Изменения законодательства о налогообложении малого бизнеса




Содержание

Введение

1. Проблемы и пути совершенствования налогообложения в сфере малого бизнеса

1.1. Изменения законодательства о налогообложении малого бизнеса

1.2. Недостатки действующей налоговой системы и способы совершенствования

1.3. Налоговое планирование как законный способ уменьшения налоговых платежей

2. Налогообложение ООО «Форвард»

2.1. Краткая характеристика и основные показатели деятельности ООО «Форвард»

2.2. Виды налогов, уплачиваемых предприятием

3. Предложения по совершенствованию налогообложения в ООО «Форвард»

Заключение

Список литературы

Приложения


Введение

 

Российское малое предпринимательство в своем становлении прошло множество этапов, прежде чем добилось сегодняшнего положения.

В реформировании российской экономики еще со времен перестройки малые предприятия (МП) взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого бизнеса. И вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных МП приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики России и 14% числа занятых, производят 12% ВВП 1/4 всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства.

Значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике.

Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

В мировой экономике функционирует огромное количество малых фирм, компаний и предприятий. Например, в Индии число МП превышает 12 млн., а в Японии 9 млн. Этот малый бизнес, например, только в США дает почти половину прироста национального продукта и две трети прироста новых рабочих мест. о дело не только в этом... Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость.

Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для нашей высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение.

Нельзя также забывать, что малые предприятия оказывают не меньшее воздействие и на экологическую обстановку.

Немаловажна роль малого бизнеса в осуществление прорыва по ряду важнейших направлений НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики. В нашей стране эту роль трудно переоценить, имея в виду, развернувшийся процесс конверсии. Все эти и многие другие свойства малого бизнеса делают его развитие существенным фактором и составной частью реформирования экономики России.

По словам президента Р.Ф. Дмитрия Медведева, в сфере малого бизнеса "на сегодня, к сожалению, больше проблем, чем видимых достижений". Он напомнил, что президент Путин ставил задачу, чтобы доля населения страны, занятого в малом бизнесе, к 2020 году составляла 60-70 процентов.

По определению главы государства, "малый бизнес - это основа развития предпринимательской активности и расширение среднего класса". "Кроме того, развитие малого бизнеса - один из решающих факторов обновления на принципах реализации человеческого капитала, роста инициативы, ответственности", - заявил он.

Дмитрий Медведев считает одной из приоритетных задач обеспечение доступа малых предприятий к ресурсам, поскольку ситуация с помещениями, с присоединением малых предприятий к энергетическим и коммунальным сетям очень тяжелая. Одно из направлений, полагает он, это — создание технопарков, технико-внедренческих и производственных зон, бизнес-инкубаторов.

Существенную помощь «малому бизнесу» могут оказать и региональные венчурные и гарантийные фонды, грантовая поддержка начинающих производств.

Дмитрий Медведев отметил, что по-прежнему высокой для малого бизнеса остается текущая стоимость капитала. Мелкий бизнес не может "потянуть" ни залоговых требований, ни обеспечительных мер. В этой связи - нужны финансовые институты, учитывающие эту специфику. Необходимо также заложить правовые основы для микрокредитования и развития кредитной кооперации. А лицензирование отдельных видов деятельности можно замещать обязательным страхованием ответственности или финансовыми гарантиями.

Как сообщил президент РФ, на 1 октября 2007 года в России было зарегистрировано около одного миллиона 100 тысяч организаций малого бизнеса и около 3,5 миллиона индивидуальных предпринимателей, в том числе и 255 тысяч крестьянских хозяйств.

Таким образом, тема, касающаяся налогообложения в сфере малого бизнеса, является актуальной.

Актуальность выбранной темы дипломной работы заключается в том, что отношения между бюджетом и предприятием очень важны. Предприятие уплачивает в бюджет налоги и сборы, государство – направляет полученные средства на улучшение жизни населения страны. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

В настоящее время выбранная тема весьма актуальна, так как правильный (оптимальный) выбор налоговой системы является залогом успешного решения проблем стоящих перед страной. Кроме того, налоговая система - важный элемент экономики государства - служит также мощным стимулирующим или, наоборот, угнетающим фактором деятельности коммерческого предприятия.

