С целью раскрытия закономерностей развития дошкольников, поиска наиболее оптимальных средств, методов и форм обучения и воспитания в условиях дошкольного учреждения проводятся педагогические исследования.
Под методами педагогического исследования понимают способы получения научной информации.
Наиболее доступным и распространенным методом педагогического исследования является наблюдение. Под научным наблюдением понимается – планомерное изучение исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Наблюдение как метод исследования характеризуется наличием цели, задач, программы, методики и техники наблюдения. Научное наблюдение требует объективной и точной фиксации фактов (фотографирование, киносъемка, протоколы, записи в дневнике и т. д.) и обработки результатов.
В педагогической практике широко используются опросные методы: беседа; интервьюирование; анкетирование; тестирование.
Беседа — непосредственное общение с испытуемыми при помощи заранее продуманных вопросов. Она предполагает установление двустороннего контакта, в ходе которого выявляются интересы детей, их представления, отношения, чувства, оценки и позиции. Для того, чтобы результаты беседы были наиболее объективными необходимо определить цель, разработать программу, продумать последовательность и вариативность вопросов.
Значительно реже используется интервьюирование – односторонняя беседа, инициатор которой задает вопросы, а собеседник отвечает. Правила интервьюирования требуют создание условий, располагающих к искренности испытуемых.
Анкетирование - метод получения информации посредством письменного опроса. Анкетирования предполагает тщательную разработку структуры анкеты и, как правило, сочетается с другими методами исследования.
|
Тестирование - целенаправленное обследование, проводимое по тщательно отработанным стандартизованным вопросам и позволяющее объективно выявлять индивидуальные различия испытуемых.
Значительное место в педагогических исследованиях отводится эксперименту — исследованию каких-либо явлений и процессов с целью проверки и обоснования научной гипотезы. Цель эксперимента установление закономерностей между отдельными педагогическими воздействиями и их результатами в поисках наиболее эффективного способа управления педагогическим процессом. В педагогической практике различают лабораторный и естественный эксперимент: первый протекает в специально созданных и контролируемых условиях, второй – осуществляется в привычной для испытуемого обстановке. В зависимости от цели различают эксперимент:
констатирующий (изучение состояния педагогического явления);
формирующий (апробация выдвинутой гипотезы);
контрольный (обоснование полученных результатов и выводов).
Метод изучения педагогической документации и продуктов детской деятельности позволяет получить различную информацию об исследуемом объекте. В качестве источников информации выступают планы и отчеты заведующих и педагогов дошкольных учреждений; конспекты занятий, продукты изобразительной деятельности и ручного труда дошкольников. Изучение этих материалов позволяет установить взаимосвязи между изучаемыми явлениями, помогает выявить новые факты.
|
На различных этапахпедагогических исследований применяется метод изучения и обобщения опыта. Под педагогическим опытом понимают практику обучения и воспитания, отражающую уровень развития педагогической науки. Характеризуют передовой опыт высокий положительный эффект в обучении и воспитании и достижение результатов без больших затрат времени и сил.
Социометрические методы позволяют исследовать межличностные отношения в коллективе. В процессе наблюдения или опроса исследователь может определить место, роль, статус испытуемого; различить стадии формирования внутриколлективных отношений.
В педагогических исследованиях применяются также математические методы исследования, которыеслужат для обработки данных и результатов, полученных в процессе исследования, и отражаются в графиках, диаграммах, таблицах.
Для того чтобы результаты педагогических исследований были исчерпывающими и объективными необходимо использовать методы исследования в совокупности и с учетом возрастных особенностей испытуемых.
Вопросы для самоконтроля
1.
Какие характеристики лежат в основе периодизации дошкольного возраста?
2.
Выделите основные закономерности развития детей раннего и дошкольного возраста.
3.
В чем состоит отличие внешних и внутренних факторов развития личности?
4.
Раскройте значение воспитания для формирования личности ребенка.
5.
На что направлены методы педагогического исследования?
6.
Каковы характерные особенности эмпирических методов исследования?
|
Литература
1.
Венгер, Л.А. Психология / Л.А.. Венгер, Мухина В.С.– М.,1988.
2.
Воспитание детей раннего возраста / под.ред. Г.М.Ляминой. – М.,1976.–239 с.
3.
Воспитание и обучение детей раннего возраста / под ред. Л.Н. Павловой. – М., 1980.
4.
Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб, 1997. – 224 с.
5.
Дошкольная педагогика / под ред. В.И.Ядешко [и др.]. - М.,1988. – 415 с.
6.
Дошкольная педагогика: в 2ч. / под ред. В.И. Логиновой [и др.]. – М., 1988. – Ч 1. – 256 с.
7.
Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А Куликова - М., 2000. – 416 с.
8.
Концепция дошкольного воспитания // Дошкол. воспитание. – 1989. - №5, 9.
9.
Лихачев, Б.Т. Педагогика: курс лекций / Б.Т. Лихачев. – М., 1998. – 464 с.
10.
Основы дошкольной педагогики /под ред. А.В.Запорожца [и др.]. – М.,1980. – 272 с.
11.
Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1996. – 603 с.
12.
Подласый, И.П. Педагогика: в 2 кн. / И.П. Подласый. – М., 2001. – Кн. 1. – 576с.
13.
Семинарские, практические и лабораторные занятия по дошкольной педагогике / под ред. Э.К.Сусловой [и др.]. - М.,2000.
14.
Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – М., 2000. – 519 с.