Отчетная документация по учебной практике
Студента заочной формы обучения
Группы Доз-14-1
ФИО Кочуевой Елены Николаевны
База практики: филиал МБОУ «Кишкинская средняя школа» детский сад «Светлячок» Нижегородской обл., Большемурашкинского р-а с.Холязино, ул. Пакина. д.77
Руководитель практики: заведующий Т.А. Подоляк
ПОСЕЩЕНИЕ № 5, 6
ПОСЕЩЕНИЕ № 5
Тема 3. Особенности социально-коммуникативного развития детей раннего возраста.
Особенности социальных проявлений ребенка.
Организация игровой и самостоятельной деятельности детей
Задание 1Изучение мотивов взаимодействия ребенка со взрослыми (изучаются два ребенка)
Таблица 5. Выбор детьми интересного для них варианта взаимодействия со взрослым
№ варианта | Экспериментальная ситуация | Возраст детей | |
Второй год жизни Ч. Катя | Третий год жизни С. Вита | ||
Получение новых впечатлений | Округлила глаза и открыла рот от удивления | Улыбнулась, сказала «Ой!» | |
Ласка взрослого | Никак не прореагировала. Но на кнопку «канала» нажала. | Улыбнулась на улыбку взрослого, немного отстранилась при попытке ласки. | |
Совместные действия со взрослым | Забрала мягкую игрушку, обратно не отдал. Контакта не получилось. | С удовольствием играла с взрослым, мягкую игрушку передавала взрослому. С удовольствием «переключила программу» | |
Слушание сказки | Слушала, немного отвлекаясь – руками ощупывая телевизор | Слушала сказку спокойно и с интересом | |
Беседы на личные темы | Беседы не получилось, на вопросы не реагировала. | Поговорили про маму, папу и любимую куклу Барби. Была активна, отвечала на вопросы взрослого. |
Изучение негативных личностных проявлений (Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А)
|
Проведение исследования. Проводится "фотографическая" запись всех негативных проявлений в поведении, речи, эмоциональной сфере детей 2-3 лет в течение трех дней.
Обработка данных. Анализ протоколов проводят по схеме:
1. Форма негативного проявления: каприз, упрямство, зависть, ложь, проступок и т.д.
Ч. Катя (2-й год): Форма негативного проявления: упряма, немного агрессивна по отношению к другим детям (дерется). Содержание негативного проявления: ложится (бросается) на пол, кидает (разбрасывает) игрушки, карандаши и т.п., плачет, хнычет. Динамика: негативное проявление мгновенное, быстро заканчивается. Причина, вызвавшая негативную реакцию: переутомление, негативное поведение сверстника.
Вывод о причинах и особенностях негативных личностных проявлений Кати:
Нарушения Катибессознательны, т.к.она действует под влиянием ситуативных желаний. Такое поведение ее является возрастной особенностью, что свидетельствует онесформированности механизмов нравственного поведения, а является лишь внешним требованием. Ребенок, оказываясь под властью мгновенных желаний, прибегает к отрицательному поступку, не задумываясь о последствиях.
С. Вита (3-й год): Форма негативного проявления: девочка всегда позитивна, не капризна, но изредка проявляется ложь (спрятала чужую игрушку - проступок, случайно стукнула малыша 1,5 лет – не призналась). Содержание негативного проявления: речевая реакция - молчание, эмоциональная поведенческая реакция– обида, плач. Динамика: протекает длительно (до 5 мин). Причина, вызвавшая негативную реакцию: страх перед взрослым, боязнь наказания,
|
Вывод о причинах и особенностях негативных личностных проявлений Виты: Нарушение девочки сознательное.Это означает, что она понимает противоречие между своим поведением и социально одобренным образцом.Это может быть также следствием недостаточно развитой волевой сферы ребенка,
Таблица 6. Длительность игры с пирамидкой в естественных условиях
Возраст детей | Сосредоточены на игре с пирамидкой, мин. | Отвлекаются, мин. | Заняты одной игрой, мин. |
2-й год(И. Коля) | 4 мин | 2 мин | 5 мин |
3-й год(ФКристина) | 6,5 мин | Не отвлекалась | 8,5 мин |
Вывод:
Коля – Проявление воли было, но незначительное.Сначала был активен, затем на второй минуте активность угасла и нуждался в руководстве игрой. Отвлекался один раз. Затем возобновил игру с помощью взрослого. Цель была не стойкая.
Кристина – целеустремленно занялась игрой, была активна, собирала пирамидку без помощи взрослого. Цель была сохранена в течении всей игры (8,5 мин.). Видно проявление воли – была видна настойчивость «Я сама» в достижении цели и отказывалась от помощи взрослого.
ПОСЕЩЕНИЕ №6
Организация предметно-игровой и самостоятельной деятельности детей
Таблица 7. Изучение предметно-игровой деятельности детей
Фамилия, имя, возраст ребенка | Действия ребенка | Действия воспитателя | |||||
Функцио- нальные | Орудийные | Отобрази-тельная игра | Показ способа действия | Совет | Совместные действия | Внесение игрушек | |
Чукавина Катя 2-й год | Пыталась кормить ложкой куклу - воспроизводит в игре действия с предметами; ранее разученные | Стучала ложкой по столу - отображает в игре отдельные, часто наблюдаемые действия | «Кукла Даша проголодалась!» Кормление куклы | Организует действия и показывает технические приемы | Поощряет малыша | Помощь в держании ложки или куклы | Внесение предметов посуды |
Афанасьв Матвей 3-й год | Кормил куклу ложкой из тарелки-Ребенок отражает из жизни окружающих взаимосвязь и последовательность действий (2-3). | Мешал ложкой воображаемую кашу в тарелке | «Кукла Даша проголодалась!» Кормление куклы кашей | Дает ребенку смысл действий с предметом, его общественную функцию | Поощрение или порицание малыша | Показ, как правильно держать ложку- | Внесение столовой посуды |
|
Результаты:
О бщая продолжительность предметной и игровой деятельности Кати – 2,5 минуты, Матвея – 4 минуты. Характеристика игровых уголков и игрушек, с которыми действовали дети: Катя действовала на ковре около кукольной кроватки; Матвей играл за кукольным столом на «кухне».
Виды и количество орудийных действий: Катя – владела функциональными действиями - ложкой кормила куклу, Матвей- орудийные действия – мешал кашу ложкой; функциональные – кормил куклу ложкой.
Темы, сюжеты отобразительных игр детей: Катя – «Кукла Маша проголодалась и плачет.наверно, хочет кушать!»сюжет - немногочислен, однообразен, неустойчив. Матвей – «К нам в гости пришла кукла Маша!» - игра носит сюжетный характер.
Игры рядом и характер отношений детей друг к другу: Катя играла рядом с Матвеем, никак не реагировав на действия мальчика. Матвей же часто смотрел на девочку и показывал ей, как нужно кормить куклу.
Приемы руководства деятельностью детей: беседу-рассказ с использованием иллюстративного материала,показ игрового действия – кормления куклы, ребенка, подбор игрового материала (кукла, посуда)участие воспитателя в игре и поощрение