Классный час «Все мы разные»
« Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы;
плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного:
научиться жить на Земле, как люди!»
Б.Шоу
Оборудование: мягкая игрушка, листы бумаги по количеству обучающихся, карточки со словами «черты личности», афоризмами.
Ход занятия.
Организационный момент.
Педагог-психолог: Я, думаю наше занятие сегодня подарит нам радость общения друг с другом. Не забывайте о культуре общения, уважайте мнения своих одноклассников.
Постановка учебной задачи. Выявление проблемы.
Педагог-психолог: Наше занятие предлагаю начать с необычного задания.
Упражнение «Снежинки».
Возьмите листок бумаги, сложите его пополам, оторвите верхний правый угол. Еще раз сложите пополам, оторвите верхний правый угол (повторить 3-4 р.) оторвите оставшиеся целые углы. А теперь разверните свои листы и покажите друг другу свои снежинки.
Педагог-психолог: Обратите внимание, какие разные у Вас получились снежинки, а ведь инструкция была одна. Как вы думаете почему?
Педагог-психолог: Да, вы правы все мы разные. Тема нашего классного часа: «Все мы разные»
Как вы думаете, хорошо это или плохо, что мы все разные?
Задание «Давайте пофантазируем..»
Педагог-психолог: Давайте пофантазируем. Представим себе, что наступит время, когда все люди на земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаз, одежда, сумма знаний)
Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?
Педагог-психолог: Так, хорошо или плохо, что мы все разные?
Хорошо, что все мы разные! Если будут все люди одинаковыми, то мир станет скучным и однообразным. Все мы не похожи друг на друга, это значит, что у каждого свое мнение, свой характер, свои привычки желания! Как вы думаете, легко ли жить в мире, где столько разных людей?
|
Следующая игра «Трио» поможет нам в этом разобраться.
Необходимые материалы: 2 пустые коробки из-под обуви.
Педагог-психолог: Я приготовила для Вас сложную задачу. Мне понадобятся три добровольца. Они должны встать в одну шеренгу плечо к плечу. Тот, кто стоит посередине, ставит свои ноги в две пустые коробки. В одну коробку- левую ногу, в другую- правую ногу. Двое других ребят по одной ноге в те же коробки: стоящий справа ставит левую ногу рядом с правой ногой, кто в центре, а стоящий слева ставит свою правую ногу в одну коробку с его левой ногой. Теперь все трое должны попробовать пройти несколько метров, например, до доски.
Педагог-психолог: Смогли ли ребята выполнить задание? Легко Вам было? Что мешало, а что помогало проходить дистанцию? Смогли ли Вы договориться? Трудно ли Вам было договариваться?
Вывод: Чтобы достичь цели, надо уметь договариваться, учитывать мнение окружающих и это не так-то легко. Каждый из нас настаивает на своей точке зрения, не хочет уступить другому. Представьте себе, что ваш друг получил плохую оценку и очень расстроился из-за этого. Как вы поступите в такой ситуации? (будем успокаивать, утешать.) Другими словами, вы будете сочувствовать своему другу.
-А почему вы будете сочувствовать своему другу? (Потому что мы друзья)
-А если вы увидите ребенка, который плачет из-за того, что поранился, будете ли вы ему сочувствовать? Да, я тоже буду им сочувствовать. Н-р, я всегда сочувствую бездомным животным, мне их очень жалко, поэтому я, никогда их не обижаю. Надеюсь, вы тоже никогда не обижаете бездомных животных. Не так ли?
|
Учимся сочувствовать или толерантности.
Итак, мы с вами выяснили, что сочувствовать -значит сопереживать, понимать чувства и мысли другого человека. Есть слово, очень близкое по значению –это слово «толерантность». Но понятие «толерантность» более широкое. Оно означает способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.
- Как вы понимаете выражение» уметь терпеть, мириться с чужим мнением? (выслушивать и уважать мнение других людей)
Правильно, быть толерантным -значит признавать, что у каждого человека есть право на собственное мнение.
