(Основы мыслей)
Еще неизвестны основы искусства светотворчества, еще туманны его пути в будущем, неясно и ощупью идут новаторы кино (которых, к сожалению, мало) к новым достижениям, к новым истолкованиям кинематографа. Надо сознавать, что общий художественный уровень кинематографа слишком ограничен и неталантлив для того, чтобы не изумляться испуганно перед рождающимися заповедями молодого искусства. Правда, русская публика очень любит кинематограф, восхищается произведениями отечественного кинотворчества, но мне совершенно не хочется признавать в кинематографе идеи художества общедоступной и любимой всеми. Художники должны двигать кинематограф, таланты создадут его, общедоступность художника — преступление. Искусство только тогда чарующе и привлекательно, когда оно не совсем понятно. По своей художественной структуре кинематограф как самостоятельное искусство не может ничего иметь общего с драматической сценой. Плюс светотворчества — минус в театре, и наоборот. Поэтому ни одного режиссера, ни одного художника, ни одного, знакомого со светом рампы, в кинематографе быть не должно. Почему-то всегда есть и было, что талантливые музыканты восторгаются своей живописью, художники пишут стихи, а творцы драматического искусства волной заливают чуждую им кинематографию.
Кинематограф, в своем зачатии признаваемый как искусство молчания, естественно должен был вылиться в искусство наибольшего движения и просто по закону парадоксальности окончательно принять формы искусства движения наименьшего. Каждое искусство выражает свой художественный облик в кажущейся технической немощи: идеальный театр — театр Шекспира, слабый по технике. Техническая неправда художественного произведения есть величайший признак истинного искусства: бутафор-
|
-53-
щина на сцене или реальность физического вещества краски на полотне живописца.
То же самое и в кинематографе. Наше искусство бранят за специфическую кинематографичность: «Вы не всегда литературны! Вы не драматичны!» В наибольшей кинематографичности и весь смысл кинематографа. Актеры, режиссеры, художники, напишите на своем стяге четкими буквами важнейшую заповедь светотворчества: идея кинематографа — идея кинематографическая.
В каждом искусстве нет другой идеи, кроме идеи самого искусства. Одним из кинематографических признаков светотворчества является его нестереоскопичность, сокращение глубины на бесцветном и плоском экране. Задачей кинематографических художников до сих пор было стремление победить кинематографичность изображения. Это стремление в своей основе неверно (между прочим, лично я, может быть, под влиянием покойного Бауэра, очень увлекался глубокими декорациями). Мне кажется, что надо использовать нестереоскопичность светописи и сделать плоскость изображения средством передачи художественного впечатления так же, как превратили в средство характерность кинематографического молчания. Надо мечтать об отдельных кадрах фильма как о кадрах, приближающихся к примитивной и плоской росписи античных ваз.
Кажется, высказанные мысли очень опасны, но неожиданная точка зрения часто слегка непонятна и всегда выглядит рискованной. Искусство для выражения идеи художественного впечатления выработало разные технические методы, как-то: звуки, краски, слово; отсюда и разделение искусства на музыку, живопись, театр и т. д. И каждое из отдельных творчеств имеет свое основное средство для выражения идеи искусства. Очень немногие из кинематографистов поняли (кроме американцев), что в кинематографе таким средством выражения художественной мысли является ритмическая смена отдельных неподвижных кадров или небольших кусков с выражением движения, то есть то, что технически называется монтажом. Монтаж в кинематографе то же, что и композиция красок в живописи или гармоническая последовательность звуков в музыке. На драматической сцене средством выражения театрального представления служит актер, который творческим желанием режиссера и выражает сценическую мысль, облекая ее в формы индивидуализма. В кинемато-
|
-54-
графе в силу необычайной техничности, квинтэссенции машины и электричества и в силу удивительного значения монтажа актер отходит на последнее место. Ввиду того, что светотворчество должно основываться на художественном воздействии на публику исключительно внешне, зрительно, кинематографическому артисту необходимо научиться создавать данное впечатление не только игрой лица, но и игрой всего тела: выразительностью линий.
Изысканность рисунка на жемчужном экране имеет величайшее право на неприметное свое выражение и даже на возведение в культ, подобно тому как гений Боттичелли прославил ритмическую гармонию линий на своих шедеврах.
КИНОХРОНИКА. ФИЛЬМ
|
„НА КРАСНОМ ФРОНТЕ"
В советскую кинематографию Л. В. Кулешов пришел в конце 1918 года. Он так рассказывает об этом в своих воспоминаниях: «В Малом Гнездниковском переулке за чугунной решеткой находится большой особняк, ранее принадлежавший магнату Лианозову. (... > После Октябрьской революции в этом особняке стал помещаться сначала Московский Кинокомитет, а потом Всероссийский фотокино-отдел Наркомпроса, который должен был руководить всей деятельностью советской кинематографии».
В отделе производства, который возглавлял известный кинорежиссер и актер В. Р. Гардин, был подотдел хроники. Кулешов был приглашен В. Гардиным заведовать хроникой и перемонтажом.
«Работа в Кинокомитете воспитала и меня, неуравновешенного юношу. Я много узнал, многое понял, многому научился. Вопрос — с кем быть и для кого работать — был тогда же решен для меня окончательно и навсегда. (...) Ряд съемок я как режиссер хроники проводил с операторами по непосредственным указаниям Владимира Ильича Ленина. Нам звонили из Кремля, когда Владимир Ильич считал это нужным, и мы отправлялись на съемку. За нами присылали черные автомобили «паккард» из кремлевского «автобоевого» гаража, а иногда и личную машину В. И. Ленина «роллс-ройс».
Руководство хроникой чрезвычайно увлекло меня. Во-первых, приходилось быть свидетелем великих событий. Во-вторых, привлекала необходимость поисков новых приемов хроникальных съемок. Тогда было принято снимать события длинными общими планами, не меняя точки зрения аппарата, не используя крупные планы. Хроникальных лент, в которых бы ощущалось стремление найти наиболее выразительную трактовку сюжета, его монтажное изложение, с моей точки зрения, в то время совсем не было.
Многие операторы сопротивлялись новым методам съемки, но такие, как Лемберг, Тиссэ, Левицкий, Ермолов, вняли моим настояниям и с энтузиазмом принялись за съемку новыми монтажными приемами. Они быстро и ловко перебегали с аппаратом, даже прибегали к крупным планам, пытались еще при съемке учитывать будущий монтаж.
-58-
А я как режиссер хроники руководил всем этим и особенно учился «сиюминутному» монтажу, который теперь работники телевидения считают своей прерогативой. Учился представлять себе будущий фильм прямо на съемке. И учил этому операторов».
К этому времени относится 55-метровый фильм «Праздник III Интернационала», смонтированный Л. В. Кулешовым.
11 апреля 1919 года было назначено вскрытие мощей Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой Лавре. В воспоминаниях Кулешов писал: «Помню съемки хроники вскрытия мощей Сергия Радонежского в Сергиеве-Посаде. Я руководил съемкой как режиссер. Были операторы, которые на съемку ехать не захотели, вероятно, побоявшись предполагаемых в связи с ней контрреволюционных выступлений. Мы выехали с оператором Забозлаевым, с нами были фотограф и осветители с аппаратурой».
Вот как впоследствии описал эти же съемки член организационной комиссии по вскрытию мощей Сергия Радонежского. В письме, посланном Л. В. Кулешову в дни Первого съезда кинематографистов СССР в ноябре 1965 года, было написано:
«Уважаемый товарищ Л. В. Кулешов!
Сегодня узнал, что Вам поручено было открыть и Вы открыли 1 съезд кинематографистов в Кремле. Разрешите по этому случаю поздравить Вас с этой высокой и заслуженной честью.
Мне хочется принести поздравления Вам и в Вашем лице всему съезду не только в качестве кинозрителя и болельщика киноискусства, но и потому, что в 1919 году мне пришлось быть свидетелем и до некоторой степени участником того, как наше советское кино начало производить свои первые шаги.
Эти шаги происходили в ответственный момент жизни Советской власти, когда удерживать ее было гораздо труднее, чем завоевывать.
Помню, как группа киноработников с Вашим участием с аппаратурой приехала в Лавру Сергиева-Посада (ныне г, Загорск) для съемок при вскрытии мощей Сергия Радонежского. В то время в зданиях Лавры располагались 1-е электротехнические курсы командного состава РККА; курсанты не могли быть равнодушными свидетелями суеверий и обманов, связанных с культом этих мощей. Они не
-59-
примирились с этим, и в их среде возникла инициатива к разоблачению обмана о нетленности мощей. Все активные участники вскрытия и курсанты были весьма удивлены смелой оперативностью и гибкими действиями съемщиков Вашей группы. Результаты вскрытия были зафиксированы в акте и протоколе, а также после вскрытия подробно были освещены в центральных газетах. А самое главное, было создано наглядное доказательство обмана, доступное массе народа.
Работа Вашей группы с киноаппаратурой в руках в борьбе против суеверий, обмана и клеветы внутри страны в то время равносильна была борьба с оружием в руках на фронтах гражданской войны.
Еще раз поздравляю Вас и желаю Вам и съезду плодотворной работы в деле создания шедевров киноискусства, достойных Великой Октябрьской революции.
Родин
Член организационной комиссии по вскрытию мощей Сергия Радонежского. 24.XI.65 Ленинград».
Сохранился протокол экстренного заседания Исполнительного Комитета Совета Рабочих и Солдатских Депутатов Сергиева-Посада от 12 апреля 1919 года о вскрытии мощей Сергия Радонежского. В протоколе было записано:
«Обсуждали: 3) О ходатайстве перед Центром об отпуске кинематографической ленты со снимками о вскрытий мощей Сергия в первую очередь Сергиево-Посадскому Культкому.
Постановили: Обратиться в Кино-комитет и Наркомат по просвещению с просьбой об отпуске ленты в 1-ю очередь Сергиеву Посаду на срок 1 неделю»[37].
Следующей большой съемкой Кулешова была съемка ревизии комиссией ВЦИК Тверской губернии, которая проводилась, как и предыдущая, по непосредственному указанию В. И. Ленина. По сообщениям местной газеты «Известия», издававшейся в Твери, комиссия ВЦИК прибыла в Тверь 9 мая 1919 года и работа ее продолжалась до 1 июля. За это время члены комиссии побывали в разных уездах.
-60-
Кулешов писал в воспоминаниях: «Мне и оператору А. Лембергу приходилось не только снимать, но и писать статьи информационного характера в местные газеты, помогать ревизорам в их работе. Работники кинохроники в те годы помимо прямых обязанностей кинооператоров всегда выполняли и специальные задания».
В частности, в газете «Тверская правда» от 28 июня 1919 года была заметка под названием «Организация художественных сил Тверской губернии», в которой было написано: «На днях с ревизией т. Сосновского прибыл в В. Волочек московский художник Кулешов, футурист, каким сам себя рекомендует». Как сообщалось в газете, Кулешов посетил тверскую художественную выставку с целью ознакомления с положением художников в Твери.
Но главным все-таки была хроника: «Во время поездки мы сняли сюжетную хронику — жизнь колонии малолетних преступников. (...) В этой поездке наше внимание привлек заводик, восстановленный силами самих рабочих. Продукция его была весьма скромна. Но где-то там, в глубине наших сердец и сознания, вероятно, уже теплилось предчувствие появления будущих гигантов социализма, почему мы и бросились снимать это миниатюрное, но свое, советское предприятие».
Летом 1919 года Московский Кинокомитет направил Л. Кулешова и оператора Э. Тиссэ на Восточный фронт. Практически никаких документов об этой поездке не сохранилось, кроме записной книжки Кулешова, по которой можно проследить маршрут и события этой поездки. В его записной книжке нет систематических подробных записей. Ее нельзя рассматривать как дневник. Начинаются записи с плана подготовки к отъезду из Москвы. Более подробно описаны первые впечатления от поездки на Урал. Дальше идут конкретные записи раскадровок съемок.
[Из записной книжки
Л. В, Кулешова 1919 года]
Июль
31/18[38] Чт. (четверг)
* 1. Удостоверения на поездку.
-61-
* 2. В коллегию относительно
* 3. агитационных картин.
* 4. Удост[оверение] для провоза.
* 5. Перегов[оры] с Гардиным
* 6. Сдача монтажной
7. Дос'емка
8. С'емка
9. Монтаж
* 10. 2 тысячи рублей за сцен[арий]
* П. Заявление Тыртову (зачеркнуто)
12. Собрание по студии
Август
1/19 Пт. (пятница)
10 час. утра. Сдача монтажной специальной комиссии.
Переговорить с Флаксом (Флаксерманом) относительно 2-х тысяч рублей и Тибера
Монтаж и дос'емка
Переговоры] относ[ительно] инороднического дивизиона с Гардиным.
Билеты
2/20 Сб. (суббота)
Окончательно покончить с удостоверениями.
Взять конфет
Краски для Литвинцева
Кобальт
Крап-лак розовый
Узнать адрес Доронина
1000 метров пленки
3/21 Вс. (воскресенье}
1. Перег[оверить] с Гардиным.
2. Купить камушков для зажигалки
3. бензин
4. Взять у Линка бумаги
5. аппарат сдать
6. Пленка Тиссэ — получить
7. Найти картину
8. Зайти в чрезвыч[айную] комиссию или узнать, стоит ли туда заходить.
Август.
3/21 Воскресенье в 3 ч. [дня] выехал на Урал.
5/23 Вт[орник] в 6 часов вечера приехали в Симбирск.
В 7 сели на пароход с эшелоном из Оренбурга. Доедем с ним до Самары.
-62-
6/24 Ср[еда] Съемка эшелона пехотного полка на пароходе.
В 3 часа дня показалась Самара.
В 3 1/2 — сошли с парохода. Гуляли по городу и мытарились по учреждениям. В 8 часов сели в «делегатский» вагон. Выехали в 1 ч/н[очи].
7/25 Чт. (четверг). Едем черепашьим шагом. Поражает бесконечное количество хлеба на полях. Начались прерии.
9/27 Сб. (суббота). Вечером приехали в Оренбург. Останов-[ились] в гостинице штаба 1-й армии (Националь).
11/29 Пн. (понедельник). В 11 час. (по н/в)[39] в Штаб Укрепленного района. Угол Троицкой и Неплюевской против Троиц[кой] и Неплюевской. Начал[ьник] штаба. В 7 часов в Дев. (так в тексте). Переговорить с нач[альником] броневого отряда.
13/31 Ср[еда]. Наступление. Съемка во время боевых действий.
14/1 Чт.(четверг). Команд[ир] просил (неразборчиво в тексте).
Деньги получены.
16/3 Сб. (суббота). В 20 час. выехали из Оренбурга в Уфу.
17/4 Вс. (воскресенье). В дороге.
18/5 Пн. (понедельник). В дороге. Приехали в Ки (неразборчиво в тексте). Снят закат.
19/6 Вт. (вторник). В дороге.
21/8 Чт. (четверг). Приехали в Уфу. Взорванный мост. На площадях (неразборчиво в тексте) 15 верст.
22/9 Пт. (пятница). Ели пирожные. Ходили по городу.
23/10 Сб. (суббота). Ели пирожки. Съемка моста.
24—25—26. В дороге по направл[ению] Уфа — Челябинск.
21/14 Ср. [еда]. Целый день стояли на станции. Утром и вечером показались Уральские горы.
28/15 Чт. (четверг). Приехали в Златоуст. Идет дождь. Увидели необычайную девушку в белых туфлях.
29/16 Пт. (пятница). Девушка в белых туфлях пишет дневник.
1/19 Пн. (понедельник). Охота не состоялась. Завтра выезжаем в Челябинск. Октябрь
1/18 Ср [еда]. Последний срок командировки на Урал.
-63-
План съемки эшелона пехотного полка, отправляющегося на пароходе на Южный фронт. Метр. [аж]
1. Лошади, вид сверху……………………………………………………………………........... 3
2. 3. Лошади к[рупно] вставка.......……………………………………………………………... 3
4. Лежит красноар[меец].........……………………………………………………………….... 2
5. Лежит группа кр[асноармейцев]....………………………………………………………... 3
6. Круп [но] вставка..........………………………………………………………………….. 1,5
7. 8, 9. Лица............…………………………………………………………………………...... 4
10, 11. Винтовки на борту [парохода]...………………………………………………… 4
12, 13, 14. Чистит винтовку......………………………………………………………….... 6
15. Часовой..............…………………………………………………………………………....... 1,5
16. В ниж[нем] этаже........……………………………………………………………………... 3
17. 18. Общий вид...........……………………………………………………………………... 3
19,20. Общ[ие] виды на Волгу с первыми планами на пароходе.............……………....... 3
21. Штурвал
22. Флаг. Контр-ажур
23. Крупно лицо •
24. Смотрят на воду
11/24. Пт. (пятница). Съемка в Оренбурге.
Ворота в городе
1. Общий вид. ………………………………………………………………………................ 3
2. 3, 4. Части...........……………………………………………………………………….. 2, 2, 2
Перовская ул. дом Рылеева. Авто-броневой отряд. Часов в 10. Тов. Балобин.
Съемки 12 августа. Авто-броневой отряд
1. Броневик крупно.
2. Машина внутри. ' 3. Шофер.
4. Группа у машины. Тянут в гараж.
5. Крупно, Заводит машину.
6. Машина из гаража в дыму.
7. Фонарь.
8. 9. Вид сверху.
10. Вид сбоку.
