Основные религиозные практики и институты исторических религий




 

Архитектоника религиозного феномена характеризуется не только сакральным статусом верующих и их объединений, но в еще большей степени наличием или отсутствием религиозных институтов разного уровня и функционального назначения. В рамках морфологической теории религиозный институт можно определить, как деятельный элемент религиозного отношения, обладающий определенным сакральным статусом и выполняющий реальные функции в сообществе верующих.

Под воздействием внешних и внутренних обстоятельств религиозные объединения способны радикально видоизменяться по своему строению и функциям, что вызывает превращение одних разновидностей религиозных институтов в другие. Этот эволюционный процесс представляет собой морфогенез религиозных институтов, и он может иметь противоположную направленность: магистральным путем исторического развития является усложнение религиозных институтов (по схеме от секты к церкви), но для новых религиозных движений специфичен обратный морфогенез, упрощение строения и функций институтов (по схеме от церкви к секте) вплоть до полного отказа от институциональных форм религиозной активности.

Американские социологи Р. Нибур, а затем и Г. Беккер установили, что религиозные движения первоначально появляются на исторической арене в форме «еретических» культов, затем превращаются в конфронтирующие со своим окружением секты, далее консолидируются в деноминацию и в конце концов обретают умиротворенный церковный статус, обратившись лицом к обществу. Социологи описали этот процесс последовательной смены институциональных форм религиозных объединений как своего рода шкалу приспособления религиозных феноменов к социальному окружению и как последовательную смену фаз в их «жизненных циклах».

Нибур и Беккер описали морфогенез религиозных институтов на материале истории США, однако этот процесс имеет более широкие, всемирно-исторические рамки. Современные церковные институты являются конечным пунктом эволюционного развития и усложнения религиозных объединений, начавшегося в доисторические времена в обществах с совершенно иным социально-экономическим строем, типом культуры и формами религиозного сознания.

В древности роль религиозных протоинститутов выполняли отдельные лица – маги и колдуны, шаманы и жрецы. Современными религиозными институтами являются различные объединения верующих, выполняющие определенный круг твердо установленных задач: богослужебных, вероучительских, миссионерских, пастырских – в церквах, а в сектах и культах к ним добавляются (и нередко выходят на передний план) еще и другие задачи: магические, врачевательные и т. д. Если в древних языческих культах главная цель состояла в том, чтобы дать возможность человеку заручиться в период своего земного существования поддержкой и покровительством представителей обширного политеистического пантеона, умилостивить духов и обезопаситься от демонов или же самому обрести с помощью магии сверхъестественное могущество, то в современных церквах и сектах, устремленных в потусторонний мир, главной целью является спасение. Религиозный институт – это ячейка духовно-практической деятельности, особая ниша социокультурной жизни, обеспечивающая верующему определенную гармонизацию существования в противоречивой социально-природной среде. Адепты религиозных институтов приписывают им чрезвычайно важный сакральный смысл и значение, видят в них божественное установление и предназначение. Для них церковь – это единственно правильный путь религиозного спасения, лестница, ведущая на небеса. Церковь – «тело христово», «невеста Христа», поэтому «нет спасения кроме как с помощью церкви!». Иначе выглядит смысл и значение секты в глазах ее приверженцев: это – островок царства божьего в океане греховной земной жизни.

Все это, впрочем, решительно отрицают богоискатели, сторонники аморфных религиозных объединений и индивидуальной созерцательности, утверждающие, что церковь, хотя и претендует на роль посредника, фактически загораживает доступ к Богу, препятствует и даже запрещает прямой, непосредственный контакт с ним, а секты неприемлемы для них из-за своей жесткой дисциплины и стремления нивелировать человеческую индивидуальность.

