CИЛЛАБУС
По модулю «Нефрология»
Интернатуры по направлению: Внутренние болезни
Специальности: Общая медицина
Практические занятия 90 (часов)
СРИ 45 (часов)
Экзамен 13- 14 (семестр)
Всего 135 (часов)
Курс 7
Семестр 13- 14
Астана 2016г.
Сведения о преподавателях:
№ | Ф.И.О. | Степень и должность | Приоритетные научные интересы |
1. | Айнабекова Баян Алькеновна | Профессор, зав. кафедры внутренних болезней интернатуры, д.м.н. | нефрология |
2. | Туребеков Думан Кажибаевич | Доцент, заведующий отделением нефрологии ГБ № 1, д.м.н. | нефрология |
3. | Гаипов Абдужапар Эркинович | Руководитель отдела экстракорпоральной гемокоррекции, к.м.н., ассоциированный профессор | нефрология |
4. | Магзумова Гульвира Ерсаиновна | Ассистент, заведующая отделением терапии ГБ № 2 | нефрология |
Контактная информация: Кафедра расположена на базе ГУ «Центральный госпиталь с поликлиникой МВД РК»по адресу: пр. Кабанбай батыра, 66; телефон: 704958; e-mail kaf.inter.ter@amu.kz
Конечные результаты обучения:
А. Знание и понимание:
1. Клинической симптоматики основных терапевтических заболеваний;
2. Синдромальной диагностики заболеваний внутренних органов;
3. Патогенеза развития заболеваний внутренних органов.
В. Применение знаний и пониманий:
1. При сборе жалоб, анамнеза заболевания и жизни пациента;
2. При интерпретации результатов лабораторно-инструментальных методов исследования;
3. При синдромальной диагностике заболеваний внутренних органов у конкретного пациента с выделением ведущего синдрома;
4. При проведении дифференциального диагноза по ведущему синдрому.
С. Выражение суждений:
1. При обосновании синдромов;
2. При обосновании и выделении ведущего синдрома;
3. При обосновании выбора нозологий для дифференциального диагноза
по ведущему синдрому.
4. При обосновании плана обследования пациента.
D. Коммуникативные способности:
1. Владеть профессиональными ценностями, такими как альтруизм, сострадание, сочувствие, ответственность, честность, и соблюдение принципов конфиденциальности;
2. Соблюдать требования врачебной этики и деонтологии при работе с пациентом, врачами, коллегами в условиях соматического стационара;
3. Уметь работать в команде и иметь лидерские качества.
Е. Способность к учебе:
- Уметь самостоятельно изучить материал, необходимый для проведения дифференциального диагноза;
- Уметь составлять перечень возможных этиологических причин;
- Уметь обосновать патогенез заболевания у конкретного пациента;
- Составлять алгоритм обследования пациента;
- Выполнять СРИ в учебное время в полном объеме.
Перечень дисциплин, входящих в модуль, и количество часов каждой дисциплины:
№ | Наименование дисциплин/компонентов модуля | Всего часов | Аудиторных занятий | СРИ | Форма рубежного контроля |
1. | Клиническая лабораторная диагностика | 1 этап: устный опрос по билетам 2 этап: клинический этап у постели больного | |||
2. | Визуальная диагностика | ||||
3. | Клиническая фармакология | ||||
4. | Нефрология |
Тематический план практических занятий:
№ | Тема занятия | Форма проведения | Часы |
Клиническая лабораторная диагностика | |||
1. | Методы лабораторной диагностики функции почек: ОАК, биохимические анализы крови, ОАМ, альбумин /креатининовый индекс, суточная протеинурия, проба Зимницкого, Нечипоренко, суточный клиренс креатинина, белково-нагрузочная проба. Показатели водно-электролитного и кислотно-основного состояния крови (гипо/гипернатремия, гипо/гиперкалиемия, ацидоз/алкалоз). Маркеры острого почечного повреждения (Cystatin-C, KIM-1, NGAL, IL-18). ANCA, ANA, ENA, AntiGBM. | устный опрос, собеседование, работа в малых группах, интерпретация результатов исследования больных | |
2. | Микробиологические, морфологические молекулярно-генетические методы диагностики патологии почек: бактериологический анализ мочи, морфология почечной ткани, световая, иммуно-флюоресцентная и электронная микроскопия (морфологические варианты нефритов) | устный опрос, собеседование, работа в малых группах, интерпретация результатов исследования больных, обратная связь | |
Визуальная диагностика | |||
1. | Рентгенологические, ультразвуковые и радиоизотопные методы исследования патологии почек: УЗИ почек, УЗДГ сосудов почек, КТ и МРТ мочевой системы, экскреторная урография, сцинтиграфия почек. Биопсия почки, методика проведения, показания и противопоказания, подготовка и курация больных после биопсии (возможные осложнение и профилактика осложнений). | устный опрос, собеседование, работа в малых группах, интерпретация результатов исследования больных, обратная связь | |
Клиническая фармакология | |||
1. | Основные принципы лечения заболевания почек. Нефротоксические препараты. Препараты, требующие коррекции дозы с учетом СКФ. Диуретики, классификация, механизм действия, показания и противопоказания. Антибактериальная терапия при патологии почек. Показания, противопоказания, побочные действия, пути введения. Лечебные и профилактические дозы. | устный опрос, участие в клиническом разборе тематических больных, работа в малых группах, дискуссии | |
2. | Патогенетическая терапия при заболеваниях почек. Иммуносупрессивные препараты, классификация, механизм действия, показания и противопоказания, побочные действия, пути введения. Лечебные и профилактические дозы. Индукционная и поддерживающая терапия. | устный опрос, участие в клиническом разборе тематических больных, работа в малых группах, дискуссии, обратная связь | |
Нефрология | |||
1. | Анатомия и физиология почек и мочевыделительной системы в норме и патологии. Анатомия и гистология нефрона, физиология “macula densa” и канальцев. Физиология мочеобразования и концентрирования мочи (противоточно-множительная канальцевая система почки), водно-электролитный обмен, гормоны и почки. Ренин-ангиотензин-альдостероновая система. Регуляция минерально-костного обмена (фосфорно-кальциевого обмена). Регуляция водно-электролитного обмена. Регуляция кислотно-основного баланса. | устный опрос, доклады о дежурствах, работа в малых группах, интерпретация результатов лабораторных методов исследования больных | 6 |
2. | Хроническая болезнь почек: определения, классификация, стратификация рисков, диагностика. Пиелонефриты первичные, вторичные. Этиология, патогенез, классификация, клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Лечение. | устный опрос, доклады о дежурствах, участие в клиническом разборе тематических больных, работа в малых группах, интерпретация результатов исследования больных | |
3. | Острые и хронические тубулоинтерстициальные нефриты. Этиология, патогенез, классификация, клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Лечение. | устный опрос, доклады о дежурствах, участие в клиническом разборе тематических больных, интерпретация результатов исследования больных | |
4. | Диабетическая нефропатия. Этиология, патогенез, классификация, клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Лечение. Подагрическая нефропатия, виды поражения почек при подагре. | устный опрос, доклады о дежурствах, участие в клиническом разборе тематических больных, интерпретация результатов исследования больных | |
5. | Нефротический синдром. Этиология, патогенез. Особенности при вторичном амилоидозе, парапротеинемиях и злокачественных опухолях, инфекционном эндокардите. Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Лечение. | устный опрос, доклады о дежурствах, решение ситуационных задач, работа в малых группах, интерпретация результатов исследования больных | |
6. | Острый и быстропрогрессирующий гломерулонефриты, нефритический синдром. Этиология, патогенез, классификация, клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Лечение. | устный опрос, доклады о дежурствах, участие в клиническом разборе тематических больных, интерпретация результатов исследования больных | |
7. | Хронический гломерулонефрит. Этиология, патогенез, классификация, клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Лечение. | устный опрос, доклады о дежурствах, участие в клиническом разборе тематических больных, интерпретация результатов исследования больных | |
8. | Особенности физиологии почек у беременных. Заболевания почек у беременных. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение. Гестационный пиелонефрит, гипертония у беременных, гестационный пиелонефрит. Хроническая болезнь почек и беременность. | устный опрос, доклады о дежурствах, решение ситуационных задач, работа в малых группах, интерпретация результатов исследования больных | |
9. | Острая почечная недостаточность. Диагностика, лечение. Этиология, патогенез, новая классификация, клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Лечение. Контрастиндуцированная нефропатия, профилактика, диагностика и лечения. | устный опрос, доклады о дежурствах, решение ситуационных задач, тестовых заданий, работа в малых группах | |
10. | Хроническая почечная недостаточность. Этиология, патогенез, классификация, клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Заместительная почечная терапия. Гемодиализ. Перитонеальный диализ. Трансплантация почки. Методика проведения. Показания, противопоказания, осложнения. | устный опрос, доклады о дежурствах, участие в клиническом разборе тематических больных, работа в малых группах | |
Рубежный контроль | |||
Итого часов: |
Тематические планы самостоятельной работы интерна:
№ | Тема занятия | Форма проведения | Сроки сдачи СРИ | Часы |
Клиническая лабораторная диагностика | ||||
1. | Определение клубочковой фильтрации, диагностическое значение | презентация, курация больных, интерпретация результатов лабораторных методов исследования больных, ведение медицинской документации | до завершения компонентов модуля | |
2. | Морфологическая дифференциальная диагностика гломерулонефритов | презентация, курация больных, интерпретация результатов лабораторных методов исследования больных, ведение медицинской документации | до завершения компонентов модуля | |
Визуальная диагностика | ||||
1. | Рентгенологические методы исследования почек и мочевого пузыря. | презентация, курация больных, интерпретация результатов рентгенологических методов исследования, ведение медицинской документации | до завершения компонентов модуля | |
Клиническая фармакология | ||||
1. | Лечение подагрической нефропатии | презентация, курация больных, ведение медицинской документации, подготовка больного к обходу доцента, заведующего отделением, интерпретация результатов лабораторных и инструментальных методов исследования больных | до завершения компонентов модуля | |
2. | Нефротоксические препараты | презентация, курация больных, ведение медицинской документации, участие в консилиумах, интерпретация результатов лабораторных и инструментальных методов исследования больных | до завершения компонентов модуля | |
Нефрология | ||||
1. | Дифференциальная диагностика мочевого синдрома | презентация, курация больных, интерпретация результатов дополнительных методов исследования | до завершения компонентов модуля | |
2. | Туберкулез почек. Этиология, патогенез, классификация, клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Лечение. | презентация, курация больных, ведение медицинской документации, интерпретация результатов дополнительных исследования | до завершения компонентов модуля | |
3. | Доброкачественные и злокачественные опухоли почек. Этиология. Патогенез. Классификация. Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Лечение. | презентация, курация больных, ведение медицинской документации, интерпретация результатов дополнительных методов исследования | до завершения компонентов модуля | |
4. | Почки при системных заболеваниях. Этиология, патогенез, классификация, клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Лечение. | презентация, курация больных, ведение медицинской документации, интерпретация результатов дополнительных методов исследования | до завершения компонентов модуля | |
5. | Дифференциальная диагностика нефротического синдрома. | презентация, курация больных, ведение медицинской документации, интерпретация результатов дополнительных методов исследования | до завершения компонентов модуля | |
6. | Биопсия почек. Показания, методика проведения. | презентация, курация больных, подготовка больного к клиническому разбору, работа в отделении функциональной диагностики | до завершения компонентов модуля | |
7. | Амилоидоз почек. Этиология, патогенез, классификация, клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Лечение. | презентация, курация больных, ведение медицинской документации, интерпретация результатов дополнительных методов исследования | до завершения компонентов модуля | |
8. | Паранеопластические поражения почек. Этиология, патогенез, клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Лечение. | презентация, курация больных, интерпретация результатов дополнительных методов исследования | до завершения компонентов модуля | |
9. | Трансплантация почек. Показания, противопоказания, подготовка пациента, осложнения. | презентация, курация больных, ведение медицинской документации, интерпретация результатов дополнительных методов исследования, работа в специализированных кабинетах функциональной диагностики | до завершения компонентов модуля | |
10. | Ведение больного после трансплантации почек | презентация, курация больных, ведение медицинской документации, интерпретация результатов дополнительных методов исследования | до завершения компонентов модуля | |
Итого часов: |
Задания самостоятельной работы интерна
· Самостоятельная работа интерна в учебное время:
- работа в отделении: участие в курации больных, во внутрибольничных и патологоанатомических конференциях, в лечении больных при неотложных состояниях в приемных отделениях и палатах интенсивной терапии, дежурства по больнице (клинике), участие на консилиумах;
- подготовка больного к клиническому разбору, обходу заведующего кафедрой, профессора или доцента, заведующего отделением;
- интерпретация результатов лабораторных и инструментальных методов исследования больных;
- подготовка тематических сообщений для учебных конференций;
- ведение медицинской документации (в том числе и электронной медицинской статистической системы);
- выполнение санитарно-просветительной работы, в обязательном для врача объеме;
- участие в СНК кафедры, выступления на научных конференциях;
- участие в научно-практических конференциях, симпозиумах и др.
- работа в специализированных кабинетах функциональной диагностики (УЗИ, МРТ, КТ, рентген-кабинете, отделении или кабинете эндоскопии)
· Внеаудиторная самостоятельная деятельность интерна:
- изучение специальной медицинской литературы;
- работа с электронными информационными ресурсами, в том числе и медицинских порталов сети Интернет;
- изучение основ медицинской статистики и отчетности;
- совершенствование навыков работы с персональным компьютером;
- выполнение презентаций, подготовленных по тематическим планам самостоятельной работы интерна.
Политика и процедуры:
Интернатура является формой двухгодичной подготовки студентов медицинских высших учебных заведений по конкретной специализации, осуществляемой высшими организациями медицинского образования.
Общие требования: посещения практических занятий является обязательным. При наличии пропущенных занятий более 72 часов интерн отчисляется из интернатуры за нарушение учебной дисциплины. Пропущенные занятия отрабатываются на усмотрение преподавателя с зачетом пропущенных занятий.
Обучаемые должны перед началом темы найти материал и самостоятельно подготовиться к письменному опросу.
Оценка знаний и умений проводится путем текущего и рубежного контроля. Устные опросы составляют текущий контроль знаний и посещаемости.
Рубежный контроль складывается из трех этапов: клинический экзамен у постели больного, устный экзамен. При получении неудовлетворительной оценки на любом из этапов рубежного контроля, итоговая оценка приравнивается к «0». Контрольные вопросы, используемые при устном экзамене, являются экзаменационными. Критерии и правила оценки знаний (см. соответствующий раздел).
Штрафные меры при невыполнении разделов работы: пересдача не более 2 раз. Пересдача экзамена проводится в соответствии с политикой образовательной организации. За пропуск врачом-интерном по неуважительной причине конференции, неявку и невыполнение плана по дежурству, различных видов тестирования автоматически выставляется в журнал оценка «неудовлетворительно» (0 баллов) в текущий день по текущему циклу внутренних болезней.
Обучающийся, не согласный с результатом рубежного контроля, имеет право подать апелляцию на имя декана деканата интернатуры и трудоустройства в день объявления результатов с описанием вопроса, требующего комиссионного рассмотрения.
На заявлении должна быть виза преподавателя модуля.
При положительном решении издается распоряжение о составе предметной апелляционной комиссии на местах и списке обучающихся допущенных к апелляции. В распоряжении указывается срок проведения апелляции.
Решение предметной апелляционной комиссии оформляются протоколом заседания кафедры. Оценка, полученная по результатам апелляции, заносится в индивидуальную экзаменационную ведомость обучающегося.
Протокол предметной апелляционной комиссии хранится в деканате, копии на кафедре, индивидуальная экзаменационная ведомость сдается в отдел офис-регистратора.
Критерии, предъявляемые к апелляции:
- вопросы выходят за пределы учебной программы;
- формулировка вопроса некорректна.
Примечание: Должен быть лист ответа студента с подписью студента и экзаменатора. Заявление не рассматривается при отсутствии листа ответа с подписью студента и экзаменатора
Литература
а) основная:
1. Струтынский А.В., Баранов А.П., Ройтберг Г.Е., Гапоненков Ю.П. Основы семиотики заболеваний внутренних органов: атлас. – М., 1997.
2. Делягин В.М., Румянцев А.Г. Дифференциальная диагностика внутренних болезней в практике семейного врача. – М.: МАКС Пресс, 2001.
3. Внутренние болезни по Т.Р. Харрисону в 10 т. под ред. Э.Фаучи, Ю.Браунвальда. – М., Практика, 2005.
4. Хили П.М., Джекобсон Э.Дж. Дифференциальный диагноз внутренних болезней: алгоритмический подход. – М.: Бином, 2003.
5. Внутренние болезни в 2-х т. / под ред. Н.А.Мухина, В.С.Моисеева, А.И.Мартынова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006.
6. Справочник практического врача / под ред. А.И.Воробьева. – М., 2002.
7. Белоусов Ю.Б., Моисеев В.С., Лепахин В.К. Клиническая фармакология и фармакотерапия: руководство для врачей. – М.: Универсум, 1993.
8. Федеральное руководство по использованию лекарственных средств (формулярная система). Выпуск VIII. – М., 2007.
9. Терапевтический справочник Вашингтонского университета: пер. с англ. – СПб, 1995.
10. Сборник клинических протоколов по профилю терапия, разработанный в 2014г. Издание 1/ РЦРЗ МЗ и СР РК. – ТОО «Литера», 2015.
б) дополнительная:
1. Нефрология. Клинические рекомендации. Под ред. Шилов Е.М., Смирнов А.В., Козловская Н.Л. – М.: ГЭОТАР-Медиа. – 2016. - 816 с.
2. Интервенционная нефрология. А. Азиф, А. К. Агарвал, А.С. Евзлин – М.: Дестион. – 2015. - 768 с.
3. Нефрология и водно-электролитный обмен. Руководство. В. Оу, Ж-П. Гиняр, Ш.Баумгарт – М.: Логосфера. – 2015. - 344 с.
4. Нефрология. Руководство для врачей. В 2-х томах. Том 1: Заболевание почек. Рябов С.И., Ракитянская И.А. – СПб.: СпецЛит. – 2013. - 767 с.
5. Нефрология. Руководство для врачей. В 2-х томах. Том 2: Почечная недостаточность. Рябов С.И. – СПб.: СпецЛит. – 2013. - 232 с.
6. Нефрология. Национальное руководство. Под ред. Н.А. Мухина. — М.:ГЭОТАР-Медиа. — 2009. - 720 с.
7. Рациональная фармакотерапия в нефрологии: Руководство для практикующих врачей / Под общей ред. Н.А.Мухина, Л.В.Козловской, Е.М.Шилова. — М.: Литера — 2006. - 896 с.
8. Наглядная нефрология. Каллагхан К.А., Перевод Е.М.Шилова. М.: ГЭОТАР-Медиа — 2009.- 128 с.
Шкала и критерии оценки