11. 2 вида сбоку.
12. Внутри.
Съемка 13 ав[густа]
1. Выезд машины.
2. Через мост?
3. Перегрузка.
4. 5. Машины едут к месту боя.
6. Мотоциклист.
-64-
7. Грузовик стреляет из пулемета.
8. Кучка автомобилей, броневик стреляет.
9. 10. Стрельба из [пулемета] Гочкиса.
11—15. Взрывы.
16, 17. Смотрят в бинокль.
18. В подзор[ную] трубу.
19. Завтракают.
20—22. Надвиг[ается] цепь.
23, 24. Телефон.
25. Закур. (так в тексте) с хлеб [ом] на штыках.
26—29. Пожар степи.
30. Занятая деревня.
31 Поят молоком красноармейцев.
32. Крупные лица (нрзбр).
33. Передают приказание.
34. Грузовик тянет броневик.
35 Группа на (нрзбр) степи.
36. Пулемет крупно.
37. В цепи. Солдаты отдыхают.
38. Команда связи на посту.
Надо снимать:
1. Смены 4 (так в тексте).
Крупно стрельба из орудий.
2. Снять с машины броневики.
3. Атаку броневика.
4. Сюжет о (нрзбр) бинокль.
5. Сюжет с кругом.
6. Перевязочный пункт.
18 авг[уста]. 19 г. вечером контр-ажур на железной дороге.
19 авг[уста] 19. В вагоне.
1. Общий вид вагона.
2. Группа.
3. У двери.
Съемка Уфимского моста.
Сожжен белыми с 7—8 июня под Троицу.
1. Вид сгоревшего пролета сбоку (панорама вверх).
2. Постройка моста, вид внутр[ь]. (Панорама.)
3. Оскалившиеся фермы в облаках.
4. Вид сверху вниз на работу в упавшей ферме.
5. 6. Работа, клепают. Берут из горла заклепку.
7. Крупно руки.
8. С упавшей фермы панорама вверх на деревянный [мост].
-65-
9. Охрана моста.
10. Вид на город Уфу.
11. Паром от (нрзбр).
12. Шаланды с вагонами.
13. Вагон в воде.
14. Механик в лодке крупно.
15. Панорама на город Уфу и мост.
16. Мост с лодки крупней.
17. Публика выходит с баркаса.
31 авг[уста]. Златоуст.
1. Вид с улицы на гору Таганай.
2. Вид на город (улица) и гор. вдали.
3. Общий вид доменных печей снизу вверх.
4. Крупно. Усталь (так в тексте).
5. Деталь.
7. Снимок с доменной печи вниз.
8. То же с панорамой.
9. Пустой зал мартеновских сталеплавильных печей.
10. Крупно печи.
И. Печи совсем крупно.
12. Генератор.
32[40] авг[уста]. Глав[ный] завод в Златоусте.
1. Трубы. Панорама. Сосновск.
Вопрос о Челяб[инской] губ[ернии] (уезды: Челяб-[инский], Троицкий, Курганск[ий], Кустанайский).
Деньги получены из Москвы.
Как видно по записям Кулешова, ему и Тиссэ пришлось участвовать в боевых действиях. «После съемок боевых эпизодов под Оренбургом мы с Тиссэ довольно подробно отсняли уральский тыл — показали следы боев, заводы Златоуста, Екатеринбург, природу Урала, транспорт, становление новой жизни после ухода Колчака».
Из этих съемок была смонтирована картина «Урал», которая была продана в Америку — в обмен на пленку, в то время дефицитную.
В Свердловске (тогда Екатеринбурге) Кулешов познакомился с молодым красноармейцем Леонидом Оболен-
-66-
ским. В письме ко мне Оболенский позже вспоминал об этой встрече:
«В Екатеринбурге наш политотдел помещался в гостинице «Пале Ройяль». Жили мы комфортабельно, но голодновато. И поэтому в открытых еще частных столовых и кафе «лакомились» дополнительно. Излюбленным местом труппы политотдельского театра была столовая на нынешней улице Либкнехта. В театре я выполнял всевозможные работы: и декоратора, и администратора, и билетера. Одним словом — делал все, что потребуется.
Вот в столовой я и встретил двух приезжих москвичей, один из которых, юноша в кубанке, отрекомендовался Кулешовым, а другой, в «стетсоне» и кожаном пальто,— Эдуардом Тиссэ. Они были с дороги и голодны. Мы пригласили их к нашему столу.
Кулешов сказал, что он с Тиссэ приехал снимать фильм об Урале, освобожденном от Колчака. И что ему надо побывать в Политотделе с целью получения информации, а также мандата, без которого нельзя было свободно передвигаться в прифронтовой полосе.
На следующий день Кулешов предложил мне посмотреть вместе с ним фильм «Дориан Грей»[41]. Он прекрасно знал фильм и как бы «показывал» мне его, объясняя многое и помогая обнаружить то, что для рядового зрителя прошло бы незамеченным. Это был фильм с участием Мейерхольда. Кулешов обратил внимание на сдержанность его поведения на экране. Он все время обращал внимание на компоновку кадра и говорил, что это не декорации, как в театре. Здесь выстроен кадр.
Во время моей последней встречи он еще раз говорил о кино, о хронике. Кончилась наша беседа тем, что Кулешов сказал: «Если тебе доведется быть в Москве, обязательно зайди в киношколу, к Гардину...» И написал мне записку, которую я помню по сей день:
«Владимир Ростиславович! Направляю Вам Оболенского. Из него может выработаться неплохой натурщик. Л. Кулешов». И приписка: «Еще раз убеждаюсь, что монтажом можно делать все!»
Осенью я уехал в Москву. И вспомнил о записке. Так решился выбор профессии на всю жизнь».
-67-
В октябре 1919 года Кулешов вернулся в Москву с фронта и продолжил работу в отделе хроники Кинокомитета. Одной из его съемок была съемка VII съезда Советов 5 декабря. Одновременно он, как и прежде, занимался перемонтажом старых картин.
В качестве гостя Кулешов начал посещать Государственную школу кинематографии (ныне ВГИК), где я тогда уже училась. Ему было интересно смотреть на занятия танцами, ритмикой и на репетиции этюдов. Однажды весной 1920 года Кулешов увидел группу расстроенных студентов и, узнав, что они провалились на очередном экзамене, предложил подготовить их к переэкзаменовке.
Кулешов постарался поставить их этюды по-новому: без принятых тогда в кино так называемых «переживаний», «выпученных глаз», вздохов и томлений, без полного набора приемов «королей экрана» — на движении, борьбе, а внутреннее состояние связывал с правдой физических действий.
Переэкзаменовка прошла удачно. Этюды произвели такое впечатление на комиссию, что студенты получили отличные отметки, а сам Кулешов был приглашен в киношколу штатным преподавателем.
К этому времени относится мое знакомство с Кулешовым.
Съемками Всероссийского субботника 1 мая 1920 года в Москве было поручено руководить Кулешову. С 9 часов утра он с оператором А. Левицким снимает ремонт паровозов в железнодорожных депо, в 11 — закладку памятника Карлу Марксу на Театральной площади и выступление В. И. Ленина, затем закладку памятника «Освобожденный труд» около храма Христа Спасителя, концерты и выступления на площадях театральных артистов.
На съемки Кулешов взял несколько своих учеников: Л. Оболенского, М. Куделько и меня. Для всех нас этот день стал незабываемым на всю жизнь.
В архиве Кулешова сохранился план съемок фильма о Всероссийском субботнике. На листе сценарного плана тогдашний заведующий Всероссийским фотокиноотделом Д. Лещенко сделал ряд замечаний по досъемкам некоторых планов для фильма. Интересны и более поздние примечания самого Кулешова.
-68-
[СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН ФИЛЬМА
«ПЕРВОЕ МАЯ 1920 ГОДА В МОСКВЕ»]
Хроника
1. Первое Мая 1920 года в Москве.
2. Труд свободных людей есть праздник.
3. В дни социалистического строительства, в дни трудового фронта 1-е мая 1920 года было Всероссийским субботником.
4. Субботник начался в 9 часов утра.
5. И прогремевшему залпу в ответ застучали молоты в железнодорожных мастерских.
6. Бодрые, с музыкой пошли работать на вокзалы стройные ряды организаций и советских работников всей Москвы.
7. В день 1 мая не переставали работать газеты. Субботник редакции «Известий».
8. У больных паровозов работали слесаря.
9. Лопата и метла делали свое дело, кучи мусора быстро исчезали с путей.
10. «Тоже пришлось выйти на работу и забыть о старых днях безделья».
11. В тот день переводили стрелку на новые пути, пути творческой и созидательной работы.
12. На улицах не было праздношатающихся.
13. В Кремле кипела работа.
14. Дети из колоний и школ дружно и весело работали на древонасаждениях,
15. а потом чинно шли в театры
16. и резвились на площадях.
