Иконические знаки. Иконография




Иконические и идеографические знаки. Специфика символизации объектов реальности

 

 

Реферат

студентки 4 курса 9 групы

Доровских Алеси Васильевны

 

 

Минск

Введение

Мы живем в знаковом мире…

Семиотика, или наука о знаках и знаковых системах, появилась в начале XX в. Интересы семиотики распространяются на человеческую коммуникацию, общение животных, информационные и социальные процессы, функционирование и развитие культуры, все виды искусства (включая художественную литературу) и многое другое.

Идея создания науки о знаках возникла почти одновременно и независимо у нескольких ученых. Основателем семиотики считается американский логик, философ и естествоиспытатель Ч. Пирс 1839—1914 гг.), который и предложил ее название.

Знак представляет собой соглашение (явное или неявное) о приписывании чему-либо (означающему) какого-либо определённого смысла (означаемого).

Цифры являются знаками чисел. Буквы являются знаками звуков и, вместе со словами, являются знаками человеческого языка.

Огромный выигрыш человека перед остальными живыми существами в том, что благодаря знакам мир человека удваивается. Но, обладая словом, человек строит, моделирует второй мир, значительно превосходящий мир его физических возможностей. Слово позволяет человеку оперировать предметами даже в их отсутствие, потому что слово символизирует эти предметы.

Пирс и Лотман выделяли иконические (изобразительные) знаки - знаки, в которых значение имеет естественно ему присущее выражение. Самый распространённый изобразительный знак — рисунок.

Идеограмма - идеографический знак, условное изображение или рисунок (в т.ч. в особом идеографическом письме, напр., китайских иероглифах).

Казалось бы, и там и там рисунки, но давайте в данном реферате разберемся что есть иконография, а что идеография.

Иконические знаки. Иконография

Иконические знаки, или знаки-копии - это такие знаки, у которых означающее структурно или качественно похоже на обозначаемое. Например, план сражения является иконическим знаком сражения - они подобны. А икона святого прямо изображает лик святого (отсюда и название -иконические). Знак-образ должен быть похож на обозначаемое. Похож настолько, что мы, даже не зная этого знака прежде, можем понять его значение, догадаться. К примеру, например, наскальные изображения людей и буйволов, сделанные первобытным художником, не вызывают затруднений в идентификации нашими современниками и будут так же понятны и нашим потомкам благодарю сходству изображения с реальным объектом изображения.

То есть иконические знаки создаются путем более или менее точного копирования реальных объектов или явлений. Можно сказать, что вся реалистическая живопись - это собрание иконических знаков. Пейзаж, написанный кистью художника-реалиста, является для посетителя выставки знаком определенного ландшафта или определенной местности, причем таким знаком, иконические свойства которого выражены наиболее полно.

Другим иконическим знаком той же самой местности может быть ее топографический план, хотя этот комплексный знак обладает уже определенными элементами символики (синий цвет здесь служит традиционным символом воды, коричневый - участков гористой местности, высота которой может быть обозначена концентрическими линиями горизонталей).

В обще Пирс определял иконический знак как знак, обладающий известным натуральным сходством с объектом, к которому он относится. В каком смысле он понимает "натуральное сходство" между портретом и человеком, изображенным на нем, можно догадаться, что же касается диаграмм, то он утверждал, что они являются иконическими знаками, потому что воспроизводят форму отношений, имеющих место в действительности.

Однако остается вопрос, связанный со степенью похожести, степенью подобия. Изображение человека на фотографии, безусловно, в большей степени похоже на самого человека, чем едва различаемый образ человека на портрете, выполненном в кубистическом стиле художником-авангардистом. Степень этого подобия определяет целостную стилистику текста-изображения (от традиционного реализма до «крайних» авангардных направлений предметного искусства).

Умберто Эко в своей книге «Отсутствующая структура. Введение в семиологию» пишет следующее:

«Итак, иконический знак представляет собой модель отношений между графическими феноменами, изоморфную той модели перцептивных отношений, которую мы выстраиваем, когда узнаем или припоминаем какой-то объект. Если иконический знак и обладает общими с чем-то свойствами, то не с объектом, а со структурой его восприятия, он выстраивается и узнается в ходе тех же самых умственных операций, которые мы совершаем, формируя образ, независимо от материала, в котором закрепляются эти отношения.

Главный вопрос семиологии визуальных коммуникаций заключается в том, чтобы уразуметь, как получается так, что не имеющий ни одного общего материального элемента с вещами графический и фотографический знак может быть сходным с вещами, оказаться похожим на вещи.... Может статься, что визуальный знак как-то передает соотношение форм. Но вопрос в том, чтобы разобраться, что это за отношения, каковы они и как они передаются.

Иконический знак может обладать следующим качествами объекта: оптическими (видимыми), онтологическими (предполагаемыми), конвенциональными, условно принятыми, смоделированными. Графическая схема воспроизводит соотношения схемы умственной.

И всё же в повседневной жизни, воспринимая что-то, мы не отдаем себе отчёта в том, как это происходит, и, стало быть, не спрашиваем себя, в действительности ли существует то, что мы воспринимаем, или это результат соглашения. Равным образом имея дело с иконическими знаками, мы можем согласиться с определением иконического знака как того, что с виду воспроизводит некоторые свойства представленного объекта».

Одним из основоположников иконологии является Эрвин Панофски. В своих «Этюдах по иконологии» он дает следующее определение иконографии. Иконография – это раздел истории искусства, который изучает содержание, или значение, произведения искусства, а не его форму. Панофски рассматривает интересный пример о том, как мы расцениваем своего знакомого, приветствующего нас снятием шляпы. Казалось бы совершенно простой знак, но чтобы понять его мы должны не только принять во внимание окружающие нас реалии, но и знать историю традиций и культуры местности, где мы встретились со знакомым.

Панофски выделяет три уровня содержания, или значения, иконического знака в предметах искусства.

1. первичное зрительное значение, распознавание изобразительных форм и составляющих элементов;

2. отождествление этих форм с литературными текстами, мифологическими источниками;

3. выявление внутреннего, скрытого и истинного смысла изображения, его символической ценности в контексте эпохи.

 

Подведем выводы:

В знаках-иконах форма как бы дублирует содержание, по форме знака можно определить его значение; можно сказать, что форма знака берет на себя функцию значения. Такой знак не нуждается в переводе, потому что он похож на свой объект. Например,рисунок какого-то животного подобен самому животному, человек на фотографии похож на реального человека. Первое заменяет второе «просто потому, – пишет Ч. Пирс, – что оно на него похоже». К иконическим знакам относяткартины, рисунки, фотографии, скульптуры, пиктографическое письмо, чертежи, географические карты, звукоподражания и т. д.

Ч. Пирс считал именно иконические знаки самыми совершенными, так как, являя собой «непосредственный образ», эти знаки способны накладываться на свой объект. Иконический знак является самым простым, понятным, он максимально мотивирован.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: