Что такое саляфия
и
Является ли этот термин
Нововведением
Второе издание,
переработанное и дополненное
Подготовлено редакцией сайта
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Введение
Хвала Аллаху. Его мы восхваляем и к Нему взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого поведет Аллах по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение, а кого Он оставил, того никто не наставит на прямой путь. Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, нет у Него сотоварища. И свидетельствую, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его.
А затем:
Что такое «саляфия» и является ли этот термин нововведением? Это вопрос, ответ на который в наши дни желают знать многие русскоязычные мусульмане. Но для того, чтобы узнать ответ на этот вопрос, следует обратиться к имамам нашей общины, а не искать его на различных сайтах или у необразованных людей.
Нет сомнения в том, что саляфия имеет самое прямое отношение к Исламу, ибо это означает «понимание религии в том виде, в котором ее понимали пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники».
Среди мусульман есть такие, кто не знает о термине «саляфия», а есть и такие, кто слышал об этом, но полагает, что это какое-то течение в Исламе. Причиной этому является отсутствие знания и неправильное понимание религии, а также пропаганда заблудших партий, которые преподносят саляфию как некое течение. Это всегда являлось признаком приверженцев нововведений, которые, желая опорочить сторонников Сунны или кого-либо из ученых ахлю-Сунна, придумывали название, связанное с его именем, чтобы тем самым предостеречь мусульман от следования за ним. Примером этому являются такие названия как «ваххабиты», взятое от имени шейха Мухаммада ибн ‘Абдуль-Уаххаба; «джамиты», взятое от имени шейха Мухаммада Амана аль-Джами; «мадхалиты», взятое от имени шейха Раби’ аль-Мадхали, и т.п. Имам аль-Барбахари говорил: “Если ты услышишь человека, который говорит (о приверженцах Сунны): «Такой-то уподобляющий, такой-то говорит про уподобление Аллаха творениям», то знай, что он джахмит!»” См. “Шарху-Ссунна” 109.
|
Имам Абу Хатим сказал: “Признаком джахмитов является то, что они называют приверженцев Сунны уподобляющими (мушаббиха) [1] ”. аль-Лялякаи 1/179.
Что же касается тех, кто пытается выставить термин «саляфия» как нововведение, то они пошли еще дальше, ведь саляфы – это первые поколения мусульман, во главе которых стоит посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), а саляфиты – это те, кто следует по их пути. И нет сомнения в том, что этот термин имеет самое прямое отношение к Исламу, ибо он означает понимание религии в том виде, в котором ее понимали саляфы нашей общины.[2]
О значении слов «саляф», «саляфия» и «саляфит»
И о правомочности применения термина «саляфия»
Языковое значение слова «саляф»
Ибн Манзур сказал: “«Ас-Саляф», «ас-салиф», «ас-сальфа» – предшествовавшая община”. См. “Лисануль-‘араб” 6/330.
Примером этому являются слова Всевышнего Аллаха, который сказал о фараоне и его войске: «Когда же они разгневали Нас, Мы отомстили им и потопили их всех. Мы сделали их предшественниками (саляфан) и назидательным примером для остальных» (аз-Зухруф 43: 55-56).
|
Шариатское определение слова «саляф»
Имам ас-Саффарини говорил: “Под мазхабом [3] саляфов подразумевается то, на чем были благородные сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха) и их последователи (таби’ун), известные своим благочестием, а также имамы нашей религии, о которых засвидетельствовали, что они действительно являлись великими имамами уммы”. См. “Ляуамир аль-ануар аль-бахия” 1/20.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), его сподвижники и их благочестивые последователи (таби’ун), да будет доволен ими Аллах, являются праведными предками (ас-саляфу-ссалих) нашей общины. И каждый, кто призывает к тому, к чему призывал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), его сподвижники и их благочестивые последователи, находится на манхадже саляфов.[4]
Имам ас-Сам’ани сказал: “Слово «саляфит» означает причисление себя к саляфам и следование их мазхабу, о котором тебе стало известно”. См. “аль-Ансаб” 3/274.
Хафиз аз-Захаби писал: “Саляфит (саляфий) – это тот, кто следует по мазхабу саляфов”. См. “ас-Сияр” 6/21.
Имам ас-Саффарини сказал: “Аль-Асарий” (асарит) – это причисление к вероубеждению асарии и к группе саляфии. По этому признаку узнается мазхаб саляфов, а это мазхаб предшествующей общины и всех признанных имамов!” См. “Ляуамир аль-ануар аль-бахия” 1/73.
Некоторые могут сказать: «А зачем нам называться различными именами, если Аллах назвал нас мусульманами? Ведь сказано в Коране: «Он (Аллах) назвал вас мусульманами» (аль-Хадж 22: 78).
|
Нет никаких сомнений в том, что в этом аяте речь идет об истинных мусульманах, каковыми были пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники. Но с течением времени, когда произошло то, о чем известил посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), сказавший: «Разделится моя община на семьдесят три течения, и все они окажутся в Огне [5], кроме одной», уже одного термина «мусульманин» стало недостаточно для того, чтобы указать на тот единственный и правильный путь. Естественно, что большинство многочисленных заблудших течений в Исламе также являются мусульманами, за исключением явно вышедших из него, и все они заявляют о том, что следуют Корану и Сунне!
Имам аль-Хаттаби относительно хадиса: «Разделится моя община на семьдесят три течения и все они окажутся в Огне, кроме одной», сказал: “В этом хадисе содержится указание на то, что все эти группы являются мусульманами, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) сообщил, что все они будут из его общины!” См. “Ма’алиму-Ссунан” 4/273.
Таким образом, слово «мусульманин» включает и суфия, и шиита, и хариджита[6], и прочих сектантов, однако под словом «саляфит» уже конкретизируется, что за мусульманин имеется в виду. Так, например, сам пророк (мир ему и благословение Аллаха) известил о том, что в его общине появятся заблудшие течения, и несмотря на то, что они являются членами этой общины, он сам давал им названия. Передается со слов Ибн Абу Ауфа и Абу Умамы, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Хариджиты – собаки из числа обитателей Огня!» Ахмад 4/355, ат-Тирмизи 3000, Ибн Маджах 173. Хафиз аль-Хайсами назвал всех передатчиков хадиса версии Ахмада правдивыми, а имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, аль-Хаким, хафиз аз-Захаби и аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
Также от Ибн ‘Умара сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Къадариты [7] являются огнепоклонниками этой общины, и если они заболеют, то не навещайте их, а если они умрут, то не молитесь за них». Абу Дауд 4691, аль-Хаким 1/15, Ибн Абу ‘Асым 339. Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим.
Эти хадисы ясно указывают на то, что мусульмане делятся на следующих истине и заблудших.
Что же касается слова «саляф», то первым, кто упомянул его в языковом значении в этой общине, был сам пророк (мир ему и благословение Аллаха), который сказал своей дочери Фатиме: «Я прекрасный саляф (предок) для тебя». Муслим 2/234.
Также этот термин употребляли и его сподвижники в отношении их самих. Маймун рассказывал, что Ибн ‘Аббас сказал: “О Маймун, не ругай саляфов (сподвижников), и тогда ты войдешь в Рай с миром!” Ибн Абу Хатим 2/356.
Нет сомнения в том, что к нововведениям также относятся и различные термины и названия, которые не имеют основания в религии,[8] однако на некоторые названия указывает Сунна пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Аль-Джама’а
В многочисленных хадисах посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) употреблял слово аль-джама’а и велел следовать ему. От ‘Умара сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Будьте в аль-джама’а и остерегайтесь разобщенности! Поистине, шайтан с одним, а от двоих он отстраняется. И тот, кто желает середину Рая, пусть следует джама’а! [9] » Ахмад 1/18, аль-Хаким 1/114. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, имам аль-Хаким, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани.
Аль-Гъураба (чуждые)
Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) во многих хадисах упомянул слово «аль-гъураба» (чуждые). Со слов Абу Хурайры сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ислам появился, будучи чуждым и затем вновь станет чуждым, как появился. И «Туба» [10] для отчужденных». Муслим 145.
‘Абдуллах ибн ‘Амр рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в один из дней, когда мы находились рядом с ним, сказал: «Туба для чуждых (гъураба)». Его спросили: “А кто такие эти гъураба?” Он сказал: «Малочисленная группа праведных людей, находящаяся в окружении многочисленных людей, погрязших во зле. Тех, кто будет им противиться, будет больше, чем тех, кто будет им повиноваться». Ахмад 2/177, Ибн аль-Мубарак в “аз-Зухд” 775. Шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность данного хадиса.
Имам аль-Аджурри сказал: “Когда увеличится число заблудших течений, они введут в заблуждение множество людей, и станут тогда приверженцы истины, следующие Исламу, чуждыми среди людей (гъураба) [11] ”. См. “Сыфатуль-гъураба” 27.