17. Артисты театра и цирка работали на улицах.
18. На Театральной площади шла закладка памятника Карлу Марксу.
19. После работы председатель Совета Народных Комиссаров товарищ Ленин присутствовал на закладке.
20. Народный комиссар просвещения товарищ Луначарский.
21. Под первый камень памятника положена золотая пластинка.
22. А на месте свергнутого идола Александра III в день трудового праздника трудящиеся положили первый камень памятника «Освобожденному труду».
-69-
23. Настало 3 часа дня и
24. субботник окончен.
[Пометы Дм. Лещенко]
Надо доснять несколько общих видов Москвы небольшими кусками:
общий вид города (напр[имер], с Воробьевых гор);
вид Кремля; вид от Большого театра на камень памятника и вид на Б[ольшой] театр;
вид из Замоскворечья на будущий памятник у храма Христа Спасителя, Москву-реку, Кремль (панорамой).
Общие виды вокзалов и мастерских, где снят был первомайский субботник.
[Примечания Л. В. Кулешова]
Этот документ (план съемок и надписей к фильму) держал в руках В. И. Ленин, который лично посылал Л. Кулешова на съемки и даже для этого предоставлял свою машину.
В съемках принимали участие А. Хохлова, Л. Оболенский и оператор А. Левицкий.
Замечания на документе стар [ого] большевика Дм. Лещенко, быв[шего] председателя фото-кино комитета Наркомпроса.
В мае 1920 года кинооператор П. В. Ермолов, работавший при поезде члена Реввоенсовета И. Смилги, предложил Л. В. Кулешову поехать вместе с ним на Западный фронт для съемки военной кинохроники.
Кулешов дал согласие и со своей стороны предложил наряду с хроникальными съемками сделать фильм с включением игровых кусков. Он считал, что картина будет смотреться зрителем лучше, станет доходчивее и интереснее, если сочетать драматургическую интригу и подлинную хронику военных действий. Насколько мне известно, это был первый фильм, в котором игровые и документальные эпизоды снимались одновременно. Теперь Кулешов мог использовать в съемках своих учеников, актерские возможности которых он уже знал по занятиям в киношколе. Для участия в игровых эпизодах Кулешов взял в поездку трех своих учеников по киношколе: Л. Оболенского, А. Рейха и меня.
-70-
Этим предложением заинтересовались в фотокиносекции художественного подотдела МОНО. Предложенное Кулешовым либретто фильма было утверждено, и секция при непосредственном участии помощника зав. секцией Т. Л. Левингтон взяла на себя организацию экспедиции. Впоследствии картина «На Красном фронте» вышла на экран под маркой фотокиносекции художественного подотдела МОНО.
Чем же нам помогла секция? Никто из нас — ни Кулешов, ни мы, актеры,— в то время еще не был зачислен в штат секции, и все мы работали бесплатно. Единственно, чем нам могли реально помочь в секции,— это обеспечить доставку и обработку пленки, которой в то время так не хватало в стране.
Вопрос о пленке был решающим производственным вопросом. Если оператор получал государственный заказ на съемку какого-либо сюжета, но не мог достать пленку, съемка откладывалась. Для нашей картины Т. Л. Левингтон удалось с большим трудом достать позитивную пленку, на которой мы и снимали[42].
Перед отъездом из Москвы командующий морскими силами республики Евгений Андреевич Беренс, близкий знакомый нашей семьи, написал тов. Смилге письмо с просьбой помочь нашей группе:
«8/VI—20 г.
Уважаемый тов. Смилга,
к Вам на фронт едет группа кинематографщиков для съемок на фронте, в числе которой моя хорошая знакомая и приятельница — Александра Сергеевна Хохлова. Не откажите ей и всей группе в возможном содействии, т. к. дело у них доброе.
Желаю удачи и успеха.
Искренне Ваш Евг. Беренс».
В моей записной книжке за 1920 год сохранилась запись о том, что 10 июня наша группа выехала на поезде из Москвы в Смоленск. 12 июня из Смоленска я писала своей матери: «...пишу тебе с места, уже слегка устроившись.
-71-
Выехали мы поздней ночью, а приехали сюда вчера в семь вечера. Это невероятно быстро, неслись как экспресс. Мы помещались в двух купе: трое нас и чужой солдат и другие двое в соседнем купе тоже с чужими. Здесь мы пока в бездействии. Большую часть проводим в вагоне и отсыпаемся. Питаемся тут же, в поезде, очень недурно».
В Смоленске мы были прикомандированы к поезду Смилги. В штабе реввоенсовета Западного фронта всем нам выдали такие удостоверения:
Через несколько дней вся наша киногруппа приказом штаба армии Западного фронта была зачислена на довольствие.
«Приказ Административному
управлению Штаба Армий Западного Фронта № 374
гор. Смоленск
21 июня 1920 года
по продуктовой части № 172
§2
Зачислить на постоянное пайковое довольствие при Хозяйственном Отделении Штаба сотрудников различных Отделов согласно следующей ведомости:
-72-
№№ по порядку | Какого отдела | Фамилия сотрудников | Платно или бесплатно | С какого числа и месяца | №№ документов |
Р. В. Совета | Хохлова | Платно | 13 июня | 18/3 | |
» | Кулешов | » | 13 » | » | |
» | Оболенский | » | 13 » | » | |
» | Рейх | » | 13 » | » |
Подлин. подписали: нач. Адмуправления Шишкин, Военком Будке-вич, нач. хоз-го отделения Никитин. С подлин. верно: Делопроизводитель Хозяй-го Отделения Кузьмин» (ЦГАСА, ф. 104, оп. 5, ед. хр. 834, л. 12.).
«Приказ
Административному
управлению
Штаба Армий
Западного фронта
№407
гор. Смоленск 1 июля 1920 г. По продовольственной части
№ 182
§32
Именной список лиц, довольствующихся при Продовольственной части Хозяйственного Отделения Штаба Армий Западного фронта:
№№ по порядку | Фамилия | Платно или бесплатно |
Поезд Смилги (всего 51 человек) | ||
Рейх Александр | Бесплатно | |
Оболенский Л. | » | |
Кулешов Л. | » | |
Хохлова А. | » |
Подлинность подписали: начальник Административного управления Шишкин» (ЦГАСА, ф. 104, оп. 5, ед. хр. 835, л. 18.).
-73-
Я привела здесь эти документы не случайно. Время было очень тяжелое — голодное. То, что в поезде Реввоенсовета нам предоставили кров и кормили, помогло снять картину.
Сначала, как это видно из первого документа, нас кормили за плату. Стоило это копейки, а еда, которую мы получали, была несравненно лучше и сытнее, чем дома в Москве. Позже мы были полностью приравнены к красноармейцам — нас стали кормить бесплатно и как бойцам выдавали табак и три рубля денег в месяц.
Сначала поезд тов. Смилги базировался в Смоленске, где был доработан и утвержден сценарий и начаты съемки. 27 июня поезд прибыл в Полоцк, откуда Кулешов и Ермолов выезжали на передовые позиции для съемок боевых действий. Там же были сняты кадры атаки конницы Гая, которые впоследствии часто использовались в документальных фильмах о гражданской войне.
Игровые эпизоды обычно снимались в непосредственной близости от стоянки поезда. Для них нам давали машины и лошадей, а также военную форму для актеров.
По окончании съемок 10 июля группа вернулась в Москву.
Проявили материал, надо было его печатать, а пленки не было. Тогда к Левингтон обратился инженер Минервин и предложил напечатать экземпляр на пленке его изобретения. Со старой использованной пленки Минервин смывал эмульсию и покрывал ее новой эмульсией своего изобретения.
Минервин работал в двух маленьких комнатах, одна была его «кабинетом», в котором стояло красное бархатное кресло и письменный стол. На столе среди бумаг стояла рюмка с чернилами. В стороне на рояле в жестяной коробке из-под пленки лежали соленые огурцы.
В другой комнате была лаборатория. Напечатанная и промытая пленка вешалась сушиться на кустики во дворе дома около Тверской (ныне ул. Горького). Когда я приходила за пленкой, Минервин снимал пленку с кустов и передавал мне.
Получив отпечатанный материал, Кулешов приступил к монтажу, при котором я присутствовала. Впервые я держала в руках пленку и училась клеить. Это настолько меня поразило, что от старательности я сделала покадровую запись всего фильма.
-74-
В газете «Кино» от 22 января 1927 года была заметка о том, какие фильмы смотрел В. И. Ленин в Горках. С особым интересом он смотрел кинохронику. Среди просмотренных им фильмов был и фильм «На Красном фронте».
Картина «На Красном фронте» была напечатана всего в двух экземплярах, ни один из которых, к сожалению, полностью не сохранился.
Ниже мы публикуем покадровую запись фильма с примечаниями Л. В. Кулешова.