Религиозная жизнь во всех ее проявлениях, как правило, строго формализована, или институализирована, т. е. подчиняется каноническим правилам и догматическим предписаниям (исключения составляют аморфные неинституализированные проявления религиозности – так называемая культовая среда и зарождающиеся новые религиозные движения). Религиозная жизнедеятельность институализирована на трех уровнях. В первом случае – на уровне традиционных норм практической деятельности (это прежде всего обрядность), повседневного поведения и общения. Соответственно типу религиозности эта институализация религиозной деятельности носит характер магизма, жречества, шаманизма, гуризма.

Во втором случае религиозная деятельность институализируется на уровне профессиональных исполнителей («функционеров») – магов, жрецов, шаманов, гуру. Профессионалы религиозного культа возникли не сразу, первоначально при отправлении обрядов не проводилось различий между членами родового коллектива, все были между собой равны в культовой практике. Эта традиция сохранилась до сегодняшнего дня при исполнении малозначительных обрядов повседневной жизни. На это указывает выражение «шаманить» применительно к культовым действиям рядовых верующих, традиция оставлять знаки почитания духов на горных перевалах, при поминании усопших и т. д. Однако магистральная линия институализации обрядности исторически вела от равенства в культовой практике к выделению ее лидеров и организаторов. Вначале это были старейшины – главы родов и семей, которые в силу одного своего верховенства в первобытнообщинном коллективе взяли на себя ведущие религиозные функции. И эта традиция дожила до сегодняшнего дня: у индуистов, буддистов, синтоистов, в традиционном иудаизме обряды домашнего быта совершаются под руководством глав семей. Но магистральная линия развития религиозного культа привела в конце концов к появлению профессионалов, отличительным признаком которых является инициация, обрядовое посвящение (иногда очень долгое и сложное, как у шаманов, длящееся порой несколько лет), а вовсе не отстранение от хозяйственных забот своих соплеменников. У алтайцев и бурят, например, шаманы помимо эпизодического камлания занимались обычной трудовой деятельностью, служившей им основным источником существования.

В третьем случае религиозная деятельность институализируется на уровне особых объединений и учреждений – церквей и сект (если ограничиться перечнем наиболее известных). Это религиозные институты в собственном смысле слова, являющиеся носителями важнейших сакральных функций (предписанного совершенствования адепта, по – мощи ему в земной жизни, спасения). При этом профессионалы культовой практики становятся ведущими элементами религиозных систем, их роль сохраняется и даже возрастает в религиозных институтах: гуру в ашраме, мистагога в мистерии, священника в церкви, пророка в секте.

Религиозные институты в собственном смысле слова выполняют основные, самостоятельные и самодостаточные функции (сакрального совершенствования и религиозного спасения). Эти институты часто многосложны по строению и представляют собой по существу целую систему институтов (богослужебных, монашеских, образовательных и др.).

Все религиозные институты первобытнообщинного и отчасти рабовладельческого строя представляют собой функциональные органы религиозной деятельности в лице таких профессионалов религиозного культа, как маги, жрецы и шаманы. Они обслуживают религиозные интересы обратившихся к ним соотечественников, которые еще не составляют вместе с ними единой организации. Такие достаточно строго формализованные объединения верующих во главе с руководителями и главными исполнителями обрядов и ритуальных действий возникают позднее и функционируют как целостные религиозные институты сначала в архаической форме мистерий и ашрамов, а позднее – сект и церквей.

Вкратце остановимся на архаических религиозных институтах, существование которых прослеживается в первобытной культуре всех народов мира и связано с представлениями и обрядами анимистической религиозности. Они могут быть названы протоинститутами, поскольку не являются системно организованной деятельностью специфической группы лиц. Здесь функционируют лишь единичные «виртуозы религиозности», по выражению Макса Вебера, – профессиональные исполнители сакраментального культа. Наиболее известными и подробно описанными типами религиозного протоинститута являются жречество и шаманизм, хотя об их специфике и различиях специалисты до сих пор ведут дискуссии. Их существование прослеживается в первобытной культуре всех народов мира и связано с представлениями и обрядами анимистической религиозности. Ныне магия, жречество и шаманизм возродились либо как самостоятельные культы, либо в рамках новых религиозных движений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: