Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников
По обществознанию
Учебный год
Класс
Ответы - Максимальный балл – 57
1. Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу. Всего 8 баллов
1.1 | 1.2. | 1.3. | 1.4. | 1.5. |
В, Г, Д | Б | А, Б | А, В | Г |
2 балла, 1 балл при 1 ошибке, или правильном, но неполном ответе; 0 баллов – 2 ошибки | 1 балл | 2 балла, 1 балл при 1 ошибке, или правильном, но неполном ответе; 0 баллов – 2 ошибки | 2 балла, 1 балл при 1 ошибке, или правильном, но неполном ответе; 0 баллов – 2 ошибки | 1 балл |
Социологическая задача – всего 5 баллов
Семья В. состоит из 7 человек: родителей, троих детей, дедушки и бабушки. Они проживают вместе в собственном доме. Родители работают и отводят детей в школу, дедушка забирает детей из школы и помогает им делать уроки, бабушка ведет домашнее хозяйство.
Какие указанные в тексте признаки малой группы проявляются в данном примере?
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
Правильный ответ должен содержать следующие признаки: 1) прямой контакт между индивидами; 2) межличностное взаимовлияние; 3) внутригрупповое распределение функций и социальных ролей; 4) определенная локализация в пространстве и устойчивость во времени. |
Указаны 3-4 признака – 5 баллов |
Указаны любые два признака - 2 балла |
Указан один признак – 1 балл |
Ответ неверный – 0 баллов |
Правовая задача – всего 5 баллов.
Мама разрешила14-летней Елене работать в свободное от учебы время, а отец своего согласия не давал, так как в это время уехал на стажировку на несколько месяцев. Елена нашла вакансию курьера издательства.
Может ли Елена устроиться на работу? Ответ обоснуйте.
|
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
1. Да, может. 2. В соответствии со ст. 63 ТК РФ, с согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения, поэтому согласия отца девочки не требуется, если мама дает свое согласие. |
Дан верный ответ, обоснование с ссылкой на закон – 5 баллов |
Дан верный ответ, обоснование без ссылки на закон - 4 балла |
Дан верный ответ, неполное обоснование – 2 балла |
Ответ неверный – 0 баллов |
Логическая задача, всего 2 балла
Директор лицея Иван Ильич решил устроить проверку знаний учащихся. На каждый его вопрос поднимали руки абсолютно все дети в классе. Учительница Валентина Сергеевна всегда спрашивала разных учеников, а те всегда верно отвечали на поставленные вопросы. Как учителю Валентине Сергеевне удалось создать иллюзию 100-процентных знаний.
Содержание верного ответа |
Преподаватель просил детей поднимать руку в любом случае: если ученик знает ответ – правую, если не знает – левую. Учитель спрашивал разных учащихся только с правой поднятой рукой. |
Дан верный ответ – 2 балла |
Ответ неверный – 0 баллов |
Всего 5 баллов, за каждый правильный ответ 0,5 балла.
Нет | Да | Нет | Да | Нет | Нет | Да | Да | Да | Нет |
|
Всего 16 баллов, за каждое верное заполнение ячейки – 1 балл
Линии сравнения | Традиционное | Индустриальное | Постиндустриальное |
Основной фактор производства | Земля | Капитал | Знания |
Характер экономики | Присваивающая (на раннем этапе) Производящая | Товаропроизводящая | Обслуживающая |
Определяющий фактор развития общества | Крупные феодальные хозяйства | Промышленность (корпорация и фирма) | Теоретические знания (университеты) |
Характерные черты производства | Ручной труд | Широкое применение механизмов, технологий | Автоматизация производства, компьютеризация общества |
Занятость населения | Сельское хозяйство — около 75% | Сельское хозяйство — около 10%, промышленность — 85% | Сельское хозяйство — до 3%, промышленность — около 33%, услуги — около 66% |
Социальная структура | Сословия, классы, включенность всех в коллектив; замкнутость социальных структур; низкая социальная мобильность | Классовое деление; упрощение социальной структуры; подвижность и открытость социальных структур | Сохранение социальной дифференциации; рост численности среднего класса; профессиональнаядифференциация в зависимости от уровня знаний, квалификации |
Критерий социального неравенства | Комплекс привилегий и обязанностей | Собственность | Уровень образования и знания |
Политическая жизнь | Преобладание монархических форм правления; политические свободы отсутствуют; власть выше закона, для нее не нужны обоснования; сочетание самоуправляющихся общин и традиционных империй | Провозглашение политических свобод, равенства перед законом, демократические преобразования; власть не воспринимается как данность, от нее требуется обоснование права на лидерство | Политический плюрализм, сильное гражданское общество; возникновение новой формы демократии — «демократии консенсуса» |
|