Таблица 8. Хронометраж самостоятельной деятельности детей
(фамилия, имя, возраст ребенка)_Ксюша М. -2-й год и Оля 3- год
____________________________________
Время | Вид деятельности | Взаимоотношения между детьми | Общение со взрослым | Воздействие воспитателя |
9.00 Ксюша | Предметно –игровая. Рассматривала машинку | Играла одна машиной | И показывала ее воспитателю. | Воспитатель объясняла, как нужно играть, называла четко и по многу раз слово «машина». |
Оля | Предметно -игровая | Оля взяла мячик и начала кидать Диме. Дима забрал мяч и убежал, не играть с Ксюшей. Та заплакала. | Ксюша обратила свое внимание на воспитателя, заплакав. | Воспитатель тут же подошла и начала объяснять, что нужно играть дружно. |
9.05 Ксюша | Предметно –игровая | К Ксюше подошла девочка с куклой и начала демонстрировать, показывать. Девочки не ссорились, не отнимали друг у друга ничего | ----------------------- | Воспитатель наблюдала за детьми. |
Оля | Сюжетно-отобразительная- Играла с посудкой, кормила мишку ложкой. | Играла одна. | ----------------------- | В это время воспитательпомогала другим детям, организовывала занятие. |
9.10 Ксюша | Изобразительная. | Подбежала к столику и начала рассматривать, как рисует Маша. | Воспитатель подошла к Ксюше и начала беседовать с ней | Воспитатель сказала Ксюше, «Посмотри как Маша рисует, сейчас скоро ты будешь рисовать.» |
Оля | Изобразительная | Села за стол рядом с Машей и начала рисовать карандашом | ----------------------- | Воспитатель внимательно смотрела и подсказывала. Как правильно держать карандаш в руке (тремя пальцами) |
Проведение исследования - Изучение игровых умений ребенка (по Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А.)
Проводится индивидуально с Аленой (2,2 лет ) с помощью игрового оборудования для кормления куклы.Серии проводятся с одним и тем же ребенком с интервалом в 1-2 дня.
|
1 этап:
Первая серия: показать ребенку куклу и сказать, что она хочет есть, предложить ее накормить. Алена взяла ложку, осмотрела ее и взяла себе в рот. После повторной моей просьбы и попыталась - ложкой «тыкала» кукле в лицо.
Вторая серия: аналогична первой, но экспериментатор кормит куклу сам, а ребенку предлагает накормить другую. С первого раз не отреагировала, после повторной просьбы выполнила задание частично- кормила, отвлекаясь на мою куклу.
Третья серия:показать ребенку развернутые игровые действия: приготовить обед, разложить его по тарелкам и покормить куклу сначала первым блюдом, потом вторым и третьим. Затем предложить ребенку покормить куклу. Алена с интересом наблюдала за моими действиями, но весь алгоритм действий выполнила частично. Помешала в кастрюльке, ложкой зачерпнула и покормила куклу одним блюдом.
Четвертая серия: аналогична третьей, но при выполнении действий экспериментатор подробно объясняет их. Затем предлагает ребенку покормить куклу. Выслушав, Алена начала свои действия, но не до конца. Покормила супом куклу и дала попить из чашки.
Пятая серия: экспериментатор берет куклу, другую дает ребенку и предлагает их покормить, т.е. он действует параллельно с ребенком. Алена, наблюдая за мной повторяла все, что я делала.
2 этап (через 2 дня):
Первая серия: показать ребенку куклу и сказать, что она хочет есть, предложить ее накормить. Алена взяла ложку покормила куклу, отвлекаясь на других детей.
|
Вторая серия: аналогична первой, но экспериментатор кормит куклу сам, а ребенку предлагает накормить другую. Поняла задание и сразу выполнила его.
Третья серия:показать ребенку развернутые игровые действия: приготовить обед, разложить его по тарелкам и покормить куклу сначала первым блюдом, потом вторым и третьим. Затем предложить ребенку покормить куклу. Алена с интересом наблюдала за моими действиями, но покормила куклу опять одним блюдом и попоила чаем из чашки.
Четвертая серия: аналогична третьей, но при выполнении действий экспериментатор подробно объясняет их. Затем предлагает ребенку покормить куклу. Выслушав, Алена начала свои действия, но на этот раз сделала все правильно.
Пятая серия: экспериментатор берет куклу, другую дает ребенку и предлагает их покормить, т.е. он действует параллельно с ребенком. Алена, опять, наблюдая за мной сделала все правильно.
Обработка данных.
На первом этапе деятельность у Алены была неустойчивой, не всегда последовательно воспроизводила действия. На втором этапе деятельность стала более устойчивая. Использовала в игре куклу, предметы кукольной посуды; не называла действия словом «покормлю, покормила», но называла куклу по имени Маша. При затруднении обращалась к взрослому;не сразу, но потом использовала в игре отсутствующие предметы (в тарелке - суп, в чашке - чай).
Участие воспитателя в игре, когда Алена подражала ему, очень важны, т.к. при правильном руководстве игрой дети начинают принимать на себя роль, это свидетельствует о переходе их на этап сюжетно-ролевой игры.