Цвет, свет и объем в иконе и фреске.




Свет - одно из ключевых понятий христианского благовестия и образ, данный в Евангелии для постижения Бога. "Я - свет миру" (Ин. 8.12) - говорит о себе Христос. Поэтому Символ веры исповедует Христа как "Света от Света, Бога истинного от Бога истинного". Бог приходит в мир как свет: "Свет во тьме светит и тьма не объяла его" (Ин. 1.5). Православное богословие строит свое учение о Боге как о свете, действующем в этом мире, через который мир спасется, просвещается и преображается. "Вы - свет мира" (Мф. 5.14) - говорит Христос своим ученикам и на этом строится православная аскетика. Через этот свет, нетварный по своей сущности, как учили святые отцы, подвижник входит в общение с Непостижимым Богом. Исполняясь этим светом, он приобщается божественной жизни, преображается в новую тварь. "Человек не может стать богом по природе, но может стать богом по благодати" - утверждали они. Обожение (по-гречески "θεοσιζινχλυδεπιχτυρε") и есть конечная цель всякого духовного делания.

Икона не знает светотени, так как изображает мир абсолютного света (1 Ин. 1.5). Источник света находится не вовне, а внутри, ибо "Царство Божье внутри вас есть" (Лк. 17.21). Мир иконы - это мир Горнего Иерусалима, который не нуждается "ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает" его (Откр. 22.5

Свет - основа иконы. Он изображается на иконе, как бы тремя способами. Во-первых - это сам "фон" иконы. Заполняется он золотом, или же символическим цветом: золотистой охрой; красным - цветом пламени; зеленым - цвет жизни, как символ Святого Духа.

Во-вторых - это свет исходящий от изображенного, который передается в виде нимба. Это не символ, а реальность. Этот свет одухотворенной, безгрешной плоти нужно понимать, конечно, не только как явление духовное или только явление физическое, а как совершенное соединение того и другого, как откровение будущей духовной телесности.

"(Свет) озаряющий ярким блеском своим снежную пелену и снежную крупу, осыпающую сверху меня и Великого старца". Это озарение - третье изображение света. В иконе оно передается в виде белых штрихов - пробелов, которые присутствуют везде, и на лике, и на одеждах, и на зданиях, и на горках и т.п. Белый цвет - это цвет настоящего присутствия Святого Духа, явления Божественной Силы.

Вкруг Христа на иконах, где он является в своей Славе, окружается овальной (с заостренными концами) или круглой Славой - мандорлой. Очень редко мандорла пишется черным цветом. Здесь черный цвет служит выражением интенсивного света, который кажется человеку мраком - тайна, в которую бессилен проникнуть человеческий ум. В святоотеческой литературе для него имеется особое понятие "сверхсветлый мрак". Дионисий Ареопагит говорил, что ""неприступный свет" Божества есть мрак, неудобозримый от чрезмерности источаемого освещения..." [7]. Часто край мандорлы "охраняют" херувимы, тогда она (мандорла) символизирует небесные врата. Сияние Божественных энергий на Одеждах Христа изображается золотым ассистом. Либо одеяние пишется полностью белое.

Средоточением света является лик, а на лике - глаза ("светильник для тела ест око...", Мф. 6.22). Свет может струиться из глаз, заливая светом весь лик святого, как это было принято в византийских и русских иконах XIV века, или скользить острыми молниями вспыхивающими из глаз, как это любили изображать новгородские и псковские мастера, а может лавинообразно выливаться на лик, руки, одежды, любую поверхность, в образах Феофана Грека или Кир Эммануила Евгеника. Как бы то ни было - свет и есть "главный герой" иконы, свет составляет жизнь иконы. Икона "умирает" тогда, когда исчезает понятие о внутреннем свете, и он заменяется обычной живописной светотенью.

Цвет в иконе неразрывно связан со светом, цвет как таковой является результатом действия света. Икона пишется светом. Технология иконы предполагает определенные стадии работы, которые соответствуют наложению цветов от темного - к светлому: Например: постепенное высветление лика показывает действие божественного света, преображающего личность человека, выявляющего в нем свет. Обожение и есть уподобление свету, ибо о Себе Христос сказал: "Я свет миру", и ученикам Он говорил то же: "вы - свет мира" [8].

Цвет в иконе условен. Он не принадлежит предмету - его поверхности и форме (не привязан к ним). Цвета, как и все в иконе, подчинены единой задаче - открыть мир духовных сущностей в физическом пространстве; выразить саму идею человека, начало преображения, надмирность, озарение Божественным светом. Взаимодействие цветов, как и сам рисунок, воспринимается в иконе синтетично как единый сплав, воспринимается в одном мистическом переживании. В иконе мы имеем дело не с локальным цветом, а с гаммами и с комбинацией цветов. Цвет в иконе нельзя рассматривать локально, вне контекста образа. Но можно говорить о характере цвета. Выявить общие тенденции.

Белый - святыня, Божественные энергии;

золотой - вечность, Свет;

зеленый - жизнь;

синий - тайну;

красный - кровь, жертвенность, пламя;

голубой - чистоту, божественный ум;

желтый - тепло, любовь, символика золотого;

багряный - царственный; бирюзовый - молодость;

розовый - детство;

черный - пустота, глубина;

иссини черный - глубокую тайну, Свет;

черный с зеленым - старость;

серый - мертвенность (демоны пишутся черным и серым);

оранжевый - благодать Божия;

фиолетовый - завершенность.

Это не таблица символических знаков, это тенденция их использования. Цвет, тем более локальный, в ясно очерченных границах плоскости - сам по себе статичен, неподвижен. Но в отношении одного цвета к другому возникает образ движения. Этот образ определяется зрительным восприятием человека, причем разные цвета обладают особыми конструктивными свойствами и двигаются по-разному. При помощи цвета можно что-то выдвинуть вперед или отодвинуть помимо перспективы.

Любой некристаллический пигмент, имеющий матовое зерно, и положенный рядом с золотом фона "проваливается" т.е. смотрится аппликативным пятном, не связанным с остальными элементами живописи. Иконописцы специально подбирали минералы, частицы которых наполняли живописную поверхность постоянным свечением. Через это пытались наглядно раскрыть идею Божественного света.

Свет и цвет определяют настроение иконы. Икона всегда радостна. Икона - это праздник, торжество, свидетельство победы. Печальные лики поздних икон свидетельствуют об утрате Церковью пасхальной радости. Само слово "Евангелие" переводится с греческого, как Благая, то есть радостная, весть. Основное содержание иконы - свет и любовь: свет, который приходит в мир, и любовь - Сам Господь.

Увлечение темноликими поздними иконами, интерес к мрачной эстетике потемневших образов, проскальзывающие иногда в нашей литературе, есть не что иное, как декаданс, свидетельство упадка современного православия, забвение евангельской и святоотеческой традиций, не церковный романтизм.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!