Цель работы – исследование особенностей налогообложения в сфере малого бизнеса и путей его совершенствования.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1. Исследовать изменения законодательства о налогообложении малого бизнеса.

2. Выявить недостатки действующей налоговой системы и способы совершенствования.

3. Рассмотреть налоговое планирование как законный способ уменьшения налоговых платежей.

4. Дать краткую характеристику и выделить основные показатели деятельности ООО «Форвард».

5. Выявить виды налогов, уплачиваемых предприятием.

6. Рассмотреть возможные пути совершенствования налогообложения ООО «Форвард».

Решение поставленных задач и рассмотрение перечисленных вопросов поможет более глубоко раскрыть тему работы.

Объект исследования – ООО «Форвард».

Предмет исследования – налогообложение предприятий малого бизнеса.

Методы исследования – описание, анализ, сравнение, изучение литературы.

Практическая значимость работы определяется конкретными рекомендациями, разработанными для объекта исследования.

Для написания данной работы были изучены учебники и учебные пособия, монографии, материалы периодической печати и интернета.


1. Проблемы и пути совершенствования налогообложения в сфере малого бизнеса

 

Изменения законодательства о налогообложении малого бизнеса

 

С 1 января 2005 года у российского бизнеса началась совсем иная жизнь. Без государственной поддержки, без гарантий и льгот. Без четырехлетнего моратория на негативные изменения законодательства. Без ускоренной амортизации. И без государственной финансовой поддержки мероприятий, направленных на содействие малому бизнесу. Вне закона оказались и фонды поддержки предпринимательства.

Похоже, нашей великой сырьевой державе совсем не нужен малый бизнес. Иначе как расценить намерения властей, принявших Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ ""О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"", вступивший в силу, согласно его статье 155, с 1 января 2005 года? Тот самый Закон, который отменил с 1 января 2005 года самые важные статьи (ст.ст. 2, 8, 9, 10, 15 и 22) Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".

С изъятием этих статей из Закона, он превратился из защитника интересов малого бизнеса, прежде всего, от произвола самих властей и резких движений законодателей, в обычную профанацию, которую хорошо демонстрировать на международном уровне, доказывая, что у нас все же имеется Закон о поддержке предпринимательства. Как факт. А по сути теперь этот Закон является не более, чем профанацией. В нем теперь не содержится ничего, что говорило бы о реальной государственной поддержке малого бизнеса.

Как известно, статья 3 Закона “О господдержке малого предпринимательства” устанавливает, что субъектами малого предпринимательства признаются индивидуальные предприниматели, а также коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ и ее субъектов, а так же общественных и религиозных объединений, благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, а доля крупных организаций не превышает 25 процентов, и которые имеют среднюю численность работников:

- в промышленности не более 100 человек;

- в строительстве - до 100 человек;

- на транспорте - до 100 человек;

- в сельском хозяйстве - до 60 человек;

- в научно-технической сфере - до 60 человек; в оптовой торговле - до 50 человек;

- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - до 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - до 50 человек.

Кстати, полное название Закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ приведено нами не случайно. Если бы Закон назвали, скажем, "О признании утратившими силу ряда положений Закона о господдержке малого предпринимательства", общественного резонанса было бы не избежать. Закон просто не дали бы принять, все объединения предпринимателей возмутились бы такими намерениями властей. Понимая это, власти прикрыли Закон, который мог бы иметь эффект вулканического взрыва в предпринимательском сообществе, невинным названием, говорящим о приведении неких документов в соответствие административной реформе. Посмотрим, что же за статьи утратили силу с 1 января 2005 года, и какие последствия для российского малого бизнеса это повлекло.

