Процедура: Участники разбиваются на две группы, первая группа — журналисты, которые берут интервью, в во второй группе каждый выбирает кто он будет, чью роль возьмет (спортсмен, митрополит, бизнесмен, Ельцин и т. п.) и, исходя из своей роли, должен отвечать на вопросы журналистов в течение 3—5 минут. В заключение обсуждают: «Легко ли было общаться исходя из определенной роли? Какие переживания и мысли возникали во время выполнения упражнения? Что помогло понять оно? »
Игра “Подбери признак ”Снег (какой?) — белый. холодный, пушистый, искристый... Мороз (какой?) — Сосулька (какая?) — Зима (какая?) – Ветер (какой?) – Небо (какое?) – “Подбери предмет” Наступает (что?) — Свищет…Валит… Бушует … Кружатся… Замерзает… Блестит… Лепят…
"Про кого я говорю"
Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта. Мама описывает одного из членов семьи, называя детали его одежды и внешнего вида, например: "Это девочка, на ней юбка и кофточка, волосы у нее светлые, бант красный. Она любит играть с куклой Таней". «Кто это?» ребенок угадывает кого описывала мама.
"Кто больше увидит и назовет"
Цель: выделять и обозначать словом внешние признаки предмета.
Взрослый с детьми рассматривают зайчика. Они говорят, что у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши, одним словом можно сказать: заяц длинно... ухий (длинноухий). А хвост у зайца... (короткий), значит, он короткохвостый. Кошка гладкая, пушистая, лапы у нее белые, значит, она... белолапая. За правильные ответы кукла дает ребенку флажки (ленточки, колечки от пирамидки)
"Назови одним словом"
Цель: закрепить представления детей об обобщающих словах.
- Вспомни, на чем у нас спали куклы? (На кровати.) Куда они кладут свои вещи? (В шкаф, в гардероб.) На чем они сидят? (На стульях.) Я начну говорить, а ты продолжи: кровать, шкаф... (стол, стул, диван, кресло). Как назвать все эти предметы, одним словом? (Мебель.) Какая мебель у тебя в комнате? В целом словарная работа направлена на подведение ребенка к пониманию значения слова, обогащение его речи смысловым содержанием, т.е. на качественное развитие словаря.
|
"Как сказать по-другому"
Цель: заменять многозначные слова в словосочетаниях.
- Скажи по-другому! Часы идут... (ходят). Мальчик идет... (шагает). Снег идет... (падает). Поезд идет... (едет, мчится). Весна идет... (наступает). Пароход идет... (плывет).
Закончи предложения. Мальчик пошел... Девочка ушла... Люди вышли... Я пришел... Саша идет медленно, а Вова идет... Можно сказать, что он не идет, а...
Игра «Связующая нить»,
Дети сидят в кругу и передают друг другу клубок ниток, так чтобы все взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что дети чувствуют, что они хотят для себя и могут пожелать другим. Когда клубок вернется к взрослому, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.
«Назови ласково».
Правила игры: Дети строятся в круг, учитель стоит в середине круга, бросает мяч каждому ребенку (разными способами) и называет слово, например, дом, ребенок ловит мяч, бросает обратно ведущему, называет слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом – домик.
"Прогулка с компасом"
|
ц формирования у детей чувства доверия к окружающим. Группа разбивается на пары, где есть ведомый ("турист") и ведущий ("компас"). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом "туриста не может общаться с "компасом" на вербальном уровне (не может разговаривать с ним). Ведущий движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий — других туристов с компасами. После окончания игры дети могут описать, что они чувствовали, когда были с завязанными глазами и полагались на своего партнера.
Игра «Два зеркала»
Цель: развитие внимания ребенка к сверстникам, а также мимических и пантомимических способностей детей.
Роли: Королева и Невидимый король, два зеркала.
Содержание:
В игре участвуют четверо детей. Участники располагаются следующим образом: перед Королевой стоят двое детей, изображающие зеркала. За Королевой стоит невидимый Король.
Королева, не поворачиваясь, угадывает, кто из детей играет роль Короля. Зеркала сообщают, кто стоит за ней. Одно зеркало – молчащее, показывает мимикой, другое – говорящее. Остальные участники игры располагаются за спиной Короля и по мере отгадывания, бесшумно, по очереди занимают его место.
Игра «Немое кино»
Цель: понимать эмоциональное состояние другого человека.
Роли: водящий, исполняющий роль старого телевизора (без звука), и зрители.
Содержание:
Дети становятся в круг. Водящий (педагог) движениями, жестами, мимикой сообщает о своих намерениях, желаниях, сомнениях. Дети угадывают смысл сообщения и таким же образом отвечают. Ведущий жестами и мимикой показывает, что он приветствует, прощается, приглашает, отталкивает, слушает, хвалит, ругает, сердится, обится, отвергает, сомневается, просит замолчать, показать, подойти, уйти, передать какой-либо предмет другому. Затем роль ведущего по очереди выполняют дети.
|
Вариант 2. Участники делятся на две подгруппы. Дети первой подгруппы придумывают и изображают сцену прощания, приглашения или приветствия и т.д., а дети второй группы отгадывают.
Игра «Колечко»
Цель: развитие внимания друг к другу, понимание эмоциональное состояние другого человека.
Содержание:
Дети садятся в круг. Ведущий прячет в ладонях колечко. Ребенку предлагается смотреть внимательно на лица соседей и постараться угадать, кто из них получил в свои ладошки колечко от ведущего. Угадавший становится ведущим.
Игра «Зеркало»
Цель: развитие внимания ребенка к сверстникам, а также мимических и пантомимических способностей детей.
Роли: зеркала и зверушки.
Содержание:
Детям предлагается представить, что они вошли в магазин зеркал. Одна половина группы – зеркала, другая – разные зверушки. Зверушки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы. Зеркала должны точно отражать движения и выражения лиц зверушек.