Техники и упражнения (Копытин А.И.)




Группа А «Развитие памяти, внимания, мышления, тонкой моторики».

-Похожие предметы. Ребенку предлагается самостоятельно или с помощью произвести съемку нескольких предметов, которые на его взгляд обладают определенным сходством. Потом составить композицию и объяснить ее смысл.

-Системы последовательного порядка. Произвести съемку предметов, которые отличаясь по степени проявления какого-либо признака, формируют определенную последовательность. Далее разложить снимки по степени возрастания или убывания признака и объяснить.

-Горизонтальность и вертикальность. Произвести съемку нескольких горизонтально или вертикально расположенных предметов. Разложить снимки и объяснить.

-Ближе-дальше, выше-ниже, слева-справа. Произвести съемку предметов, которые расположены ближе и дальше от него, на разном уровне, либо справа или слева. Разложить снимки и объяснить.

-Построение и фотографирование предметных композиций. Выбрать в окружающем пространстве несколько предметов, составить из них пространственную композицию, а затем произвести съемку. Предметы могут выбираться по разным категориям, в частности по тематическому принципу или сходству содержания, на основе эстетических предпочтений ребенка (что красиво) или его эмоциональных привязанностей (что он любит и что ему дорого). Также он может создать и сфотографировать несколько предметных композиций, руководствуясь разными критериями выбора. После напечатания снимков попросить ребенка объяснить свой выбор.

-Фотоколлаж «Дом-сад-магазин». Нарисовать план дома, сада или магазина, а затем расположить или приклеить на нем вырезки из журналов или сделанных им ранее фотографий разных предметов таким образом, чтобы наполнить внутреннее пространство дома разной мебелью и людьми, магазина – товарами, продавцами и покупателями, а сада растениями и живыми существами (птицами, отдыхающими или работающими там людьми).

-Карта района или города. Создать в технике фотоколлажа план района или города, используя вырезки из журналов или сделанных им ранее фотографии разных предметов. При желании он также может нарисовать некоторые объекты. Создав такую карту он может также заселить район или город людьми, расположив на ней фотографии людей в том числе себя, своих друзей; животными, сказочными персонажами, включить транспортные средства. Дополнить работу сочинением рассказа об истории созданного ребенком города или района и населяющих его персонажах. (Если используются личные фото – упражнение можно также отнести к группе В).

-Песочница с фотографиями (Лей Дж, Хаузи Дж., 2000). Используя песочницу с набором миниатюрных фигурок и предметов, а также вырезанные из фотографий и ламинированные изображения его самого и его близких, создать какую-либо композицию. Предварительно можно сфотографировать ребенка. Техника может использоваться в работе с подростками и взрослыми.

Группа Б «Общие темы» предназначена для выражения различных чувств, позволяют дать выход сложным переживаниям и достичь их осознания.

-Работа с полярностями. Для актуализации и выражения разных, в том числе и сложных негативных чувств, их осознание и интеграция, развития навыков самоконтроля. Участникам группы (как взрослым, так и детям) предлагается создать серию фотоснимков, на которых будут представлены предметы с диаметрально противоположными внешними и внутренними характеристиками, либо те, которые вызывают противоположные чувства («Большое и маленькое», «Красивое и безобразное», «Приятное и неприятное», «Высокое и низкое» и т.п.). Далее снимки определенным образом расположить в пространстве, или дополняя их текстами создать плакат, инсталляцию, мини-альбом-книжку.

-Праздники. Создать серию фотоснимков на тему семейного, светского или религиозного праздника. Снимки определенным образом организовать в пространстве, дополняя текстами, создать плакат.

-Времена года. Создать серию снимков, отражающих смену времен года. Снимать можно в том числе и людей. Далее снимки определенным образом расположить в пространстве, или дополняя их текстами создать плакат, инсталляцию, мини-альбом-книжку.

-Стихии. Создать серию фотоснимков, связанных с различными природными стихиями (земля, вода, воздух, огонь), желательно, чтобы каждая стихия была представлена в разных своих проявлениях. Допустимо метафорическое прочтение данной темы, позволяющее передать проявление стихии в самом человеке. Далее снимки определенным образом расположить в пространстве, или дополняя их текстами создать плакат, инсталляцию, мини-альбом-книжку. Можно использовать готовые снимки, сделанные ранее.

-Цвета вокруг нас. Создать снимки, на которых представлены объекты различной окраски. Желательно, чтобы каждый цвет был представлен несколькими оттенками. Допустимо метафорическое прочтение данной темы, позволяющее передать различные оттенки состояний природы и человека. Далее снимки определенным образом расположить в пространстве, или дополняя их текстами создать плакат, инсталляцию, мини-альбом-книжку. Желательно обсудить, какие ассоциации вызывают разные цвета.

-Иллюстрации. Создать снимки, которые иллюстрируют одно из литературных произведений любого жанра (поэзия, проза, притча, сказка, миф или религиозный текст). Далее снимки определенным образом расположить в пространстве, или дополняя их текстами создать плакат, инсталляцию, мини-альбом-книжку. Можно дополнить чтением отрывков из произведения.

Группа В «Восприятие себя» позволяют более целенаправленно исследовать образ Я. Способствуют осознанию и коррекции дезадаптивных паттернов поведения и мышления.

-Линия жизни/жизненный путь. Для актуализации и выражения чувств, связанных с разными периодами жизни, их осознания и интеграции. Выявление дизадаптивных паттернов поведения и мышления. Укрепление образа «Я». Обретение и переоценка смысла жизни. Принести из дома фото, на которых они представлены в разные периоды жизни. Можно попросить принести фото, которые отражают критические и наиболее значимые моменты биографии. Иногда можно акцентировать внимание на наиболее сложных периодах жизни. В ходе занятия участники показывают фото и комментируют их. Один из вариантов работы, расположить фото на полосе бумаги, символизирующей путь, или в альбоме.

-Воспоминания детства. Принести фото, на которых они представлены в детстве. Можно принести фото, которые отражают наиболее запомнившиеся моменты детства, как приятные (особенные), так и неприятные, или обыденные. Можно приносить фото с родственниками и др. людьми. Обсуждение, возможно представить визуальную организацию снимков.

-Прошлое, настоящее, будущее. Принести из дома личные фото, связанные с их прошлым, настоящим, а также с предполагаемыми будущими ролями и ситуациями. Обсуждение, возможно представить визуальную организацию снимков.

-Грани моего «Я»/ ролевая карта. Принести фото, гда они представлены в разных ролях и личностных проявлениях. Можно попросить принести фото, отражающие их любимые и нелюбимые роли, положительные и отрицательные с точки зрения окружающих личностные проявления. Обсуждение, возможно представить визуальную организацию снимков.

-Мужское и женское внутри и вокруг меня. Принести фото, на которых они представлены в разных гендерных ролях, те, которые связаны с мужскими и женскими качествами. На фото может быть отражено их общение с мужчинами и женщинами. Обсуждение, возможно представить визуальную организацию снимков, фотоколлаж.

-Автопортрет. Для укрепления образа «Я», личных границ. Принести из дома одну или несколько фотографий со своим изображением (можно в полный рост), фото должно по возможности передавать их сущность. Обсуждение, сопоставление с мнением участников группы. Можно составлять фотоколлаж, автопортрета-ассамбляжа, когда используются еще и личные вещи.

-Символический/метафорический автопортрет. Принести созданные ими фото с изображением определенной обстановки, пейзажа или предметов, которые передавали бы некоторые, наиболее характерные проявления их личности.

-Самореклама. Фото, отражающие некоторые их положительные качества или достижения.

-Я как представитель определенной профессии, социальной группы, культуры. Фото со своим изображением и изображением обстановки, пейзажа или предметов, которые бы передавали некоторые наиболее значимые их характеристики как представителей определенной профессии, культуры, социодемографической группы. Обсуждение, использование подписей, фотоассамбляжа.

-Мои друзья в прошлом и настоящем. Фото с изображением себя и своих друзей в прошлом и настоящем.

-Чувства и состояния на данный момент. Создать один или несколько снимков, передающих их чувства на данный момент.

-Мои секреты/проблемы. Фото себя в разных ситуациях, связанных с теми или иными секретами, проблемами. Во время занятия решить, какие фото они могут показать всем, какие некоторым участникам, какие никому. Можно разместить фото на гранях картонных коробок.

-Мир моих интересов и увлечений. Фото с изображением себя в разных ситуациях, связанных с увлечениями и интересами.

Группа Г для работы в парах. Развивает межличностную компетнтность, навыки включения в совместную деятельность.

-Разговор. Принести фото, отражающие их профессиональную деятельность и увлечения. После того, как они в ходе занятий образуют пары, им предлагается, не вступая друг с другом в вербальный контакт, общаться посредством фото, показывая друг другу и выражая свое отношение с помощью рисунков, жестов. Далее вместе создать не прибегая к вербальному общению, плакат или книжку, отражающую общность и различия их жизненного опыта, интересов, увлечений.

-Совместный фотоколлаж. Можно определить иминдивидуальную территорию на листе.

-Создание портретов. Некоторое время общаются, далее создают портреты друг друга. Другой вариант – фотографирование друг друга.

-Совместный проект. Обсудить в парах и создать совместный проект с использованием фото.

Группа Д для совместной работы группы (семьи). Для работы с внутригрупповыми конфликтами, для раскрытия внутренних ресурсов группы.

-Коллективный фотоколлаж. Работать либо молча, либо обсуждая.

-Коллективный проект. Совместно создать серию фото на определенную тему, затем организовать снимки в пространстве. До начала съемки участники определяют тему и распределяют роли.

-Фотопослание.Выбрать одну или несколько фото, сделанных во время сессий. Дополнив текстом, создать послание, поместить в конверт и вручить адресату.

Группа Е сочетание фото с иными формами творческого самовыражения (сценическим искусством, движением и танцем и т.д.).

-Фотография в сочетании со свободным движением. В парах, один двигается, передавая свое настроение, другой наблюдает и периодически фотографирует.

-Выразительные жесты и позы. В позах один передает разные эмоциональные состояния, другой фотографирует, пытаясь понять, какие переживания он отражают.

-Танец чувств.

-Живые скульптуры. Подгруппа создает одну или несколько «живых» скульптур.

-Галерея образов. Участники выбирают для себя какой-либо персонаж и идентифицируясь с ним передает его состояние и характер с помощью мимики и позы.

-Работа с гримом.

Рассматривая рисунок, терапевт задает следующие вопросы: Какова история данного снимка, как его сняли, Этот снимок имеет для вас значение, если имеет, то какое. Когда вы его рассматриваете, какие мысли, чувства, воспоминания он в вас пробуждает. Кто сделал этот снимок, почему он или она выбрали этот момент и именно этот объект для съемки, если бы вы могли что-то изменить в этом снимке что бы это было и почему. Если бы этот снимок мог говорить, чтобы он сказал или спросил. Вы бы хотели что-то сказать или спросить у него. Напоминает ли вам это фото другие снимки, которые кажутся похожими. Что в этом снимке нравится вашей маме, отцу, супругу. Что бы он сказали о ваших ответах на эти вопросы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: