Основы профессионального определения. Выбор профессии. Правила выбора профессии.
Что необходимо учитывать при выборе профессии? Какие качества человека являются профессионально важными? Благодаря чему человек может достигать успехов в профессиональной деятельности, делая это без особенных усилий и напряжения, и к тому же получая от этого удовлетворение?
Прежде всего, имеют значение склонности и способности человека.
Склонности - это желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремления не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. От склонностей зависит привлекательность различных видов деятельности, интерес к ним. Склонности мы условно обозначаем выражением “Я хочу”.
Способности - это умения, то есть такие индивидуальные качества человека, от которых зависит возможность успешного осуществления деятельности. Способности мы можем выразить словами “Я могу».
Анкета “Профессиональная ориентация” предназначена для выявления профессиональных склонностей, а также Вашего представления о своих профессиональных способностях.
Эта анкета позволит Вам быстро и просто определить Вашу направленность на тот или иной тип и класс профессий.
Для правильного выбора профессии Вам надо сориентироваться в трех вещах:
1. Определить, каковы Ваши профессиональные интересы и склонности. Кратко мы называем их словом “Хочу”.
2. Оценить, каковы Ваши профессионально важные качества: здоровье, квалификация и способности, которые определяют в конечном счете Вашу профессиональную пригодность и возможности. Проще говоря, ответить на вопрос, какое у Вас “Могу”.
3. Узнать, какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда, по каким профессиям можно найти себе работу. Иначе говоря, определить, каково сегодня “Надо”.
В том случае, если Вы сумеете совместить “Хочу”, “Могу” и “Надо’, то Ваш профессиональный выбор будет удачным. Иными словами, Ваша задача заключается в том, чтобы найти профессию, которая:
- интересна л привлекательна для Вас.
- соответствует Вашим способностям,
-пользуется спросом на рынке труда.
Анкета состоит из двух частей: “Я Хочу’’ и “Я могу”.
В первой части (“Я хочу”) Вы можете оценить по 4-балльной шкале степень своего желания заниматься каждым из 35 приведенных в перечне видов деятельности. Эта часть анкеты предназначена для определения сферы Ваших профессиональных склонностей, интересов, предпочтений, стремлений и наиболее привлекательных видов профессиональной деятельности.
Во второй части (“Я могу’) Вы можете оценить с помощью такой же шкалы степень своих способностей к каждому из 35 заданных видов деятельности. Эта часть предназначена для определения Ваших представлений о своих профессиональных способностях. Эта часть анкеты определяет не столько объективную степень выраженности Ваших профессиональных способностей, сколько то, что Вы о них думаете, как Вы их оцениваете, для того, чтобы получить точную и объективную информацию о Ваших профессиональных способностях, Вам необходимо воспользоваться более сложными психологическими тестами.
Анкета «Профессиональная ориентация»
Инструкция:
Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени Вашей способности к этому виду деятельности.
(0 – вовсе нет, 1 – пожалуй так, 2 – верно, 3 – совершенно верно)
Я хочу
(мне нравится, меня привлекает, я предпочитаю):
Обслуживать людей | ||
Заниматься лечением | ||
Обучать, воспитывать | ||
Защищать права, безопасность | ||
Управлять людьми | ||
Управлять машинами | ||
Ремонтировать оборудование | ||
Собирать и налаживать технику | ||
Обрабатывать материалы, изготавливать различные предметы и вещи | ||
Заниматься строительством | ||
Обрабатывать тексты и таблицы | ||
Производить расчеты и вычисления | ||
Перерабатывать информацию | ||
Работать с чертежами, картами и схемами | ||
Принимать и перерабатывать сигналы и сообщения | ||
Заниматься художественным оформлением | ||
Рисовать, фотографировать | ||
Создать произведения искусства | ||
Выступать на сцене | ||
Шить, вышивать, вязать | ||
Ухаживать за животными | ||
Заготавливать продукты | ||
Работать на открытом воздухе | ||
Выращивать овощи и фрукты | ||
Иметь дело с природой | ||
А | Работать с руками | |
Выполнять решения | ||
Воспроизводить имеющиеся образцы, размножать, копировать | ||
Получать конкретный практический результат | ||
Воплощать идеи в жизнь | ||
Б | Работать головой | |
Принимать решения | ||
Создавать новые образцы | ||
Анализировать, изучать, исследовать, наблюдать, измерять, испытывать, контролировать, наблюдать, измерять, испытывать, контролировать. | ||
Планировать, консультировать, проектировать, разрабатывать, моделировать. |
Я могу
(способен, умею, обладаю навыками):
Знакомиться с новыми людьми | ||
Быть чутким и доброжелательным | ||
Выслушивать людей | ||
Разбираться в людях | ||
Хорошо говорить и выступать публично | ||
Искать и устранять неисправности | ||
Разбираться в технических устройствах | ||
Ловко обращаться с инструментами | ||
Хорошо ориентироваться в пространстве | ||
Быть сосредоточенным и усидчивым | ||
Хорошо считать в уме | ||
Кодировать информацию | ||
Оперировать знаками и символами | ||
Искать и исправлять ошибки | ||
Создавать красивые со вкусом сделанные вещи | ||
Разбираться в литературе и искусстве | ||
Петь, играть на музыкальных инструментах | ||
Сочинять стихи, писать рассказы | ||
Рисовать | ||
Разбираться в животных или растениях | ||
Разводить растения или животных | ||
Бороться с болезнями, вредителями | ||
Ориентироваться в природных явлениях | ||
Работать на земле | ||
А | Быстро выполнять указания | |
Точно следовать инструкциям | ||
Работать по заданному алгоритму | ||
Выполнять однообразную работу | ||
Соблюдать правила и нормативы | ||
Б | Создавать новые инструкции и давать указания | |
Принимать нестандартные решения | ||
Легко придумывать новые способы деятельности | ||
Брать на себя ответственность | ||
Самостоятельно организовывать свою работу |
Обработка и интерпретация результатов
Обработка результатов анкеты очень проста. Суждения, характеризующие различные виды профессиональной деятельности, объединены в семь групп по пять суждений в каждой. В каждой группе из пяти суждений необходимо подсчитать суммарное количество баллов, выбранных вами, и записать эту сумму в рамке справа от соответствующей группы суждений. Суммарная оценка по каждой группе может составлять от 0 до 15 баллов. В зависимости от того, в какой группе Вы набрали максимальный суммарный балл, определяется наибольшая склонность или способность к соответствующему типу или классу профессий.
Первые пять групп суждений, обозначенные цифрами от 1 до 5, характеризуют пять типов профессий, разделенных по признаку «предмет труда»:
• человек - человек.
• человек - техника,
• человек - знаковая система.
• человек - художественный образ,
• человек - природа.
Последние две группы суждений, обозначенные буквами А и Б, соответствуют двум классам профессий, разделенных по признаку «характер труда»:
• А - исполнительские,
• Б - творческие.
Обозначения типов и классов профессий такие же, как и па психологической карте профессий. Поэтому, зная координаты своих профессиональных предпочтений можно определить наиболее подходящую для Вас профессиональную группу. Сначала определяется, к какому из пяти типов профессий (1, 2, 3, 4 или 5). Вы в наибольшей степени склонны и способны. Затем определяется Ваша преимущественная склонность и способность к одному из двух классов профессий (А или Б).
Наиболее удачным является случай, когда Ваши склонности лежат в той же группе профессий, что и Ваши способности. В этом случае Вам нравится делать именно то, что Вы умеете делать. Поэтому можно ожидать, что выбрав ту или иную профессию, Вы не только можете добиться в ней достаточно высоких успехов, но это будет доставлять Вам удовольствие.
Результаты:
Типы профессий:
1. «человек- человек”.
2. «человек - техника”,
3. “человек - знаковая система”,
4. “человек - художественный образ”.
5. “человек - природа”.
Классы профессий:
А - исполнительский.
Б - творческий,
левая сторона - А+Б / 30 * 100% степень активности,
правая сторона А+Б /30 * 100% степень уверенности в своих силах.