Так, была признана утратившей силу статья 2 Закона о государственной поддержке малого предпринимательства, в результате федеральные власти не только сами уклонились от господдержки бизнеса, но и запретили субъектам РФ делать что-либо в этом направлении даже за счет собственных средств и ресурсов. Также утратила силу статья 8 данного Закона. В результате развалена структура фондов по поддержке малого бизнеса и, соответственно, закрыты все их программы. Первым делом государство разделалось с Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства, который финансировался из федерального государственного бюджета. Закрыты и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, а органы местного самоуправления лишены права направлять средства из своих бюджетов в такие муниципальные фонды.

Но самое, пожалуй, важное изменение, в Законе “О господдержке малого предпринимательства” - это утрата силы положением, которое давало право субъектам малого бизнеса в течение четырех первых лет своей деятельности не применять ухудшающие их положение изменения в налогообложении. Это имело смысл: ведь, когда бизнесмен планирует открыть свой бизнес, он составляет бизнес-план, где просчитывает, по силам ли это ему под существующим налоговым прессом.

Так же вместе с утратой силы статьей 9 этого Закона, Федерация и ее субъекты лишились права устанавливать льготы для малого бизнеса и его инфраструктуры.

Кроме того, малый бизнес лишили права применять ускоренную амортизацию основных фондов. Это право было дано в свое время статьей 10 Закона “О господдержке малого предпринимательства”, а теперь, благодаря все тому же Федеральному закону от 22.08.2004 N 122-ФЗ, она утратила силу. Ну и, конечно, акция по отмене льгот не могла бы быть завершенной, без лишения предпринимателей всех льгот, принятых до введения закона о господдержке, поэтому с 1 января 2005 года утратила статья 22 Закона “О господдержке малого предпринимательства”.

Также утратила силу статья 15 данного Закона. Действительно, логичным завершением лишения малого бизнеса любых преференций, выглядит то, что государство открестилось и от помощи предпринимателям в налаживании внешнеэкономической торговли. Однако это весьма чревато для страны, буквально "на днях" вступающей в ВТО. Как раз "самым умным шагом" в такой момент стало самоустранение государства из процесса лоббирования отечественных предпринимателей на международном рынке. И действительно, зачем великой сырьевой державе, успешно продающей природные богатства, тратиться на какие-то проекты по продвижению продукции и интеллектуальных разработок отечественных предпринимателей на международном рынке? Ведь такие акции принесут бюджету доход лишь через несколько лет! Но страна, которая не думает стратегически, не загадывает больше, чем на 3-4 года вперед, не имеет будущего.

Малые предприятия могут применять в своей деятельности наряду с общим режимом налогообложения специальные налоговые режимы - единый налог на вмененный доход и упрощенную систему налогообложения.

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) вводят на своей территории органы власти субъектов РФ для определенных видов деятельности. К ним, в частности, относятся бытовые услуги, услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств, розничная торговля через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м, палатки, лотки и другие объекты, в том числе без постоянной торговой площади, услуги общественного питания с использованием зала площадью не более 150 кв.м.

Если вы перешли на уплату ЕНВД, то перестаете платить налог на добавленную стоимость (НДС) (за исключением НДС при ввозе товаров в Россию), налог на имущество и единый социальный налог (ЕСН). Кроме того, организации перестают уплачивать налог на прибыль, а индивидуальные предприниматели (ИП)- налог на доходы физических лиц. Все остальные налоги и сборы нужно платить в общем порядке, в том числе страховые взносы в Пенсионный фонд.

Перевести на уплату ЕНВД можно как всю деятельность фирмы, так и ее часть. Например, если фирма продает товары через два магазина (площадь первого менее 150 кв. м, а площадь второго более 150 кв. м), то перевести на уплату ЕНВД можно только первый магазин.

Упрощенная система налогообложения (УСН) предусматривает замену уплаты налога на прибыль, а для ИП - подоходного налога, НДС (за исключением НДС при ввозе товаров в Россию), налога на имущество и ЕСН уплатой единого налога. При этом организация имеет право перейти на "упрощенку", если по итогам 9 месяцев того года, в котором она подает заявление о переходе на УСН, доход от реализации не превысил 11 млн руб. без учета НДС. На ИП такое ограничение не распространяется.

Переход на УСН невозможен для тех, кто занимается игорным бизнесом, для нотариусов, занимающихся частной практикой, для организаций, средняя численность работников которых превышает 100 человек. При переходе на УСН можно выбрать одно из двух: платить налог с доходов без учета расходов, то есть "с оборота", либо с дохода за вычетом расходов, то есть "с прибыли". При этом ставки налога будут разными - 6% с оборота или 15% с прибыли. Менять метод уплаты налога нельзя в течение всего срока применения УСН.

Выбор того или иного налогового режима зависит от вида деятельности. При этом ЕНВД - обязательный налоговый режим: если ваша деятельность попадает в перечень видов деятельности, к которым применяется ЕНВД, вы не можете от него отказаться. УСН применяется по выбору налогоплательщика и не содержит ограничений по видам деятельности. Для него важна лишь сумма дохода - не более 15 млн. руб. в год.

Существуют различия в учете ЕНВД и УСН. Если при использовании УСН придется вести учет доходов и расходов, а также следить, чтобы доход не превысил 15 млн. руб., то при уплате ЕНВД учитывается только торговая площадь или количество работников.

В каком случае придется платить меньше налогов? Все зависит от оборота и прибыльности предприятия. Если оборот большой, то предпочтительнее перейти на ЕНВД, поскольку сумма этого налога не зависит от полученных доходов.

Если же оборот маленький, то фиксированная сумма ЕНВД может оказаться больше, чем налог по УСН. При этом переход на ЕНВД предпочтительнее с точки зрения простоты ведения учета и уплаты налогов.

В настоящее время принят новый Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ “О развитии малого и среднего бизнеса”. В нем определены критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, а также основные цели и принципы государственной политики по развитию этих предприятий. Материал о положениях нового закона подготовлен Л.П. Фомичевой, аудитором, членом Палаты налоговых консультантов РФ.

В конце июля Президент подписал Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (Закон № 209-ФЗ).

Прежний Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (Закон № 88-ФЗ) был принят в 1995 году и устанавливал определенные льготы и привилегии. Например, если изменения налогового законодательства были невыгодны для субъекта малого предпринимательства, он мог в течение первых четырех лет своей деятельности платить налоги по закону, который действовал на момент создания. Такой мораторий в течение многих лет спасал малый бизнес от повышенных ставок ЕНВД, введения НДС для частных предпринимателей и других сложностей. Законодатели и фискальные органы пытались игнорировать оговорку закона, но Конституционный суд РФ неоднократно указывал на обязательность ее применения.

Закон № 88-ФЗ предусматривал также право малых предприятий на ускоренную амортизацию: они могли применять двойные нормы, а также дополнительно списывать как амортизационные отчисления до 50 процентов первоначальной стоимости основных фондов. Большинство этих льгот были отменены с 2005 года, однако предоставленный мораторий продолжает действовать. Например, если компания был зарегистрирована 30 декабря 2005 года, то она может использовать действующее на тот момент налоговое законодательство почти до конца 2009 года (хотя отстаивать это право ей придется в суде).

Новый закон определяет, на какую поддержку может рассчитывать малый и средний бизнес.

В статье 3 и 4 Закона № 209-ФЗ определены понятия субъектов малого и среднего предпринимательства. К ним относятся внесенные в ЕГРЮЛ потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие определенным критериям.

Первый критерий - состав учредителей юридических лиц. Чтобы считаться малым или средним предприятием, доля государственной собственности, иностранных учредителей или общественных организаций в уставном капитале не должна превышать 25 процентов (за исключением активов инвестиционных фондов). Не больше четверти акций (долей) может принадлежать иным юридическим лицам, не являющимся малыми предприятиями. Аналогичное условие содержалось и в Законе № 88-ФЗ.

Второй критерий - средняя численность работников. В категорию малых попадают компании со штатом от 16 до 100 человек. Организации с количеством сотрудников не более 15 человек признаются микропредприятиями, которые также относятся к категории малых. Средней считается фирма с числом работающих от 101 до 250 человек. Средняя численность работников за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.

Третий критерий - выручка от реализации товаров, работ, услуг и (или) балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год. Выручка определяется в порядке, установленном НК РФ - без учета НДС. Балансовая стоимость активов определяется в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете.

Предельные значения этих величин будет определять Правительство РФ раз в пять лет на основе данных сплошных статистических наблюдений за субъектами малого и среднего предпринимательства.

Органы статистики вправе будут проводить выборочное наблюдение путем ежемесячных или ежеквартальных исследований (для микропредприятий - раз в год).

Категория предприятия изменяется, только если в течение двух календарных лет подряд численность сотрудников и выручка оказывается выше или ниже установленных законом предельных значений.

В статье 6 Закона N 209-ФЗ определены основные цели и принципы государственной политики по развитию малых и средних предприятий.

Среди основных принципов: обеспечение равного доступа субъектов к участию в программах поддержки, разграничение полномочий различных уровней власти, участие представителей малого и среднего бизнеса в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе законопроектов.

В числе основных целей и принципов государственной политики в этой области в статье 7 названы: введение специальных налоговых режимов, упрощение правил ведения налогового, бухгалтерского учета и статистической отчетности, форм налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам, установление льготного порядка приватизации государственного и муниципального имущества, специальных форм участия в процедурах размещения заказов на поставку товаров и выполнение услуг для государственных и муниципальных нужд.

Поддержка оказывается тем субъектам, которые включены в реестры субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей такой поддержки (ст. 8 Закона N 209-ФЗ). Порядок его ведения устанавливается Правительством РФ.

Конкретные льготы в Законе N 209-ФЗ не поименованы. Они будут закладываться в программах развития, которые на основании данного закона будут принимать органы власти всех уровней. В числе форм поддержки: финансовая, имущественная, информационная, консультационная, поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров и др. Возможные их виды названы в отдельных статьях Закона.

В статье 14 Закона N 209-ФЗ установлен заявительный порядок обращения субъектов за оказанием поддержки на местах, а также открытость процедур поддержки. Однако она не может быть оказана субъектам малого и среднего предпринимательства, которые являются кредитными или страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционным и негосударственным пенсионным фондам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, ломбардам, участникам соглашений о разделе продукции, лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса, нерезидентам по валютному законодательству (за исключением случаев, предусмотренных международными договорами РФ).

Статьей 17 Закона N 209-ФЗ предусмотрено, что финансовая поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам этих организаций.

Финансовая поддержка не оказывается: осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых.

Предусмотрена и имущественная поддержка (ст. 18 Закона № 209-ФЗ), которая может выражаться в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной и безвозмездной основе или на льготных условиях. Имущество должно использоваться по целевому назначению и не может быть переуступлено или внесено в уставный капитал других предприятий.

Кроме того, в законе названы формы информационной, консультационной и кадровой поддержки. Предполагается выделение льготных субсидий, кредитов, имущества, создание информационной инфраструктуры и консультационных центров и т.д.

Закон № 209-ФЗ вступил в силу с 1 января 2008 года, за исключением положений, касающихся полномочий Правительства РФ по установлению предельных значений выручки и балансовой стоимости активов, а также проведения сплошных статистических наблюдений за их деятельностью. Данные положения вступают в силу с 1 января 2010 года.

С 1 января 2008 года, по предложению президента Д.А.Медведева, субъекты малого предпринимательства, действовавшие в рамках старого закона, и не отвечающие условиям отнесения к субъектам малого предпринимательства, установленным новым Законом № 209-ФЗ, сохраняют право на ранее оказанную поддержку в соответствии с федеральными и региональными программами развития малого и среднего предпринимательства в течение шести месяцев, т.е. до конца июня 2008 года.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: