Развитие и поддержка инициативности




психолого-педагогическими средствами:

Инициатива - (от латинского initium - начало) почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях. Что же такое детская инициативность?

Предлагаю обсудить это всем вместе игровым методом «Светофор»

У каждого участника находится две карточки – красная и зеленая. Условимся, что красная означает несогласие, зеленая - согласны. Я озвучиваю разные качества ребенка. Нам нужно выбрать из них те, которые подходят к инициативной личности.

Если представим ребенка как цветок, то пронаблюдаем, как он распустится, если в нем есть инициативные качества (Развитая эмоционально-волевая среда; боязнь порицания и наказания; замкнутость; произвольность поведения; пассивность; самостоятельность; стремление к самореализации; отсутствие творческого воображения; творческий подход к деятельности; несамостоятельность; познавательная активность; ожидание указаний)

Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.

Итак, для инициативной личности характерно:

- произвольность поведения;

- самостоятельность;

- развитая эмоционально волевая сфера;

- инициатива в различных видах деятельности; - стремление к самореализации; - общительность; - творческий подход к деятельности; - высокий уровень умственных способностей; - познавательная активность. Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Эта игра представляет собой ведущую деятельность ребенка. Инициативу проявляет тот, кто в себя верит. Одна из основ уверенности в себе - умения, практические навыки. Для развития детской инициативности нужно:
1.Давать простые задания (снимать Страх "не справлюсь"), развивать у детей инициативу.
2. Давать задания интересные, где у человека есть личный интерес что-то делать.
3. Поддерживать инициативу. Способы поддержки детской инициативы: - создание предметно-пространственной среды для проявления самостоятельности при выборе ребенка деятельности по интересам; - выбор ребенком сотоварищей;
- обращение ребенка к взрослым на основе собственного побуждения;
Условия развития детской инициативы и творческого самовыражения:
- формирование установок «Я могу», «Я сумею»;
- создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это просто, я тебе помогу»;
- предвосхищающая положительная оценка «Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится!»
Таким образом, для поддержки детской инициативы необходимо:
1. предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;
2. отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;
3. не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность.
4. формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями;
5. поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты.
6. для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности по указанию ребенка создавать для него все необходимые условия;
7. содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям;
8. поощрять различные творческие начинания ребенка. Игры на развитие инициативности у детей:

1.«Придумай свой вопрос» Цель - Освоение умения формулировать вопросы в различной форме и адресовывать его. Ход. Дети садятся в круг, одному дается в руки любой предмет (мяч, игрушка, карандаш) который определяет ведущего задающего вопрос. Ответивший на вопрос ребенок принимает роль ведущего и адресует свой вопрос следующим детям. 2.«Сочинялка» Цель - научить детей слушать друг друга, придумывать собственный сюжет. Ход. Дети садятся в круг, предмет (мяч, игрушка. карандаш) в руках определяет рассказчика, который начинает придумывать историю, далее по сигналу предмет передается следующему ребенку, он продолжает начатую историю. Истории можно записывать.

3.«Почтальон» Цель - выучить домашний адрес, описывать свой дом. Ход. Дети заняты самостоятельной деятельностью. Один из детей «почтальон». Он разносит письма. Тот, к кому он «постучится», должен назвать домашний адрес и рассказать от кого он ждет письмо: описать его внешний вид, особенности. Кто справился с заданием, получает конверт (письмо). Дети достают из конверта белые листочки бумаги и рисуют письмо следующему ребенку.

4.«Что в чудесном мешочке?» Цель - знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности. Ход. Воспитатель: «Дети, у меня в мешочке что-то есть. Хотите угадать, что там лежит? Чтобы угадать, надо задавать вопросы. А я буду на них отвечать». Вопросы задаются по очереди: кому попадет мяч и руки, тот и задает вопрос. Каждый, кто задал вопрос, берет фишку. Повторять вопросы нельзя. В конце игры выясняют, кто больше наберет фишек. 5.«Представиться по-разному» Ход. Каждый человек в кругу должен «представить себя: изобразить жест, сказать слово, прочитать стихотворение»

6. «На одну букву» Ход. Каждый желающий может предложить букву, начиная с которой все присутствующие должны по очереди перечислять предметы, находящиеся в этой комнате. Например, кто - то предложил букву "С". Все наперебой начинают говорить: "стул, стекло, стол" Выигрывает тот, кто назвал последнее слово. В паузах предложивший букву может громко считать до 3.

7.«Поздороваться за руку с максимальным количеством людей» Ход. Каждый должен за определенное время (1-3 мин.) успеть поздороваться за руку с максимальным количеством людей. Внимание участников фиксируется на том, что руку надо пожимать доброжелательно, глядя в глаза человеку. Вариант: обязательно называть свое имя. Можно оговорить то, что необходимо подсчитать количество людей, с которыми ты поздоровался. Тогда по завершении упражнения ведущий спрашивает: "Кто поздоровался больше, чем с 10 людьми? А больше чем с 20?" Выявляются несколько лучших.

8.«Зеркала» Цель - закрепить способы ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания и придумывание новых движений. Ход. Дети становятся в круг они «зеркала», выбирается ведущий «отражение» он выполняет различные движения, кто, по его мнению, более точно «отражает» движения тот и становится ведущим.

9. «Рыбак» Цель – закреплять умения действовать по сигналу, делать самостоятельный выбор. Ход. Выбирается рыбак, остальные дети придумывают какой рыбой они будут, «подплывают» к рыбаку со словами: - «Рыбак, рыбак что плетешь?», - «Невод»! - «А зачем?», - «Рыбу ловить.», - «А какую?». Рыбак называет, какую и эта рыба убегает, он должен ее догнать. Пойманная рыба становится рыбаком. «Кто соберет больше всего шишек?»

10.Сюжетно-ролевые игры «Семья» («магазин», «в больнице», «в кино» и т.д.) Цель - научить самостоятельно выстраивать взаимоотношениями между членами семьи, вовремя помогать им. Ход. Педагог предлагает детям «поиграть в семью». Роли распределяются по желанию. Семья очень большая, у Бабушки предстоит день рождения. Все хлопочут в устройстве праздника.

11.«Космическое приключение» Цель - научить активизировать самостоятельность, способность продумывать свои дальнейшие действия, стремиться договариваться с товарищами. Ход. Ребятам объявляется, что через несколько минут стартует космический корабль. Желающие могут стать космическими туристами. Кто решил отправиться в космос, должен подойти к станции с необходимыми для полета вещами. Дети выбирают, на какую планету они отправятся. Туристы делятся своими знаниями и впечатлениями. Корабль возвращается на Землю.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: