Понятие идентичности и ее формы




ОСВОЕНИЕ КУЛЬТУРЫ: СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ИНКУЛЬТУРАЦИЯ

Каждому человеку на протяжении всей его жизни приходится осваивать множество социальных ролей, поскольку процессы социализации и инкультурации продолжаются всю жизнь. До глубокой старости человек меняет свои взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т.п. Все эти изменения происходят под непосредственным влиянием его социокультурного окружения, в непрерывном контакте с которым находится человек и вне которого инкультурация невозможно.

В процессе инкультурации задействовано довольно большое количество людей, социальных групп, общественных институтов. Все они называются агентами (конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей) и институтами (учреждения, влияющие на процесс инкультурации и направляющие его) инкультурации.

К ним относятся:

• Семья. Это - основная ячейка инкультурация.Она может быть, как большая (многопоколенная) семья традиционных обществ, так и малая (нуклеарная) семья современного общества.

• Сверстники.

• Школа.

• СМИ (газеты, журналы, периодические издания, радио, кино, телевидение, компьютерные сети и т.п.).

· Различные организации (церковь, спортивные, политические организации, кружки по увлечениям).

На разных этапах жизненного пути эти институты и агенты действуют по-разному. В раннем детстве (до трех лет) ведущую роль в инкультурации играет семья и особенно забота матери о своем ребенке. Ведь в отличие от других млекопитающих, довольно быстро овладевающих основными навыками, необходимыми для выживания, человеческий ребенок, чтобы выжить, нуждается в заботе других людей, которые будут его кормить, одевать, а самое главное — любить. Исследования детей, лишенных родительской любви, тесного контакта с матерью, показали, что они демонстрируют более низкие показатели интеллектуального развития, у них формируется менее устойчивая психика (вплоть до развития психических заболеваний). Также известно явление госпитализма — вредных последствий пребывания детей в казенных детских учреждениях, где с ними занимались, но они были лишены родительской ласки и любви. По сравнению с обычными детьми они демонстрировали более высокий уровень заболеваемости и смертности, отставание в физическом и умственном развитии.

Поэтому отношения младенца с родителями, братьями, сестрами, родственниками, друзьями семьи являются определяющими в ранний период инкультурации.

Но даже внутри каждой отдельной культуры инкультурация также зависит от классовых, расовых и этнических различий. Свое специфическое влияние оказывают также субкультуры, существующие в данной культуре. Степень инкультурации может быть разной. Наивысший потенциал инкультурации и социализации обнаруживается у интеллигентных людей, т.е. социально активных и культурно состоявшихся людей.

 

Психологические механизмы инкультурации

 

Существуют четыре психологических механизма инкультурации: имитация, идентификация, чувства стыда и вины.

Имитацией – осознанное стремление ребенка подражать определенной модели поведения (родителей, учителей, известных людей (политиков, артистов, журналистов и т.п.). Но имитация может быть связана и с усвоением негативных моделей поведения (жестокость родителей порождает жестокость детей).

Идентификация — это способ усвоения детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных. Дети воспринимают особенности личности родителей и других, тесно связанных с ними людей. Часто дети выбирают профессии своих родителей, чтобы стать похожими на них.

Если имитация и идентификация являются позитивными механизмами инкультурации, то стыд и вина — негативными. Чувство стыда появляется, если вас застали на месте преступления, разоблачили и опозорили. Для чувства вины не нужно разоблачение, оно связано с муками совести. Эти переживания также способствую привитию культурных и социальных навыков.

 

 

Пункт 5 лекции 1. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА МКК

Понятие идентичности и ее формы

Одной из ведущих человеческих потребностей является потребность в взаимосвязи с окружающим миром, потребность в коллективной жизнедеятельности, которая реализуется путем само-отождествления индивида с какими-либо идеями, ценностями, социальными группами и культурами. Такого рода самоотождествление определяется в науке понятием «идентичность».

Широкое распространение термина «идентичность» и его введение в научный оборот произошло во вт. пол 70-х годов 20 века благодаря американскому психологу Эрику Эриксону. Понятие «идентичность» возникло в рамках психологии, а сегодня широко используется в этнологии, культурной и социальной антропологии.

Идентичность – осознание человеком своей принадлежности к какой-либо социокультурной группе, позволяющее ему определить свое место в социокультурном пространстве свободно ориентироваться в окружающем мире.

Необходимость в идентичности вызвана тем, что каждый человек нуждается в известной упорядоченности своей жизни, которую ему может обеспечить только сообщество других людей. Для этого он должен добровольно принять господствующие в данном сообществе элементы сознания, вкусы, привычки, нормы, ценности и иные средства взаимосвязи, принятые среди окружающих.

Поскольку каждый человек - член нескольких социальных и культурных общностей, то выделяют различные виды идентичности: гендерную (принадлежность к полу), профессиональную, гражданскую, этническую, политическую, религиозную и культурную. Сложная комбинация этих идентичностей создает уникальную личную идентичность человека – совокупность знаний и представлений индивида о своем месте и роли как члена соответствующей социокультурной группы, о своих способностях и деловых качествах.

В реальной жизни нет двух абсолютно похожих людей. Жизненный опыт каждого человека неповторим и уникален, определен той культурой, в которой он существует. Сложная комбинация идентичностей, свойственных данной культуре формирует социокультурную идентичность человека. Социокультурная идентичностьосознанное принятие индивидом культурных норм и образцов поведения, ценностных ориентаций, языка и понимание своего Я с позиций тех культурных характеристик, которые приняты в данном обществе, самоотождествление себя с его культурными образцами.

Значение культурной идентичности в МКК в том, что она формирует у человека определенные устойчивые качества, определяющие его отношение к культурным явления и людям, манеру и форму общения.

«Свои» и «чужие» в культурной идентичности

Каждый человек выступает носителем той культуры, в которой он вырос и сформировался как личность. При этом человек не замечает её специфики, пока не встретится с представителями другой культуры. Человеку свойственно считать, что их стиль и образ жизни являются единственно возможными и правильными, что ценности, которыми они руководствуются в своей жизни, одинаково понятны и доступны всем другим людям.

Межкультурную коммуникацию можно рассматривать как взаимоотношение различных идентичностей. При этом тот или иной тип идентичности может создавать препятствия для коммуникации.

Сложности МКК связана с тем, что в основе идентификации лежит разделение мира на «своих» и «чужих».

При контактах с представителями других культур человек отмечает отличия их поведения, системы ценностей от принятых в его культуре. В таких ситуациях расхождения или несовпадения возникает понятие «чужой». Реакция на него различна: от удивления до негодования. Если понятие «свой» подразумевает знакомый, привычный, нормальный, то «чужой» - странный, необычный, незнакомый, зловещий и т.п.

В МКК это деление становится источником столкновения культурно-специфических взглядов на мир, при котором каждый из партнеров считает свои представления нормальными, а представления своего собеседника ненормальными.

Чтобы избежать неудач МКК следует относится к различиям не столь категорично. Надо представить взаимодействие с человеком другой культуры, как путешествие в другую страну, которая незнакома и кажется опасной, но обещает новые знания и ощущения, расширяет кругозор и жизненный опыт.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: