Цель работы: используя возможности MS Excel, закрепить навыки моделирования биологических процессов.
Задание: Составить математическую модель взаимоотношений хищника и жертвы в сообществе. Начальная численность популяции оленя (жертвы) составляет 2000 особей. Оленями питаются два хищника — волк и пума. Выжившая к концу каждого года часть популяции оленей увеличивает свою численность на 40%. Начальная численность популяции волков составляет 15 особей, один волк потребляет по 30 оленей ежегодно, годовой прирост популяции волков составляет 10%. Начальная численность пум неизвестна, одна пума потребляет по 20 оленей ежегодно, годовой прирост популяции пум составляет 20%. Смертность оленей по иным причинам равна нулю. Смертность волков и пум равна нулю.
1. Рассчитайте, какова будет численность оленей через 1, 3, 5 и 10 лет при полном отсутствии хищников. Отобразите изменения численности оленей в течение данного периода времени графически.
2. Рассчитайте, какова будет численность оленей через 1, 3, 5 и 10 лет, если начальная численность волков составляет 15 особей и не изменяется на протяжении указанного периода времени. Отобразите изменения численности оленей в течение данного периода времени графически. Сравните полученный результат с результатом задачи 1.
3. Рассчитайте, какова будет численность оленей через 1, 3, 5 и 10 лет, если начальная численность волков составляет 15 особей и возрастает на 10% ежегодно. Отобразите изменения численности оленей в течение данного периода времени графически. Сравните полученный результат с результатами задачи 1 и задачи 2.
4. Рассчитайте, какой должна быть начальная численность растущей популяции волков, чтобы численность оленей была относительно стабильна (т.е. равнялась примерно 2000) в течение первых пяти лет существования популяции. Как будет изменяться численность популяции оленей в течение последующих пяти лет? Представьте все полученные данные графически.
|
5. Рассчитайте, какой должна быть начальная численность волков и пум, чтобы численность оленей была относительно стабильной (т.е. равнялась примерно 2000) в течение первых пяти лет существования популяции. Как будет изменяться численность популяции оленей в течение последующих пяти лет? Представьте все полученные данные графически.
Домашнее задание №2
Создание базы данных
Задание 1. Создать с помощью Конструктора таблицу «Товары».
1. Предусмотреть наличие следующих полей:
Код товара: счетчик, ключевое;
Наименование товара: текстовое, размер поля – 30;
Цена за единицу: числовое, целое;
Количество товара: числовое, целое, индексированное (допускаются совпадения);
Дата поставки: дата/время (значение по умолчанию – date());
Код поставщика: числовое, целое.
2. Заполнить таблицу следующим образом:
Таблица - Товары
Код товара | Наименование товара | Количество товара | Стоимость за единицу | Дата поставки | Код поставщика |
Монитор | 01.02.14 | ||||
Клавиатура | 01.03.14 | ||||
Монитор | 01.03.14 | ||||
Монитор | 22.03.14 | ||||
Клавиатура | 12.11.14 | ||||
Коврик | 22.01.14 |
3. Закрыть таблицу.
Задание 2. Создать с помощью Конструктора таблиц таблицу «Поставщики».
1. Предусмотреть наличие следующих полей:
|
Код поставщика: числовое, целое, ключевое;
Название фирмы: текстовое, размер поля – 20;
Телефон: текстовое;
Логотип: поле объекта Ole.
2. Заполнить таблицу следующим образом:
Таблица - Поставщики
Код поставщика | Название фирмы | Телефон | Логотип |
ООО «НИКС» | 35-33-44 | ||
ОАО «Компьюмаркет» | 33-44-55 | ||
ООО «Медиамаркт» | 30-21-33 |
3. В поле Логотип вставить объекты – точечные рисунки или рисунки из файла.
4. Закрыть таблицу.
Задание 3. Создать связи между таблицами.
1. Установить связь один ко многим между таблицами «Поставщики» и «Товары» по полю Код поставщика.
2. Ввести в таблицу «Товары» новую запись: «Монитор; 5; 5000; 12.01.14; 66». Убедиться, что данные приняты, закрыв таблицу.
Задание 4. Изменить установленные связи.
1. В окне «Схема данных» выбрать для установленной связи пункт «Обеспечение целостности данных». Выяснить, почему связь установить не удается.
2. Добавить в таблицу «Поставщики» запись «66; Полет; 11-11-22».
3. Выполнить пункт 1. Убедиться, что связь «1 – ¥» установлена.
6. Закрыть окно «Схема данных».
Задание 5. Работа с данными с помощью форм.
1. Создать с помощью Мастера форму «Товары1» для таблицы «Товары», выбрав все поля. Тип формы – в один столбец. Выполнить остальные указания Мастера. Просмотреть данные с помощью формы. Изменить в первой записи стоимость.
2. Добавить еще одну запись (произвольно). Попробовать ввести неверную дату «20.20.14». Проследить сообщения. Исправить ошибку.
3. Создать формы «Товары2», «Товары3» и «Товары4», используя автоформы. Выявить разницу и общие стороны.
|
4. Создать любую форму для таблицы «Поставщики». Выбрать все поля. Просмотреть данные.
5. Создать форму «Общая», в которую поместить все поля из обеих таблиц. После выбора полей на следующем шаге выбрать тип представления «Подчиненные формы». Выполнить остальные шаги Мастера. Просмотреть данные.
6. Создать форму «Общая1», в которую поместить все поля из обеих таблиц. После выбора полей на следующем шаге выбрать тип представления «Связанные формы». Выполнить остальные шаги Мастера. Просмотреть данные. Выяснить отличия от предыдущей формы.
7. Создать форму «Общая2», в которую из таблицы «Товары» выбрать поля Код товара, Наименование товара, Дата поставки и Код поставщика, а из таблицы «Поставщики» выбрать поле Название фирмы. На следующем шаге выбрать тип представления по таблице «Товары». Выполнить остальные шаги Мастера. Просмотреть данные.
8. Создать форму «Общая3», в которую выбрать те же поля, что и в предыдущем задании. На следующем шаге выбрать тип представления по таблице «Поставщики». Выполнить остальные шаги Мастера. Просмотреть данные. Выяснить отличия от предыдущей формы.
9. Создать форму «Телефоны» для просмотра названий фирм и номеров их телефонов.
10. Создать форму «Товары» для просмотра названий товаров, их количества и стоимости.
11. Создать связанную и подчиненную формы для просмотра наименований товаров, названия фирмы-поставщика и ее телефона.
Задание 6. С помощью Мастера отчетов создать по возможности те же отчеты, что и в Задании 5. Проследить отличия.