Для проведения НТП в Украине, несмотря на современное кризисное состояние ее экономики, имеются все объективные предпосылки. Мощному потенциалу академической, вузовской и отраслевой науки, техническому и производственному потенциалу предприятий страны под силу решение сложных научных и технических проблем. Но в последние годы использование этого потенциала было крайне неудовлетворительным. Основные причины снижения научных исследований следующие:
распад научных и научно-технологических связей между региональным, отраслевыми и функциональными научными комплексами;
снижение государственных затрат на науку и НИОКР. Сохранившееся далеко не оптимальное финансирование поглощается инфляцией и резким удорожанием ресурсов, фондов и других затрат;
почти полное прекращение поступления научной информации;
обнищание научных кадров, «утечка мозгов»;
сокращение заказов на научные разработки, особенно фундаментальные и перспективные.
История свидетельствует, что наука, научно-технические проблемы всегда были заботой государства, если оно не хочет выпасть из числа цивилизованных стран и цивилизованных рыночных отношений.
Из сказанного следует, что главное в возрождении, сохранении научного потенциала страны и повышении его отдачи заключается в обеспечении принципиально нового отношения к научной сфере экономики. Все это надо учитывать при разработке концепции и программы вхождения научной сферы в рыночные отношения.
Приоритетные направления науки и техники в Украине следующие:
1. Охрана окружающей природной среды: создание научных основ современных технологий и технических средств, направленных на решение проблем экономической безопасности в Украине. Научные исследования и технические разработки должны быть направлены на:
|
охрану и восстановление земельных ресурсов;
оценку состояния, прогнозирование и восстановление качества природных вод;
улучшение состояния атмосферного воздуха.
2. Здоровье человека: разработка научных основ охраны здоровья населения, профилактики заболеваний, защиты генофонда Украины в сложных экологических и социальных условиях.
3. Производство, переработка и сохранение сельскохозяйственной продукции: разработка научных основ и технических средств, направленных на увеличение производства высококачественных продуктов питания и сырья для перерабатывающей промышленности, наращивание экспортного потенциала агропромышленного комплекса.
4. Экологически чистая энергетика и ресурсосберегающие технологии: стимулирование и координация научно-исследовательской, исследовательско-конструкторской и инвестиционной деятельности, направленной на повышение эффективности использования ресурсного потенциала Украины, в том числе энергетических, материально-сырьевых, а также трудовых ресурсов.
5. Научные проблемы разгосударствления Украины: разработка научных основ формирования и осуществления экономической, научно-технической, социальной политики государства в условиях создания и развития рыночной экономики, разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства и механизмов его реализации.
6. Новые вещества и материалы: разработка научно-технических проблем, направленных на снижение материалоемкости продукции, повышение ее надежности, долговечности и конкурентоспособности на мировом рынке.
|
7. Перспективные информационные технологии, средства комплексной автоматизации, системы связи: совершенствование информационной среды за счет освоения принципиально новых информационных технологий в системах различного назначения, средств информатики, вычислительной техники и связи.
Формирование рыночной экономики, перевод ее на интенсивные методы производства на основе достижений НТП требует перехода к целостной системе управления научно-техническим развитием и изменения всех основных функций управления НТП (прогнозирования, планирования, организации, экономического стимулирования и регулирования, мотивации и контроля) в их совокупности.
Основной задачей механизма цивилизованного планирования НТП должны быть:
выработка основных направлений развития науки и техники, создание условий для «прорывов» в области фундаментальных исследований, концентрация научного потенциала и материально-финансовых ресурсов на проблемах «взрывного эффекта», определение важнейших стратегических пропорций между затратами на науку, образование, создание новой техники и общим объемом капитальных вложений и др.
Переход к экономическим методам управления требует переосмыслить статус и функции целевых комплексных программ, обеспечить обновление всего методического аппарата разработки и реализации программ с учетом сегодняшней ситуации. Наиболее слабым звеном программно-целевого управления является отсутствие экономического механизма реализации программ. Требует совершенствования весь комплекс экономических средств, направленных на стимулирование решения приоритетных проблем социально-экономического и научно-технического характера на основе программ разного уровня: налоговая политика, система ценообразования, амортизационная политика, кредитно-финансовый механизм, система субсидий и дотаций и другие экономические рычаги и стимулы.
|
Научно-технические достижения реализуются в производстве посредством определенной научной продукции, структура которой достаточно многогранна: это законченные технологии производства, а также определенные приемы и рекомендации по совершенствованию различных технологий.
Сложившаяся ситуация с внедрением достижений науки и передового опыта в условиях становления рыночных отношений предопределяет необходимость формирования свободного рынка научно-технической продукции, сопровождаемого повышением восприимчивости производства к научно-техническим достижениям, стимулированием творческой инициативы и предпринимательства.
Рынок научно-технической продукции – это четкая система экономических, финансовых, обменно-торговых и правовых отношений между производителями данной продукции и ее потребителями на принципах конкурентоспособности, призванная обеспечить сбалансированный спрос и предложение путем создания и развития посреднической внедренческой сферы и установления специальной системы ценообразования на научную продукцию и внедренческие услуги.
Постоянность и непрерывность функционирования научных учреждений обусловливают необходимость формирования специальной системы накопления научно-технической продукции, в которую входят институты и центры научно-технической информации, являющиеся своего рода банками хранения и востребования такой информации.
Формирование такого рынка возможно уже сейчас. Спрос на научную продукцию должен возрасти, так как самостоятельные производители в условиях конкуренции будут стремиться увеличивать производство и улучшать качество продукции.
Экономическая сущность механизма общей схемы наука–производство заключается прежде всего в том, что в результате внедрения достижений науки на производстве создается определенный экономический эффект, который служит дальнейшей материальной основой существования и развития науки.
В последние десятилетия НТП в странах с развитой рыночной экономикой характеризуется невиданными ранее темпами ускорения.
Можно выделить ряд направлений НТП, все более определяющих развитие производительных сил.
Первое место занимает быстро формирующаяся индустрия переработки информации, а также автоматизация на базе совершенствования ЭВМ, массового распространения микроэлектроники, увеличивающегося использования роботов.
Следующее перспективное направление НТП – комплексное решение энерго-сырьевых проблем на основе использования новых энергоресурсов и экономии старых, приоритетного развития техники и технологии материало- и фондосберегающего типа, освоение природного сырья с особо трудными условиями добычи и переработки, создания и промышленного внедрения материалов с заранее заданными свойствами на базе последних достижений химической, физической и биологической наук. Эти материалы приобретают исключительные и не имевшиеся в прошлом характеристики (небывалая прочность, ударо- и термостойкость, легкость и др.).
Важное направление – развитие биотехнологии. Наиболее революционным направлением в биотехнологии является развитие генной инженерии.
Практика современных развитых стран показывает, что невозможно, опираясь только на рыночные механизмы, добиться эффективного функционирования экономики и ускорения НТП. Необходимо мощное государственное регулирование. Механизм такого регулирования существует в настоящее время во всех развитых странах, в его основе – минимум прямого государственного вмешательства в ход экономических процессов, акцент делается преимущественно на средствах косвенного воздействия.
Государственное регулирование включает систему определенных мероприятий:
прямое финансирование НИОКР;
создание новых научных учреждений;
государственное стимулирование НИОКР при помощи экономических мер, особенно налоговой политики;
использование контрактной системы для осуществления крупных научных проектов, развитие инфраструктуры обеспечения НИОКР.
В развитых зарубежных странах основными группами косвенных регуляторов являются:
общеэкономические налоговые стимулы (общее снижение ставок налогообложения прибылей корпораций, расширение размеров и масштабов применения налоговой скидки на инвестиции, сокращение сроков списания стоимости оборудования);
специальные косвенные стимулы (уменьшение налогооблагаемого дохода на величину затрат на НИОКР);
применение налоговой скидки на расходы компаний на программы технического образования персонала;
налоговые стимулы коллективных научных исследований, т. е. налоговые меры, поощряющие рисковое финансирование (снижение налоговой ставки на доход от операций с ценными бумагами и др.).
Поддержка развития науки со стороны государства находит свое выражение прежде всего в финансировании науки. В большинстве развитых стран государство покрывает около половины всех расходов на НИОКР, соблюдая при этом определенные экономические и научно-технические приоритеты. Так, в США государство финансирует почти половину расходов на науку, в Великобритании и Франции более 50 % затрат на НИОКР, более 40 % в ФРГ.
Приоритетными объектами при распределении государственных средств по видам научной деятельности являются фундаментальная наука и долгосрочные проекты, имеющие важное народнохозяйственное значение. Опыт показывает, что частный бизнес крайне неохотно финансирует фундаментальные исследования (из-за отсутствия четкой связи между этими затратами и прибыльностью компаний). Поэтому развитие таких исследований возможно только при тех или иных формах их бюджетного финансирования. В США, например, государство финансирует свыше 80 % фундаментальных исследований.
В последнее время во всех развитых странах государство вкладывает огромные средства в формирование научной инфраструктуры, и в частности в такой ее элемент, как информационное обеспечение. Целью государственной политики в данной области является ускоренное развитие новой системы информационных коммуникаций и повышение на ее базе производительности труда исследователей.
Важным направлением организации и управления наукой является контрактное программно-целевое финансирование НИОКР. Финансовые средства в этом случае выделяют не учреждениям, а коллективам исполнителей, комбинирующих свои усилия в соответствии с программой или проектом.
В США государственные расходы на НИОКР примерно на 70 % осуществляются в форме программно-целевого контрактного финансирования. Контрактное программно-целевое финансирование содействует созданию гибких научно-производственных комплексов, включающих различное количество фирм (их число может исчисляться сотнями в случае реализации крупных народнохозяйственных проектов). Эти научно-производственные комплексы функционируют в течение срока выполнения проекта, видоизменяя свою структуру в зависимости от последовательности решения задач и прекращают существование по завершению проекта.
Вместе с тем, в развитых странах существуют и административно-организационные формы управления, необходимые для обеспечения нормального функционирования программно-целевого управления НИОКР. Также было признано, что по ряду научных направлений, особенно по фундаментальным наукам, вторая форма управления часто оказывается более успешной.
Контрольные вопросы
1. Понятие инвестиций, факторы, влияющие на объемы инвестиций.
2. Классификация инвестиций.
3. Будущая и настоящая стоимость денег, их расчет по простым по простым и сложным процентам.
4. Корректировка денежных потоков в процессе инвестирования с учетом инфляции.
5. Методика расчета прироста прибыли в результате осуществления реальных инвестиций.
6. Экстенсивный и интенсивный типы экономического роста.
7. Межотраслевая специализация направлений научно-технического прогресса.
8. Электрификация, комплексная механизация и автоматизация производства, их показатели.
9. Современное состояние научно-технического потенциала в Украине.
10. Приоритетные направления науки и техники в Украине.
11. Система планирования и программно-целевого управления НТП.
12. Основные проблемы формирования рынка научно-технической продукции в Украине.
13. Опыт государственного регулирования НТП в развитых странах, контрактное программно-целевое финансирование НИОКР.