А вы знаете 16 ноября – Международный день толерантности. Без формирования т-ти движение к цивилизованному гражданскому обществу невозможно. 31.12.1999г. Россия приняла план мероприятий по формированию установок толерантного сознания и профилактике экстремизма в российском обществе. Т. –это терпение к другому, иному, непохожему на тебя. Это чувство принятия другого человека, других мнений, имеющих такое же право на существование. Декларация прав т-ти (ЮНЕСКО, 1995г.) «... ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и др. социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаями верованиям».Декларация провозглашает: «...признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, речи, положению, поведению и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность». Характеристика в Преамбуле Устава ООН звучит следующим образом: «... проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи». Это условие успешной социализации, заключающееся в умении жить в гармонии как с самим собой, так и с миром людей. Мы не можем быть все одинаковые. На нашей планете проживает 6 млрд. человек. Это 200 национальностей, более 100 из которых живёт в России. Поэтому, кому как не нам необходимо быть т-ми людьми. В каждом народе, как гласит пословица, есть «мудрецы и подлецы». К сожалению, в 21 веке всё ещё гремят взрывы и слышны выстрелы. Причины межнациональных конфликтов могут быть разными: политическими, экономическими, территориальными, религиозными. Вы видите по ТВ, что обостряются межнациональные проблемы во многих европейских странах. Поэтому надо учиться быть т-ым. Понятие, определение т-ти пришло к нам из Франции там на рубеже 18-19 вв. жил некто Талейран Перигоф. Он отличился тем, что при разных правительствах неизменно оставался министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, в умении учитывать настроение окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. Понятие толерантность связано с этим человеком. Во многих странах есть свой перевод понятия на русский язык. Давайте посмотрим. Какое из этих определений вам больше всего импонирует? Почему они отличаются? Что их объединяет? Вывод: проявлять т-ть –значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению, ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом индивидуальность.
|
Работа в группах.
А сейчас разделимся на группы:
Работа в одной группе. Мозговой штурм. Каждая группа сейчас выберет себе высказывание известного человека или афоризм по нашей теме и попробует объяснить, как вы его поняли. У вас есть 5мин. Затем 1мин.для высказывания от группы.
Работа в другой группе. Приём «фишбоун». Каждая группа получает лист с чертами личности. Вам необходимо разделить их все на черты толерантной и интолерантной личности. Проверим. (1 читает т-е, 2 читает и-е). Конечно же, работая с этими листами, каждый из вас подумал о себе. Какой личностью являетесь вы, т-ой или ин-ой. Кто хочет высказаться? (3-4человека спросить). Несомненно, у каждого из нас могут быть черты инт-ной личности надо стремиться от них избавиться. А что для этого нужно? Нужно стремиться быть т-ым по отношению к другим людям: нашим близким, родным, одноклассникам, да и вообще ко всем окружающим нас людям.
Приём «ИДЕАЛ».
Нам приходится много общаться с разными людьми. Давайте же будем шагать к т-ти!
Каждая группа- придумает (2-3) и запишет их на листе.(Вывешиваем на доску –выводимобщие). Шаги к т-ти:- желание быть т-ым;
-стремление человека стать лучше;
-не осуждать;
-расширять свой круг общения;
-знакомиться с другими культурами, традициями (рисунки, костюмы,
литература)
-общаться с представителями других культур;
-наблюдать;
-развивать в себе умение слушать;
-развивать в себе умение владеть собой;
-менять точки зрения;
-сопереживать;
-быть активным;
-менять места, путешествовать.
Я перечислю вам знакомые, самые обычные для вас слова.
Повседневность –это пицца, кофе, отпуск, автомобиль. Без них невозможна цивилизация, немыслим день, неделя, год. Утром кофе, в обед пицца, каждый день авто. А вы какие примеры приведёте из повседневной жизни? (хит, дизайн, сертификат, диджей, постер). В конце 60-х годов прошлого века во Франкфурте-на-Майне, в Германии был создан плакат, формирующий повседневную т-ть. Он стал необыкновенно популярным, он есть в немецких учебных заведениях, в музеях, в витринах, на рекламных тумбах. Он нравится, он убедителен для всех возрастов. В нём есть открытое просветительство и скрытая ирония. Его создали философы, культурологи и активисты молодежных движений. Что же это за плакат? Это всего 7 строк, написанных как бы от руки:
Твой Иисус – еврей,
Твой автомобиль – японский,
Твой кофе – бразильский,
Твои цифры –а рабские,
Твои буквы – латинские,
Твоя демократия – греческая,
Твой сосед после всего этого –лишь иностранец?
Концепция плаката состоит в том, чтобы дать информационно-конструктивный имидж:
1) человек всегда пользуется культурными достижениями, опытом других наций (буквы, цифры, демократия)
2) человек пользуется повседневными трудами других народов (кофе, авто, отпуск).
Если каждый друг к другу будет терпим, то вместе мы сделаем т-ым наш мир
Давайте выполним упражнение на развитие толерантности:
Оно называется это «Здорово!»
У каждого из нас случаются приступы «кислого» настроения, когда, кажется, что у тебя ни чего не получается. В такие моменты мы забываем все собственные достижения, свои уникальные и неповторимые способности. А ведь каждому из нас есть чем гордиться. Не так ли? Сейчас кто-нибудь из вас выйдет и скажет о любом своем умении или таланте, н-р «Я умею танцевать», «Я умею прыгать через лужи», «Я умею рассказывать страшилки». В ответ все должны хором отвечать «Это здорово!» и одновременно поднимать вверх большой палец.
Педагог-психолог: Наш классный час заканчивается. Подводя итоги, я хочу рассказать вам одну восточную легенду: «Однажды боги решили создать мирю Вначале они сотворили все окружающее, затем –человека, и в самом конце они создали истину. Боги задумали не раскрывать сразу истину перед человеком. Они решили спрятать ее, чтобы человек искал истину подольше. Один бог предложил: «Давайте спрячем ее на дне океана», «Давайте захороним ее в глубине земли», - предложил второй. Третий сказал: «Давайте укроем ее на самой далекой планете». Предложений было много. И, наконец, самый старый и мудрый бог сказал: «Мы спрячем истину в сердце человека. Он будет искать ее во всей Вселенной, не подозревая, что носит ее в себе»- Положите свою руку на сердце, прислушайтесь, как оно стучит. Оно с Вами разговаривает. Что оно Вам может сказать сегодня?
- Сколько доброго сказало вам сердце! Не волшебство ли это слышать свое сердце и выполнять его волю?
А мое сердце Вам хочет сказать: «Невозможно нравиться всем, невозможно любить всех, невозможно, чтобы все дети были преданными друзьями. Потому что у нас разное воспитание, потребности, характер, вкусы, темперамент. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать другого таким, какой он есть, то есть быть ТОЛЕРАНТНЫМ.
-Слушайте свое сердце, и оно поможет вам жить в мире и согласии с людьми и с самим собой.
Приложение 1
Афоризмы:
Своим терпением мы можем достичь большего, чем силой. Э. Берк
Чем достойнее человек, тем большему числу существ он
сочувствует.
Ф. Бэкон
Сострадание правит миром.
Древнеиндийский афоризм
Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством.
Конфуций
Чтобы поверить в добро, надо начать его делать.
Л.Толстой
Кто ищет зла, к тому оно приходит.
Соломон
Будем беспощадны и милостивы даже к тем, кто умеет быть снисходительным только к себе.
Плиний
Человек, ненавидящий другие народы, не любит и свой
собственный.
Н. Добролюбов
Ароматом роз всегда веет от руки, которая их дарит.
Китайская пословица
Тому, кто не постиг науки добра, всякая другая наука приносит лишь вред.
М.Монтень
Приложение 2
Черты личности:
расположенность к другим, непонимание,
снисходительность, терпение, чувство юмора, игнорирование, эгоизм,
чуткость, доверие, нетерпимость, умение владеть собой, пренебрежение,
доброжелательность, умение не осуждать других, раздражительность,
цинизм, гуманизм, умение слушать, агрессия, любознательность, способность к сопереживанию, доверие, уважение.
Черты личности:
расположенность к другим,
непонимание, снисходительность, терпение, чувство юмора, игнорирование, эгоизм, чуткость, доверие, нетерпимость, умение владеть собой, пренебрежение, доброжелательность, умение не осуждать других, раздражительность, цинизм, гуманизм, умение слушать, агрессия, любознательность, способность к сопереживанию, доверие, уважение.
Черты личности:
расположенность к другим, непонимание,
снисходительность, терпение, чувство юмора, игнорирование, эгоизм,
чуткость, доверие, нетерпимость, умение владеть собой, пренебрежение,
доброжелательность, умение не осуждать других, раздражительность,
цинизм, гуманизм, умение слушать, агрессия, любознательность,
способность к сопереживанию, доверие, уважение.
Черты личности:
расположенность к другим, непонимание, снисходительность, терпение, чувство юмора, игнорирование, эгоизм,
чуткость, доверие, нетерпимость, умение владеть собой, пренебрежение,
доброжелательность, умение не осуждать других, раздражительность,
цинизм, гуманизм, умение слушать, агрессия, любознательность,
способность к сопереживанию,
доверие, уважение.