К вопросу о жанровом разнообразии в современной литературе




Крупные прозаические формы в конце прошлого века ушли с авансцены художественной прозы.

Прежде всего это испытал на себе жанр романа. Модификации его жанровых изменений демонстрировали процесс «свертывания», уступая место малым жанрам с их открытостью к различным видам формотворчества. Если говорить о жанровых формах – происходит размывание классических форм (исторический роман, приключенческий роман, повесть и т. д.) Возникают и пользуются успехом синтетические жанры:

Роман-сказка, повесть-эссе, роман-мистерия, роман-житие («Дурочка» Светланы Василенко, «Юродивая» Елены Крюковой, «Лавр» Евгения Водолазкина), роман-хроника, роман-притча, роман-небылица («Цветочный крест» Елены Колядиной), роман-комментарий (Е. Попов «Подлинная история зеленых музыкантов), роман-музей (А. Битов, «Пушкинский дом»).

Примером такого синтетического жанра может являться философская сказка «Кролики и удавы» Фазиля Искандера. В этом произведении причудливо переплелись басня, средневековая сатира, анекдот, анекдот, сказка, притча, антиутопия.

Антиутопия

Особое место в жанровом формотворчестве занимает антиутопия. Этот жанр стал своеобразным откликом человека на давление нового порядка. Антиутопия, как правило, становится ведущим жанром именно на сломе времен, в переходную эпоху. Все события происходят после переворота, войны, революции, катастрофы и в каком-то определенном, ограниченном от остального мира месте. В антиутопии мир дан изнутри через чувства одного человека, важным становится конфликт личности и тоталитарного государства. Стремление героя нарушить, сломать, восстать, типичен для антиутопии.
Разговор о будущем, которое пугает, начали еще в 1920 годы. Евгений Замятин с памфлетом «Мы» и Михаил Булгаков с пьесой «Багровый остров». В советскую эпоху история развития этого жанра была насильственно прервана. Возродился он в эпоху перестройки. Александру Кабакову славу принесла повесть «Невозвращенец» о военно-фашистском перевороте в Москве. Затем на эту тему стали писать писатели-фантасты. Интерес читателей вызвал роман-катастрофа, роман – предостережение братьев Стругацких «Обитаемый остров».

Теперь антиутопии снова входят в моду и их пишут не только писатели-фантасты, но и писатели-реалисты. Дмитрий Быков «ЖД», Ольга Славникова «2017», Василий Аксенов «Остров Крым», Владимир Маканин «Лаз», «Андеграунд». Жанр антиутопии может быть и средством сатирического изображения действительности. Ярким примером подобной антиутопии служит роман Владимира Войновича «Москва 2042». Романы-антиутопии пишут и постмодернисты – Владимир Сорокин («День опричника»), Виктор Пелевин («Empire V»), Татьяна Толстая («Кысь»).
В этом жанре работает и писатель Дмитрий Глуховский.

Антиутопия оказала и продолжает оказывать влияние на формирование особого типа художественного мышления, типа высказывания по принципу «фотонегатива».

Особенность этого феномена (назовем его антиутопическое сознание) заключается в способности к разрушению привычных шаблонов восприятия окружающей жизни на всех уровнях – философии, истории, национального менталитета.

Творчество русских писателей конца ХХ века, отражающих вышеназванные тенденции, подтверждает значимость и актуальность обращения к антиутопии как виду творчества. Именно в его рамках стало возможным зафиксировать антиутопическое безысходное сознание, определяющее поведение человека в современном мире.

Становится привычным разрушительный взгляд на мир и сопровождающая его ирония, самоирония, гротеск, абсурд, отстранение, апелляция к подсознательному. В воздухе времени растворено влияние «Мастера и Маргариты» Булгакова, Ионеско, Беккета, Босха, Кафки. В 1920-е годы Е. Замятин, один из зачинателей русской антиутопии, обещал, что литература в ХХ столетии придет к сочетанию фантастического с бытом и станет той дьявольской смесью, секрет которой так хорошо знал Иероним Босх. Литература конца столетия превзошла все ожидания Мастера.

В большинстве современных произведений, воссоздающих антиутопические сюжеты, практически не возникает тенденции рисовать картины глобальных крушений. Тотальная катастрофа может предстать в виде экономического обвала с бешеной инфляцией (цены, например, выросли в 100 раз), абсолютной талонной системой (талоны – на все!), люди не вырождаются в мохнатых чудовищ, просто им, например, никогда нельзя мыться, так как их руки от запястий до плеч сплошь исписаны номерами очередей (В. Рыбаков «Не успеть»). Катастрофа – ползуча, стабильна, как вязкое болото.

Не менее впечатляют рассказы Л. Петрушевской «Новые Робинзоны», «Хроника ХХ столетия», «Грипп». В. Маканин раньше многих уловил «дьявольскую мелодию» эпохи и озвучил ее (повести «Лаз», «Утрата», роман «Андеграунд, или Герой нашего времени»).

Литературные биографии



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: