Игры и упражнения на развитие коммуникативных умений
Игра «Щепки на реке»
Цель: Эта игра способствует созданию спокойной, доверительной атмосферы в группе.
Содержание: Участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Это - берега реки. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой реки. По реке сейчас поплывут Щепки. Один из желающих должен «проплыть» по реке. Он сам решит, как будет двигаться:
быстро или медленно. Участники игры - «берега» - помогают руками, ласковыми прикосновениями, движению щепки, которая сама выбирает путь: она может плыть прямо, может крутиться, может останавливаться и поворачивать назад. Когда Щепка проплывет весь путь, она становится краешком берега и встает рядом с другими.
Игра «Карусели». Все начинается с приглашения. Обратившись к наиболее смелому и активному ребенку, учитель предлагает ему вместе с ним пригласить детей поиграть в новую игру. Педагог берет ребенка за руку, ставит впереди себя и вместе с ним начинает собирать в одну цепочку всех желающих поиграть. Выбранный ребенок вместе с учителем подходит по очереди к каждому из детей, называет его по имени и спрашивает: «Будешь играть снами? Тогда прицепляйся к нам» Ребенок дает руку, и они втроем с педагогом подходят к следующему ребенку. Так собираются в общую цепочку все участники игры. Цепочка замыкается и образует круг. «Сейчас мы будем кататься на карусели, -говорит педагог. - Повторяйте слова за мной и двигайтесь дружно по кругу, чтобы карусель не сломалась».
«Раздувайся, пузырь"
Цель: развитие чувства сплоченности, развитие внимания. Описание игры: дети стоят в кругу очень тесно — это «сдутый пузырь». Потом они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад — «пузырь» увеличивается, сделав несколько вдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая: Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, Оставайся такой, да не лопайся! Получается большой круг. Затем воспитатель (или кто-то из детей, выбранный ведущим) говорит: «Хлоп!» — «пузырь» лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдулся) или разбегаются по комнате (разлетелись пузырьки).
|
«Мяч по кругу»
Цели: Развитие коммуникативных способностей. Развитие внимания и общей координации.
Описание игры: Детям предлагается передавая мяч по кругу, глядя в глаза улыбнуться друг другу.
"Давайте поздороваемся"
Цель: развитие коммуникативных качеств.
Дети по сигналу хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом: один хлопок - здороваемся за руку, два хлопка - здороваемся плечиками, три хлопка - здороваемся спинками.
Игра «Назови другого». Ученики сидят по кругу. Среди них выбирается ведущий, который называя имя участника игры, кидает ему мяч. По окончании игры проводиться беседа. Понравилась ли вам такая игра? С кем в группе больше всего понравилось играть? Кто в группе не ссорился? Почему не удалась игра? (В случае неудачи) почему игра удалась? (В случае успеха).
Упражнение «Мне в тебе нравится». Для достижения теплой атмосферы в группе. Все встают в круг. Ведущий бросает мяч одному из участников, говоря при этом: «Мне в тебе нравится...» и называя понравившееся качество (или несколько качеств). Участник, получивший мяч, бросает его другому человеку и называет понравившиеся ему в нем качества. Мяч должен побывать у всех участников.
|
«Ниточка и иголочка»
Игра направлена на формирование сплочённости группы, умения согласовывать свои действия с действиями других участников, достигать группового успеха за счёт слаженных индивидуальных усилий. Эта игра даёт возможность участникам обнаружить, проявить, а при регулярном обращении к ней развить и сформировать в себе такие качества, как контактность, организованность и собранность, логика и сообразительность, быстрота реакции.
В игре принимает участие весь класс. Лучшее место для её проведения — спортивная площадка или спортивный зал. Продолжительность игры — 20 минут.
Вначале по команде учителя выбираются «иголочки». Желательно, чтобы это были менее активные ребята. Тогда им удастся побыть в роли ведущего, лидера и понять хотя бы в игре, что от них что-то зависит. Затем к «иголочкам» прикрепляются «ниточки». Желательно, чтобы количество детей в «ниточке» у каждой «иголочки» было одинаково. По команде ведущего начинается движение. Задача участников — не отцепиться друг от друга, иначе «ниточка» порвётся. Задача «иголочки» — не пересекаться с другими «иголочками». Направление движения произвольное.
Игру можно усложнить. Тогда, чтобы отследить движения игроков, желательно участие не одного, а большего числа ведущих. «Иголочкам» предлагается двигаться, преодолевая различные препятствия. Кроме того, можно менять «иголочки»,
|
Примерные препятствия: грибы, которые нужно собрать в лукошко; большая гора, которую нужно обойти; самолёт, летящий в небе, на звук которого нужно посмотреть в небо; речка, которую нужно переплыть; ёжик, которого так хочется потрогать, а он колючий; ручеёк, из которого хочется ппить воды; пенёк, на который можно присесть — отдохнуть от долгой дороги, и т. п.
По окончании игры дети проводят анализ, выделяя наиболее крепкую «ниточку» и самую размышляющую «иголочку».
Игра «Найди друга»
Одной половине завязывают глаза. Дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать одноклассника. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, и т. д. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями.
Игра «Оригинальное знакомство».
Цель: продиагностировать внутреннее состояние.
Ход: участники садятся в круг. Каждый должен представиться любым именем, персонажем фильма, сказки либо предметом. Также необходимо продумать какой-либо жест, характеризующий состояние на данный момент. Так представляется каждый участник. Если предыдущий участник говорит, что ему одиноко или что-то подобное, то следующий должен его как-то подбодрить.
Игра «Сочини историю»
Ход: ведущий начинает историю (Жили-были…), следующий участник продолжает историю и так далее по кругу. Когда очередь доходит до ведущего, он направляет сюжет истории, оттачивает его, делает его более осмысленным, и упражнение продолжается.
Игра «Скажи, что ты слышишь».
Цель: накопление словаря и развитие фразовой речи; развитие слухового внимания.
Ход: педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно прислушаться и определить, какие звуки они услышат (щебет птиц, сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т. д.). Дети должны отвечать целыми предложениями. Игру лучше проводить на прогулке.
"Назови имя" Ребята встают в круг. Начать игру должен учитель, назвав своё имя, например «Валентин». Сидящий слева от него должен назвать имя учителя и своё, например «Валентин, Саша». Следующий дальше по часовой стрелке должен будет назвать два предыдущих имени, своё и так дальше по кругу. Закончить должен опять же учитель, назвав по имени весь класс.
«Менялки», в которой дети выбирают водящего. Водящий выносит свой стул за круг – стульев становится на один меньше.Учитель говорит: «Меняются местами те, у кого…(светлые волосы, темные волосы, девочки, мальчики и т.д.)». После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами: водящий в это время старается занять освободившееся место. Игрок, оставшийся без стула, становится водящим.
– Игра «Давайте поздороваемся»
Играя в эту игру, дети снимут мышечное напряжение и смогут переключить внимание на другой вид деятельности. По команде взрослого дети начинают бегать по комнате и здороваться со всеми подряд. Один хлопок — здороваются за руку, два — плечиками, три — спинками. Разнообразные тактильные ощущения позволят детям снять мышечное напряжение, прочувствовать своё тело, снять ощущение отчуждённости. Для того, чтобы тактильные ощущения были более полными, детям запрещается разговаривать во время игры.
Упражнение «Выстройся по....."
Цель: формирования умений учитывать позицию собеседников, придти к верному решению.
Детей поделить на группы, в зависимости от количества предложить построиться по росту, длине, цвету волос, одежды и т.д.
Игра «Паровозик подскажи»
Вариант 1:
Дети выстраиваются в шеренгу в затылок друг другу. Каждый из игроков придерживает впередистоящего за пояс или за плечи. Первый из ребят выполняет функцию паровоза. Он задает направление движения самостоятельно. Все остальные участники – вагончики состава, слушают его и следуют за своим паровозом.
По команде преподавателя паровозик начинает движение. Задача участников – не потерять «вагончики» по ходу движения, обогнуть все препятствия и выполнить задания паровозика: «Внимание, станция»! Паровозик должен замедлить ход и остановиться. Красный флажок или круг в руках «Машинисты» – «Стоп». Зеленый знак – продолжить движение. Стрелка налево или направо – поворот. И так далее. Лучше оговорить маршрут и задания заранее до начала игры.
Как только маршрут будет пройден, стоит заменить «паровозика» другим игроком. Желательно, чтобы в роли паровоза побывали все дети. Чтобы никому не было обидно.
Вариант 2:
Все играющие делятся на несколько равных по составу команд. Оптимально создать две – четыре группы. Для каждого паровозика подготавливается своя дистанция. Естественно, что длина и сложность дистанций должны быть идентичными.
Команды выстраиваются паровозиком (как описано в первом варианте) на одной линии, каждая напротив своего маршрута. По команде учителя дети начинают движение. Сами правила принципиально не отличаются от первого варианта. Изменения есть в целях игры. Важно не только пройти дистанцию и не потерять вагончики паровоза, но и постараться добраться до финиша первыми. Та команда, которой это удастся - становиться победителем.
Игра «Лови-назови»
Цель игры: закрепление изученного материала по теме, улучшение словарного запаса детей, развитие коммуникативных умений у младших школьников.
Оборудование: мяч.
Ход игрыУчитель бросает мяч ученику (называет объект или явление и просит назвать все, что связано с этим явлением или объектом; например: «Зима, а за нею…»). Мяч передается по кругу и возвращается учителю.
Значение игры с точки зрения развития коммуникативных умений: игра учит детей общаться, правильно описывать объекты или явления.
«Вежливые слова»
Бросая друг другу мяч, дети называют: вежливые слова, слова благодарности, приветствия, прощания, извинения.
Упражнение «Передача чувств» — все встают в шеренгу, в затылок друг к другу, первый человек поворачивается ко второму и передает ему мимикой какое-либо чувство (радость, гнев, печаль, удивление и т. п.), второй человек должен передать следующему это же чувство, и т. д. У последнего спрашивают какое чувство он получил и сравнивают с тем, какое чувство было послано вначале, и как каждый участник понимал полученное им чувство.