить. Оно определяется не установками или целями, а особенностями объектов и отношением человека к ним. Так обычно запоминается то, что произвело яркое впечатление, вызвало сильные и глубокие переживания. Непроизвольное запоминание может быть эффективным, если оно включено в активную умственную деятельность. Например, артист в ряде случаев не заучивает специально текст роли, а запоминает его в ходе репетиций, главная цель которых заключается не в том, чтобы усвоить слова, а в том, чтобы вжиться в образ. Ведущим для человека является произвольное запоминание. Оно возникает и развивается в процессе общения людей и трудовой деятельности. Произвольное запоминание – запоминание целенаправленное (что запомнить, зачем, на какой срок, как использовать и пр.), а потому планомерное и организованное. Особая форма произвольного запоминания – заучивание. Оно используется тогда, когда необходимо что-то запечатлеть в памяти очень точно и прочно.

Сохранение – удержание в памяти в течение более или менее длительного времени и переработка того, что было запечатлено, что запомнилось. Сохраняется в памяти материал значимый, многократно повторяемый, постоянно использующийся в деятельности, хорошо понятый или запечатлевшийся с установкой «запомнить надолго». Как правило, первые и последние элементы ряда задерживаются в памяти лучше средних, это называется «фактором края». Главное условие сохранения – использование запомнившегося на практике, в деятельности. Это относится не только к знаниям, но и к навыкам и умениям.

Забывание – не всегда желательный, но неизбежный процесс, противоположный сохранению. Он протекает почти всегда непроизвольно. Благодаря забыванию в памяти не остается мелких, ненужных, незначимых деталей, запоминание обобщается. Частично забытое бывает трудно воспроизвести, но легко узнать. Быстро забывается то, что редко включается в деятельность человека, становится незначимым для него, систематически не подкрепляется восприятием и повторением. В этом положительная сторона забывания. Физиологической основой забывания является угасание связей. Основная потеря материала происходит в первые двое суток, самая большая часть информации забывается в течение первого часа.

Воспроизведение – избирательное оживление хранящейся в памяти информации в связи с потребностями человека, конкретными обстоятельствами и задачами в деятельности. Разновидность воспроизведения – узнавание, проявляющееся при вторичном восприятии объекта. Обычно возникающее при этом чувство «знакоместа» объекта сопровождается мыслью: «Да, я это где-то видел». Человек отождествляет отражаемое в настоящий момент с тем, что воспринималось раньше. Воспроизведение, подобно запоминанию, может быть произвольным и непроизвольным. Непроизвольное воспроизведение происходит, хотя и без всякого намерения, но не само собой. Толчком обычно служат ассоциации, вызванные определенными причинами. Произвольное воспроизведение осуществляется посредством волевых усилий для достижения сознательно поставленной цели. Главной особенностью такого воспроизведения является наличие осознаваемого мотива. Разновидность произвольного воспроизведения – припоминание – сознательное, целенаправленное воспроизведение, требующее специфического напряжения для преодоления внутренних затруднений.

Виды памяти:

• по степени сознательной активности при запоминании и воспроизведении;

• по психологическому содержанию запоминаемого;

• по продолжительности сохранения.

1. По степени сознательной активности различают память непроизвольную и произвольную. Произвольная память, в свою очередь, может быть механической и логической. При механической памяти запоминание и воспроизведение совершаются на основе пространственной или временной близости и последовательности предметов, явлений и событий; при логической – на основе установления тех или иных смысловых связей между ними независимо от расположения в пространстве или следования во времени.

2. По продуктивности запоминания логическая память, как правило, превосходит механическую: материал, запечатленный логически, сохраняется в ней значительно дольше. Вместе с тем для человека важен и тот и другой вид памяти. Логическая память необходима для понимания и запоминания смысла изучаемого материала и включения его в систему уже накопленных знаний, механическая – для точного, полного запечатления и сохранения запоминаемого.

3. По психологическому содержанию запоминаемого материала выделяется память образная, словесно-логическая, эмоциональная и двигательная. Преобладание того или иного вида памяти влияет на успешность овладения теми или иными учебными предметами, равно как и различными видами деятельности. В образной памяти выделяют зрительную и слуховую, а также обонятельную, вкусовую, осязательную. Словесно-логическая память – это память на мысли, выраженные в понятиях. Именно благодаря ей знания становятся достоянием человека, тем, что им не просто заучено, а глубоко продумано, принято. Эмоциональная память – память на чувства. Это запоминание человеком своих переживаний и переживаний других людей. Эмоциональная память может быть основой мотивов, побуждающих человека к каким-то действиям или удерживающих его от совершения того или иного поступка. Она же является основой сопереживаний. Двигательная память – память на движения, без нее невозможно овладеть двигательными действиями в любом виде деятельности.

4. По продолжительности сохранения память делится на долговременную, кратковременную и оперативную. Долговременная память характеризуется значительной длительностью сохранения материала после его восприятия и закрепления. Кратковременная память – это непродолжительное сохранение информации после одно-двукратного ее восприятия. Оперативная память сохраняет информацию лишь на то время, которое необходимо для совершения действий (например, набрать только что названный номер телефона, записать пришедшую в голову или услышанную мысль, исполнить только что полученный приказ).

Существуют индивидуальные различия между людьми по объему и точности памяти, быстроте запоминания, длительности сохранения и готовности памяти.

Объем памяти – это количество материала, которое может быть правильно воспроизведено непосредственно после однократного его восприятия. В среднем объем памяти равен б-8 объектам. Индивидуально он колеблется от 3 до 12. Точность памяти определяется идентичностью воспроизводимого и запоминаемого. Отсутствие пропусков, искажений в воспроизведении, детальное воспроизведение – конкретные проявления точности памяти. Быстрота запоминания – это время (или число повторений), необходимое для полного и правильного запоминания материала. Длительность сохранения – время удержания в памяти материала. Выражение «короткая память» относится именно к этому ее качеству. Готовность памяти – это способность быстро извлекать из памяти то, что необходимо человеку в данный конкретный момент. Отсутствие этого качества приводит к тому, что даже при наличии знаний человек не может ими пользоваться.

По способностям к запоминанию и сохранению материала люди делятся на четыре группы:

• быстро и прочно запоминающие, медленно забывающие;

• быстро запоминающие, но скоро забывающие;

• медленно запоминающие, но долго помнящие;

• медленно запоминающие и быстро забывающие.

Одним из главных условий профессиональной деятельности является организация запоминания путем использования специальных приемов.

1. Постановка цели запоминания. Можно несколько раз прочесть какой-либо текст и не суметь воспроизвести его достаточно полно и точно, пока установка «читаю – воспринимаю» не будет заменена установкой «читаю – запоминаю». Как только цель поставлена, продуктивность запоминания существенно возрастает.

2. Установка на длительность запоминания. Прочность сохранения материала в памяти зависит от того, какая принята установка: запомнить надолго или на короткий срок. Запоминаемый материал сохраняется значительно более прочно и длительно, если имелась установка запомнить на долгий срок, тем более навсегда.

3. Предварительная специальная обработка материала, подлежащего запоминанию. Запоминаемый материал необходимо предварительно внимательно изучить. В нем следует выделить наиболее существенное, найти смысловые опоры памяти, его можно перегруппировать в зависимости от задач запоминания. Тщательное изучение и анализ материала может переходить в творчество, что является высшей целью любого обучения. Очень полезно для запоминания связывать содержание материала с жизненным опытом человека, основными целями и задачами деятельности.

4. Полная сосредоточенность внимания на процессе запоминания. Без напряженного внимания процесс заучивания не может быть продуктивным.

Во многих профессиях важно вовремя находить в памяти нужную информацию и оперировать ею. От этого иногда может зависеть не только качество, скорость и эффективность работы, но и куда более важные вещи — такие как жизнь, здоровье и безопасность людей.

Известно, что большинство несчастных случаев, нелепых происшествий и упущений случается из-за банальных ошибок. Можно выделить три главные причины таких ошибок – невнимательность, лень и плохо развитая профессиональная память.

Профессиональная память – это раздел мышления, отвечающий за оперирование специализированной информацией, необходимой для какой-либо определенной деятельности. Это может касаться не только работы, но и хобби. Например, футбольные болельщики помнят результаты всех матчей, а рыбаки могут часами рассказывать о разновидностях крючков и наживок.

Для каждой профессии имеется ряд характеристик памяти, которые нужно развивать, чтобы она становилась гибкой и увеличивался объем запоминаемой информации. Так, для полицейских важна зрительная память (чтобы зафиксировать номерной знак на машине или описать мельком увиденного человека), у парфюмеров развита обонятельная память, у дегустаторов – вкусовая. Юристу важно помнить целые своды законов, преподавателю – изучаемый материал, продавцу – ассортимент товаров. Да, информация разная и к ней нужен особый подход. Но есть ряд универсальных принципов и методов, помогающих ускорить развитие профессиональной памяти.

Как развить профессиональную память

  1. Информация лучше всего запоминается при ее постоянном воспроизведении. А это значит, что полученные знания нужно сразу же применять на практике или хотя бы проговаривать.
  2. Новые факты намного проще встраивать в систему, чем запоминать их бессистемно и бессвязно. Когда в основу наших знаний положена система, и уже имеется наработанная база данных, нам куда проще добавлять к ним свежую информацию. Мы подсознательно сравниваем ее с уже имеющейся и сохраняем не весь новый блок, а только наращиваем на основной костяк то, чего еще нет.
  3. Чтобы запомнить информацию, ее нужно понять, вникнуть. Все мы с детства ненавидим зубрежку – и правильно делаем. Бездумное заучивание потока данных приводит к тому, что мы перегружаем мозг лишним мусором, пустыми оболочками из слов и цифр. Поняв всю глубину изучаемой темы, мы готовы пересказать ее своими словами, то есть сохраняем только эссенцию, суть вопроса. И уже при воспроизведении переводим полученные знания в материал полного объема: образно говоря, разбавляем концентрат знаний водой слов.
  4. Для лучшего запоминания пользуйтесь методами ассоциаций, привлекайте впечатления и все органы чувств. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать – здесь это правило работает как нельзя лучше. Ознакомьтесь с изучаемым вопросом в реальных ситуациях, пощупайте его. Попробуйте на вкус, потрогайте руками. Это, конечно, тоже метафора, но помните: пока информация представляет собой исключительно текст или колонки цифр, ее довольно сложно запомнить. А вот во время применения на «живом» объекте, в реальной или хотя бы смоделированной ситуации – намного проще. Например, по такому принципу изучаются правила дорожного движения: ученик видит на картинке расположение транспортных средств и рассказывает, какой участник движения должен двигаться на перекрестке первым. При изучении законов лучше представлять, как бы они работали во время судового процесса, а при ознакомлении с торговым ассортиментом – не просто читать названия, а стараться увидеть товар своими глазами.
  5. Это должно быть интересно. Любая умственная работа интересна, если вы относитесь к ней ответственно, стараетесь углубляться или даже привносить какие-то новшества. Неинтересно только тогда, когда деятельность сводится к минимальному набору простейших алгоритмов, проще говоря – к рутине. Стремитесь к полному охвату имеющегося материала, и тогда вас будет одолевать желание узнавать больше и больше. Как говорят учителя и преподаватели в обратных случаях: «Если у вас нет вопросов по теме, значит, вы ничего не поняли».
  6. Делайте несложные упражнения на развитие памяти. Пока вы осваиваете информацию по конкретной работе, параллельно тренируйте все виды памяти. Например, есть хорошее задание на тренировку зрительной памяти: бросить быстрый взгляд на группу объектов и затем описать, что увидели. Это может быть стол с посудой – перечислите все предметы. Еще можно мысленно описать одежду человека, на которого вы смотрели только пару мгновений. Это полезно, если вы быстро забываете людей при знакомстве. Когда по работе нужно запоминать большое количество текстовой информации – учите стихи.
  7. Учите только то, чем вы пользуетесь постоянно. Можно вычленить существенный пласт профессиональной информации, которой мы пользуемся от случаю к случаю и ее легко найти в документах или справочниках. Ею память засорять вовсе ни к чему. А вот те данные, которые «всплывают» при работе постоянно, лучше выучить как можно скорее.
  8. Используйте свои сильные стороны. Каждый человек по-разному воспринимает, запоминает и воспроизводит информацию. Начнем хотя бы с того, что всех нас можно поделить на визуалов, аудиалов, кинестетиков и дискретов. Соответственно, каждый тип будет лучше впитывать знания через наиболее удобные для него носители информации – визуальные или слуховые образы, ощущения или сухие цифры. Учтем также индивидуальные особенности каждого человека. Воспроизведение данных – тоже отдельная тема. Кому-то проще написать, кому-то рассказать в устной форме, кому-то составить график… В общем, экспериментируйте, ищите то, что комфортно конкретно для вас.
  9. Возвращайтесь к первоисточнику. В данном случае имеется ввиду объект изучения. Он окружен полем данных, именно они вам и нужны. Но чтобы эта информация всегда была свежей, чтобы вовремя обнаружились какие-то расхождения и неточности, нужно постоянно держать в поле зрения сам объект. Иначе данные могут исказиться в памяти подобно тому, как слово коверкается в игре «Испорченный телефон».
  10. Полагайтесь на память. Если память трудилась мало, то поначалу возникает искушение снова воспользоваться шпаргалкой или «Гуглом». Искушение будет сильным, мозг будет заедать и предательски скулить – но нужно заставлять его работать. Каждая система человеческого тела функционирует тем эффективнее, чем чаще и интенсивнее ее нагружать. Поверьте, трудно будет только сначала.

Чтобы стать профессионалом в своей работе, нужно обеспечить много факторов – пройти хорошую школу, обзавестись собственным опытом, принять к сведению достижения успешных коллег и конкурентов… Это, как и развитие профессиональной памяти, требует определенных усилий. Но затем все наработки начнут работать на своего хозяина и приносить ему дивиденды. И весьма существенные.

 

Диагностика.

Методика 1

ПИКТОГРАММА

Для проведения опыта достаточно иметь карандаш и бумагу. Нужно заранее подготовить 12—16 слов и выражений для запоминаний. Перед началом тестирования - подробная инструкция: нельзя писать что либо, только рисовать, а после - воспроизвести

Примерный набор слов, которым можно пользоваться:

1. Веселый праздник

2. Тяжелая работа

3. Развитие

4. Вкусный ужин

5. Смелый поступок

6. Болезнь

7. Счастье

8. Разлука

9. Ядовитый вопрос

10. Дружба

11. Темная ночь

12. Печаль

13. Справедливость

14. Сомнение

15. Теплый ветер

16. Обман

17. Богатство

18. Голодный ребенок

Протокол ведется по следующей схеме:

Заданные выражения, Рисунки и объяснения испытуемого

Воспроизведение. Толкование. Воспроизведение спустя час.

При истолковании результатов опыта:

Первый критерий:

Прежде всего следует обратить внимание на то, доступна ли испытуемому обобщенная символизация слова, т. е. может ли он самостоятельно найти обобщенный опосредованный образ. В норме даже школьник с образованием 5 классов может найти такой образ; так, например, для слов "тяжелая работа" он рисует лопату или молоток, человека с грузом, для слова "сомнение" — развилку дорог (куда пойти?) или вопросительный знак или дверь (войти ли в нее?). Для интеллектуально неполноценного испытуемого такая задача трудна. Для слов "тяжелая работа" он хотел бы нарисовать целую сценку работы в шахте, но боится, что не сумеет это выполнить. Для слова "сомнение" он вообще ничего придумать не может. При легкой умственной недостаточности испытуемый оказывается в состоянии нарисовать что-либо для конкретных понятий: для слова "болезнь" — кровать; для слов "вкусный ужин" — стол, тарелки. Но такие слова, как "справедливость", "сомнение", "развитие", остаются недоступными для опосредования. Такого рода проявления конкретности мышления, трудности обобщения наблюдаются при олигофрении, эпилепсии. В иных случаях испытуемый справляется с задачей обобщения, но никак не может ограничить себя выделением одного какого-либо образа и рисует их множество. Так, например, решая нарисовать к слову "развитие" растущее растение, он рисует не один какой-либо росток, а целую серию постепенно увеличивающихся цветов в количестве 7,8. К слову "болезнь" он рисует кровать и больного на подушке, и пузырек с лекарством, и еще термометр. Такие множественные ассоциации в пиктограммах свидетельствуют об обстоятельности мышления, о склонности к детализации и наблюдаются обычно у эпилептиков, а также у некоторых больных, перенесших энцефалит. Попутно отмечается, что эти же категории испытуемых рисуют излишне тщательно и медленно, возвращаясь к прежнему рисунку и подправляя его даже тогда, когда экспериментатор уже задал им следующее слово. Такие "возвращения" и стремление к ненужной тщательности рисунков также свидетельствуют об инертности психических процессов.

Вторым критерием, на котором основывается оценка выполнения данного задания, является критерий адекватности ассоциаций. Психически здоровые люди устанавливают обычно разнообразные, но содержательные связи. Так, например, к выражению "веселый праздник" они могут нарисовать флаг или цветы, или даже бокал вина; к слову "разлука" — конверт или паровоз, или руку, размахивающую платочком; к слову "развитие" — диаграмму роста или растение, или младенца, или яйцо, или физкультурника. Все эти и многие другие связи одинаково хороши, так как они действительно могут служить средством припоминания заданного слова, они опосредуют его. Но вот больной шизофренией для слова "сомнение" рисует речку и объясняет это так: "Есть романс Глинки "Сомнение", а Глинка — это есть Неглинка — речка". Такая связь носит громоздкий, заумный характер. В другом случае для запоминания слов "вкусный ужин" больной рисует туалетную комнату и в рассуждениях во время выполнения заданий приходит к этому так: "Вкусный ужин это значит – хорошо пахнет … запах… нарисую уборную". В этой ассоциации видна и парадоксальность. В некоторых случаях выхолощенность, бессодержательность ассоциации больных шизофренией достигают такой степени, что к разным словам они рисуют лишь черточки, галочки. Такая яркость образов наблюдается часто у лиц истерического склада, хотя не исключена и у психически полноценных людей. Так, например, человек говорит: "Теплый ветер" я вообще запомнить не могу, так как у нас на севере теплого ветра не бывает; "вкусный ужин" — для меня на ужин годится только простокваша; "веселый праздник" — у меня праздников не бывает; "справедливость" — со мной поступают несправедливо" и т. д. Такая эгоцентричность восприятий наблюдается у эпилептиков и некоторых психопатов. В то же время и нормальным людям свойственна небольшая доля личной реакции, особенно на эмоционально-значимые слова. Поэтому, если испытуемые ко всем таким эмоционально значимым словам подбирают совершенно нейтральные отвлеченно-общечеловеческие образы, например, "счастье" -— солнце, "печаль" — плохая погода и т. д.), это можно оценить как проявление некоторой эмоциональной отгороженности, интравертированности или даже холодности.

Последний критерий, по которому производится оценка результатов исследования методов пиктограммы, — это критерий запоминания. Сама методика была создана для исследования памяти. Особый интерес представляет сопоставление результатов исследования памяти методом заучивания 10 слов и методом пиктограммы. Если человек плохо заучивает 10 слов, но гораздо лучше вспоминает слова в пиктограмме, это свидетельствует об органической слабости памяти. Усвоение нового затруднено, но возможность содержательно опосредовать, логически связать материал помогает, поэтому с пиктограммой он справляется лучше. Если же испытуемый легко усваивает 10 слов, но не может припомнить слова в пиктограмме, это свидетельствует о том, что опосредованные связи только мешают ему припоминать. Такое соотношение наблюдается у больных шизофренией с расстройством мышления и сохранностью формальных способностей усвоения нового. Некоторые выводы о памяти можно делать и по тому, насколько точно он воспроизводит заданные слова, — иногда люди воспроизводят лишь приблизительное содержание заданных слов. Пиктограмму следует оценивать "в целом", т.е. по общему характеру выбираемых испытуемым образов, а не по отдельным ассоциациям. Так, например, абстрактные знаки и символы встречаются часто в пиктограммах совершенно здоровых людей.

МЕТОДИКА 2

Методика «заучивание 10 слов»

Лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед

Вводные замечания.

Эта методика одна из наиболее часто применяющихся.

Предложена А. Р. Лурия. Используется для оценки состояния памяти испытуемых, утомляемости, активности внимания. Методика позволяет исследовать процессы памяти, запоминания, сохранения и воспроизведения. Никакого специального оборудования не требуется. Однако в большей мере, чем при остальных методиках, необходима тишина. Перед началом опыта экспериментатор должен записать в одну строчку ряд коротких (односложных и двухсложных) слов. Слова нужно подобрать простые, разнообразные и не имеющие между собой никакой связи. Обычно каждый экспериментатор привыкает к какому-либо одному ряду слов, но желательно пользоваться не одним, а несколькими наборами, чтобы испытуемые не могли их друг от друга услышать. Первое объяснение. «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда окончу читать, сразу же повторите столько, сколько запомните. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?» Экспериментатор читает слова медленно, четко.

Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор в своем протоколе ставит крестики под этими словами.

Затем он продолжает инструкцию (второй этап). Продолжение инструкции. «Сейчас я снова прочту вам те же самые слова, и вы опять должны повторить их — и те, которые вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили,— все вместе, в любом порядке». Экспериментатор снова ставит крестики под словами, которые повторил исследуемый. Затем опыт снова повторяется, 3,4 и 5 раз, но уже без каких-либо инструкций. Экспериментатор просто говорит: «Еще раз». В случае, если исследуемый называет какие-либо лишние слова, экспериментатор обязательно записывает их рядом с крестиками, а если слова эти повторяют, — ставит и под ними крестики. В случае, если исследуемый пытается вставлять в процессе опыта какие-либо реплики, экспериментатор останавливает его; никаких разговоров во время этого опыта допускать нельзя. После пятикратного повторения слов экспериментатор переходит к другим экспериментам, а в конце исследования, спустя 50-60 минут, снова спрашивает у исследуемого эти слова (без напоминания).

По этому протоколу может быть составлена «кривая запоминания».

Для этого по горизонтальной оси откладываются номера повторения, а по вертикальной — число правильно воспроизведенных слов. «Кривая запоминания» может указывать на ослабление активного внимания и на выраженную утомляемость испытуемых. Так, например, иногда он ко второму разу воспроизводит 8 или 9 слов, а затем после каждой пробы воспроизведения — все меньше и меньше. В жизни такой человек страдает обычно забывчивостью и рассеянностью, но в основе его забывчивости лежит преходящая астения, истощаемость внимания. Истощаемость внимания испытуемых не обязательно проявляется в кривой с резким спуском вниз, иногда кривая принимает зигзагообразный характер, свидетельствующий о неустойчивости внимания, о его колебаниях. Число слов, удержанных и воспроизведенных испытуемым час спустя после повторения, в большей мере свидетельствуют о памяти в узком смысле слова, т. е. о фиксации следов воспринятого.

Методика 3

В течение 60 секунд прочитайте тест.

В нем выделены жирным шрифтом и пронумерованы 10 главных мыслей. Попытайтесь воспроизвести их, сохраняя указанную последовательность.

В 1912 году в Атлантическом океане произошла катастрофа. Огромный пассажирский пароход «Титаник», шедший первым рейсом из Европы в Америку, столкнулся в тумане с плавающей ледяной горой – айсбергом. 1) Получил пробоину и стал тонуть. 2) «Спустить шлюпки!» – скомандовал капитан. Но шлюпок оказалось недостаточно. 3)Их хватило только на половину пассажиров. Женщины и дети – к сходням, мужчинам надеть спасательные пояса», – раздалась вторая команда. 4) Мужчины молча отошли от борта. Пароход медленно погружался в темную холодную воду. 5) Вот началась посадка в последнюю шлюпку. 6).И вдруг к сходням крича бросился какой-то толстяк с перекошенным от страха лицом. 7) Расталкивая женщин и детей, он пытался вскочить в шлюпку. 8)Послышался щелчок – это капитан выстрелил из пистолета. 9) Трус упал на палубу мертвый. 10) Но никто не оглянулся в его сторону.

Формула: количество правильно воспроизведенных мыслей х 100 % количество выделений в тексте

90–100 –отличный результат;

70-90 – очень хороший результат;

50-69 – хороший;

30-49 – удовлетворительный;

10-29 – плохой;

0-9 – очень плохой.

Методика 4

Методика «смысловая память»

Испытуемые работают в парах, поочередно выполняя роль экспериментатора и обследуемого.

СЕРИЯ А

Материал. Пары слов для запоминания:

кукла – играть, курица – яйцо, ножницы – резать, лошадь – сено, книга – учить, бабочка – муха, щетка – зубы, барабан – пионер, снег – зима, петух – кричать, чернила – тетрадь, корова – молоко, паровоз – ехать, груша – компот, лампа – вечер.

Ход опыта. Испытуемым зачитывают слова. Они должны постараться запомнить их попарно. Затем экспериментатор прочитывает только первое слово каждой пары, а испытуемые записывают второе. При проверке медленно читают пары слов. Если второе слово записано правильно, то ставят знак «+», если неправильно или вообще не записано – ставят «– ».

СЕРИЯ Б.

Материал. Пары слов для запоминания:

жук – кресло, перо – вода, очки – ошибка, колокольчик – память, голубь – отец, лейка – трамвай, гребенка – ветер, сапоги – котел, замок – мать, спичка – овца, терка – море, салазки – завод, рыба – пожар, тополь – кисель.

Ход опыта. Характер предъявления и проверка такие же, как и в серии А. После проведения опыта сравнивают количество запомнившихся слов по каждой серии и испытуемые отвечают на вопросы: «Почему хуже запомнились слова серии Б? Пытались ли установить связь между словами серии Б?» Обработка результатов. По каждому опыту требуется подсчитать количество правильно воспроизведенных слов и количество ошибочных воспроизведений.

Методика 5 «Образная память»

Применяется для обследования лиц любого возраста.

Описание. В качестве единицы объема памяти принимается образ (изображение предмета, геометрическая фигура, символ). Испытуемому предлагается за 20 с запомнить максимальное количество образов из предъявляемой таблицы. Затем в течение одной минуты он должен воспроизвести запомнившееся (записать или нарисовать).

Инструкция:

Сейчас я покажу вам таблицу с рисунками. Постарайтесь запомнить как можно больше из нарисованного. После того как я уберу таблицу, запишите или зарисуйте все, что успели запомнить.

 

оценка.Подсчитывается количество правильно воспроизведенных образов. В норме – это 6 и более правильных ответов.

Методика 6 «Оперативная память»

Инструкция. Сейчас я назову вам пять чисел (см. табл. числовых рядов). Ваша задача – постараться запомнить их, затем в уме сложить первое число со вторым, а полученную сумму записать; второе число сложить с третьим, сумму записать, третье с четвертым, их сумму записать, и четвертое с пятым, снова записать сумму. Таким образом, у вас должно быть получено и записано четыре суммы. Время для вычислений – 15 с, после чего я зачитываю следующий ряд чисел. Будьте внимательны, числа зачитываются один раз.


Ключ:

Обработка данных.

Подсчитывается число правильно найденных сумм.

Максимальное их число 40. Норма взрослого человека от 30 и выше.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: