Строительные машины и средства малой механизации




Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностиСПО270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по рабочим профессиям.

1.1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:дисциплина входит в профессиональный цикл, раздел – общепрофессиональные дисциплины.

 

1.1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- определять производительность и подбирать комплекты строительных машин и средств малой механизации для выполнения механизированных строительных работ;

- вести оперативный учёт работы строительных машин, транспортных средств.

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- назначение, принципиальные схемы устройства и работы, технико-экономические и эксплуатационные показатели основных строительных машин;

- назначение механизированных инструментов, правила их применения при выполнении соответствующих видов работ и систему организации инструментального хозяйства;

- назначение, принципиальные схемы устройства, область применения и эксплуатационные показатели средств малой механизации.

1.1.4 Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студента135часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося90часов;

самостоятельной работы обучающегося 45 часов.

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:  
практические работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:  
1. решение задач
2. вычерчивание схем
3. самостоятельная работа с учебно-справочной литературой
оформление отчётов по результатам практическихработ и подготовка к их защите
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета и экзамена

 


1.2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплиныСтроительные машины и средства малой механизации

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения
Раздел 1. Общие сведения о механизации строительства и строительных машин  
Тема 1.1Общие сведения о механизации строительства и строительных машин Роль машин в строительстве. Полная и частичная механизация. Доля ручного труда. Основные показатели уровня механизация. Понятие о ведущей операции и ведущей машине механизированного комплекса. Комплексная механизация строительства. Определение понятия «строительная машина». Общая классификация строительных машин. Структура строительной машины. Общие сведения об унификации, агрегатировании и стандартизации строительных машин по РБ и РФ. Главные, основные и вспомогательные параметры машины. Типоразмер, модель. Понятие о типаже. Техническая характеристика машины. Принципы индексации строительных машин. Производительность машины, её категории.
Раздел 2. Привод строительных машин    
Тема 2.1Двигатели внутреннего сгорания Назначение, классификация и структура приводов. Двигатели внутреннего сгорания, применяемые в конструкциях строительных машин. Их сравнительная оценка. Механическая характеристика дизеля, её параметры. Понятие о жёсткости провода. Способы смягчения механической характеристики дизеля.
Тема 2.2Механические трансмиссии Механические трансмиссии. Виды: входные, выходные и внутренние характеристики. Принципиальные схемы устройства и работы фрикционных, ремённых, зубчатых, червячных и цепных передач. Валы, подшипники, приводные и сцепные муфты. Редукторы, коробки передач, реверсивные механизмы.
Тема 2.3 Электрические трансмиссии Электрический привод. Преимущественная область применения в строительных машинах. Электродвигатели и электрогенераторы. Механические характеристики электродвигателей переменного и постоянного тока. Сравнение с двигателями внутреннего сгорания по перегрузочной способности.
Тема 2.4Пневматические, гидравлические трансмиссии Пневматические трансмиссии. Преимущественная область применения. Принципиальные схемы. Виды пневмонасосов и пневмодвигателей, применяемых в конструкциях строительных машин. Особенности устройства и эксплуатации. Гидравлические трансмиссии. Классификация. Отличительные особенности устройства и работы. Гидрообъёмные трансмиссии, принципиальные схемы, их элементы. Принцип работы гидравлических насосов и моторов, коммутационных, регулирующих и предохранительных гидроаппаратов. Гидродинамические передачи. Виды, назначение. Принцип работы гидромуфты и гидротрансформатора, их механические характеристики. Совместная работа гидротрансформатора и дизеля.
  Практическая работа № 1Расчёт приводов строительных машин
  Самостоятельная работа: - выполнение домашних заданий по разделу 2; - самостоятельная работа с учебно-справочной литературой: тема «Двигатели внутреннего сгорания. Механические трансмиссии. Пневматические трансмиссии» - оформление отчёта по результатам практической работы и подготовка ее к защите  
Раздел 3. Ходовые устройства строительных машин    
Тема 3.1Пневмоколёсные устройства строительных машин Назначение и классификация ходовых устройств. Область применения. Структура ходового устройства. Манёвренность и проходимость передвижных машин. Назначение и виды подвесок. Пневмоколёсное ходовое устройство. Общая схема устройства пневмоколёсного шасси. Колёсная формула. Кинематическая схема привода Понятие о дорожном коридоре. Устройство шины.
Тема 3.2Гусеничные устройства строительных машин Гусеничное ходовое устройство. Устройство и принцип работы гусеницы Виды гусениц и преимущественная область их применения, кинематическая схема привода. Специальные виды ходовых устройств: рельсоколёсное и шагающее. Общая характеристика, область применения.
Тема 3.3 Тяговые расчёты Тяговые расчёты строительных машин. Понятие о сцепной массе. Коэффициент сцепления движителя с дорогой. Общая характеристика сопротивлений передвижению машины. Уравнения движения.
  Практическая работа №2Тяговый расчёт
  Самостоятельная работа: - выполнение домашних заданий по разделу 3; - самостоятельная работа с учебно-справочной литературой: тема «Пневмоколёсные, гусеничные, ходовые устройства. Тяговые расчёты»; - оформление отчёта по результатам практической работы и подготовка ее к защите
Раздел 4 Транспортные, транспортирующие и погрузо-разгрузочные машины  
Тема 4.1 Автомобили   Виды и общая характеристика строительного транспорта, преимущественные области применения. Назначение, область применения и принцип работы грузовых автомобилей общего назначения, специализированных транспортных средств (автомобилей - самосвалов, автопоездов, полуприцепов и прицепов для перевозки специальных грузов).
Тема 4.2 Транспортирующие машины Назначение, область применения, схемы устройства, принцип работы, производительность ленточных, пластинчатых, скребковых ковшовых винтовых и вибрационных конвейеров и виброжелобов. Область применения и принцип работы установок всасывающего и нагнетающего действия для пневматического транспортирована строительных материалов.
Тема 4.3 Тракторы и тягачи Назначение, область применения и принцип работы колёсных и гусеничных тракторов, пневмоколёсных одноосных и двуосных тягачей.
Тема 4.4Погрузо-разгрузочные машины Назначение и классификация одноковшовых и вилочных погрузчиков периодического действия. Параметры многоковшовых строительных погрузчиков. Принцип работы и устройства автопогрузчика, погрузчика непрерывного действия.
  Практическая работа №3Изучение устройства и рабочего процесса ленточного конвейера и вилочного погрузчика
  Самостоятельная работа: - выполнение домашних заданий по разделу 4; - самостоятельная работа с учебно-справочной литературой; - оформление отчёта по результатам практической работы и подготовка ее к защите  
Раздел 5 Грузоподъёмные машины    
Тема 5.1 Классификация грузоподъёмных машин Назначение и классификация грузоподъемных машин. Основные параметры. Виды домкратов, назначение, устройство и принцип работы реечных, винтовых и гидравлических домкратов, параметры, устройство и принцип работы полиспаста.
Тема 5.2 Грузозахватные приспособления Виды грузозахватных приспособлений: крюки, стропы, захваты для штучных грузов, электромагнитные и вакуумные захваты, траверсы, грейферы, бадьи и принцип их работы. Виды и назначение строительных лебёдок, устройство, кинематическая схема и принцип работы электрореверсивной лебедки. Назначение, устройство и принцип работы подвесной лебёдки с ручным и электрическим приводом.
Тема 5.3 Строительные краны Классификация строительных кранов. Система индексации. Назначение, область применения, устройство, рабочие процессы и производительность мачтовых, мачтово-стреловых, башенных, стреловых колесно-рельсовых, самоходных (автомобильных, пневмоколёсных, на специальном шасси автомобильного типа, на короткобазовом шасси, гусеничных) кранов, кранов-трубоукладчиков, козловых, мостовых и кабельных кранов. Понятие об устойчивости свободностоящих кранов. Устройства безопасной работы кранов. Технический надзор и техническое освидетельствование кранов. Программное управление перемещением грузов и учёт работы.
Тема 5.4Подъёмники Строительные подъемники: назначение, классификация, область применения, схемы устройства и работы. Технико-эксплуатационные показатели. Монтаж, демонтаж и транспортировка подъёмников. Охрана труда при эксплуатации подъемников, предохранительных и защитных устройств.
  Практическая работа № 4 Изучение устройства и работы стреловых самоходных кранов
  Самостоятельная работа: - выполнение домашних заданий по разделу 5; - самостоятельная работа с учебно-справочной литературой: тема «Строительные краны. Подъёмники»; - оформление отчёта по результатам практической работы и подготовка ее к защите  
Раздел 6 Машины и оборудование для земляных работ  
Тема 6.1 Классификация ЗТМ. Одноковшовые и многоковшовые Понятие о землеройно-транспортных машинах: назначение, классификация, область применения. Землеройно-транспортные машины - бульдозеры, скреперы, грейдеры (автогрейдеры): их назначение, классификация, область применения, схемы устройства и работы, основные параметры. Определение производительности. Охрана труда и защита окружающей среды при эксплуатации ЗТМ. Общая классификация одноковшовых экскаваторов, система индексации. Назначение, область применения, устройство, рабочие процессы, технологические возможности и производительность одноковшовых канатных и гидравлических экскаваторов с рабочим оборудованием прямой и обратной лопат, драглайна, погрузчика, планировщика. Грейфера. Сменное рабочее оборудование одноковшовых экскаваторов. Сравнение канатных и гидравлических экскаваторов по технико-экономическим показателям. Системы автоматизации одноковшовых экскаваторов. Классификация экскаваторов непрерывного действия особенности рабочих процессов экскаваторов непрерывного действия образование цикличной формы работы единичного ковша или заменяющего его рабочего органа в непрерывный процесс экскаватора. Назначение, область применения, устройство, рабочий процесс, технологические возможности и производительность траншейных роторных и цепных экскаваторов. Системы автоматизации траншейных экскаваторов
Тема 6.2Бульдозеры. Машины для подготовительных работ Назначение, устройство и рабочий процесс бульдозеров. Рабочий цикл, его операций и рабочие движения при послойной разработке гунтов и планировке земляных поверхностей. Тяговые расчёты бульдозеров для различных операций рабочего цикла при послойной разработке грунтов. Производительность бульдозеров при послойной разработке грунтов и планировочных работах. Пути её повышения. Понятие о рациональном продольном профиле выемки. Назначение, область применения и классификация скреперов. Устройство и рабочий процесс самоходного скрепера. Рабочий цикл, его операции и рабочие движения. Тяговые расчёты. Расчёт производительности. Способы повышения коэффициента наполнения ковша: применение ступенчатых и полукруглых ножей, принудительная, элеваторная и шнековая загрузка, использование толкачей. Назначение, область применения, устройство, рабочий процесс и производительность автогрейдеров. Особенности подвески рабочего органа. Вспомогательные рабочие органы. Сравнение планировочных качеств автогрейдеров и бульдозеров. Назначение, область применения, устройство, рабочий процесс и производительность грейдер - элеватора. Системы автоматизации ЗТМ. Назначение, область применения, устройство и рабочие-процессы
Тема 6.3Оборудование гидромеханизации Разработка грунтов гидромеханическим способом. Принципиальная схема и состав оборудования. Устройство и принцип работы гидромониторов, землесосов, землеснарядов. Принципиальные схемы работы гидроэлеватора и эрлифта.
Тема 6.4Грунтоуплотняющие машины Общая характеристика агрегатного строения грунта. Сущность процесса и способы уплотнения грунтов. Назначение, устройство, рабочие процессы и производительность катков статического действия, грунтоуплотняющих машин вибрационного и виброударного действия.
  Практическая работа №5 Изучение устройства и принципа работы бульдозера
  Практическая работа №6Изучение устройства и принцип работы одно ковшового эксковатора
  Самостоятельная работа: - выполнение домашних заданий по разделу 6; - самостоятельная работа с учебно-справочной литературой: тема «Оборудование гидромеханизации. Оборудование гидромеханизации»; - оформление отчёта по результатам практических работ и подготовка их к защите-справочной литературой: тема «  
Раздел 7 Машины и оборудование для свайных работ    
Тема 7.1Машины и оборудование для свайных работ Способы устройства свайных фундаментов. Классификация машин и оборудования для свайных работ. Назначение, устройство и рабочие процессы копров и копрового оборудования, свайных молотов (механических, паровоздушных, гидравлических, штанговых и трубчатых дизельных), вибропогружателей и вибромолотов.
  Самостоятельная работа: - выполнение домашних заданий по разделу 7; - самостоятельная работа с учебно-справочной литературой: тема «Машины и оборудование для свайных работ»-справочной литературой: тема «  
Раздел 8 Машины для дробления, сортировки и мойки каменных материалов  
Тема 8.1Машины для дробления, сортировки и мойки каменных материалов Общая характеристика процесса переработки каменных материалов для нужд строительства. Характеристика процесса дробления каменных материалов, степень дробления. Способы дробления и классификация дробильных машин. Назначение, устройство, рабочие процессы и производительность щёковых (с простым и сложным движениями подвижной щеки), конусных, валковых, роторных и молотковых дробилок. Автоматическое регулирование загрузки дробилок, автоматический контроль за работой узлов, защита дробилок от металлических включений. Сущность процесса грохочения каменных материалов Схемы грохочения, оценка их эффективности. Классификация грохотов. Схемы устройства и принцип работы, производительность неподвижных, барабанных, эксцентриковых и инерционных грохотов. Способы мойки каменных материалов. Схемы устройства и принцип работы гидравлических и гидромеханических классификаторов.
  Практическая работа №7 Изучение устройства и рабочих процессов дробилки
  Самостоятельная работа: - выполнение домашних заданий по разделу 8; - самостоятельная работа с учебно-справочной литературой: тема «Машины для дробления, сортировки и дробления»; - оформление отчёта по результатам практической работы и подготовка ее к защите -справочной литературой: тема «
Раздел 9 Машины и оборудование для приготовления, транспортирования бетона и растворов уплотнения бетонных смесей  
Тема 9.1Машины и оборудование для приготовления, транспортирования бетона и растворов Общая характеристика процесса производства работ с использованием бетонов и растворов. Приготовление смесей (централизованное и на строительной площадке). Назначение и классификация дозаторов. Устройство и принцип работы дозаторов цикличного и непрерывного действия. Автоматизация рабочих процессов. Классификация, принципиальные схемы устройства и работы, производительность бетоно- и растворосмесителей цикличного и непрерывного действия. Бетонорастворные узлы и установки, бетонные заводы. Общая характеристика технических средств для транспортирования бетонов и растворов. Устройство, рабочие процессы и производительность автобетоновозов, авторастворовозов, автобетоносмесителей, бетоно– и растворонасосов. Использование распределительных стрел для увеличения дальности транспортирования смесей.
  Практическая работа №8 Изучение устройства и рабочих процессов смесителей  
  Самостоятельная работа: - выполнение домашних заданий по разделу 9; - самостоятельная работа с учебно-справочной литературой: тема «Машины и оборудование для приготовления, транспортирования бетона и растворов»; - оформление отчёта по результатам практической работы и подготовка ее к защите -справочной литературой: тема «  
Раздел 10 Ручные и отделочные работы  
Тема 10Ручные машины для отделочных работ Классификация ручных машин, основные эксплуатационные требования. Устройство, рабочие процессы и основные параметры ручных машин для образования отверстий, перфораторов (ручных, электромеханических, электромагнитных, пневматических), резьбонарезных и резьбозавёртывающих машин, гайковёртов (часто – и редкоударных, с гидроприводом), молотков и бетоноломов, ручных трамбовок, пневмопробойников, шлифовальных и металлорежущих машин, вырубных и ножевых ножниц, машин для распиловки и строжки материалов. Устройство, рабочие процессы и производительность штукатурных станций и агрегатов, торкретных установок, шпатлёвочных и окрасочных агрегатов, краскопультов. Устройство, рабочие процессы и основные параметры машин для устройства полов, кровель и гидроизоляции.
  Практическая работа №9Изучение устройства и рабочих процессов ручных машин  
  Практическая работа №10Изучение устройства и рабочих процессов штукатурной станции  
  Самостоятельная работа: - выполнение домашних заданий по разделу 9; - самостоятельная работа с учебно-справочной литературой: тема «Ручные и электрофицированные машины для отделочных работ»; - оформление отчёта по результатам практической работы и подготовка ее к защите -справочной литературой: тема «  
Всего:  

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 –ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

 

 





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!