II этап - решение лингвокультурологических задач (языковых и речевых).




Интегрированный урок речевого развития в 10 классе

(русский язык, литература).

«Человек: патриот и/или гражданин мира

 

I этап – создание творческой мотивации урока речевого развития.

Слово учителя. Тема сегодняшнего урока – это только начало важного диалога, который вы продолжите на уроках литературы, обществознания, иностранного языка. Представления о мире и своей стране в этом мире отражаются в словоупотреблении: ведь словом всё начинается и в слове же завершается.

Задача нашего урока – обратиться к данным понятиям только с точки зрения, которую нам предлагает (или «навязывает») родной язык. Ведь слова тоже спорят, даже одни и те же, старые и новые, сталкиваются отжившие, уходящие понятия с понятиями современными, происходит переосмысление некоторых важнейших социально-духовных и этических концептов русской культуры. Так, например, слово «патриотизм» в современной России вызывает разные эмоции, так как оно превратилось в слово – источник конфликтности: в телевизионном эфире можно услышать, что «от патриотизма до фашизма один шаг», что «патриотизм – прибежище негодяев». Но вспомним завет, данный Н.В. Гоголем: «Со словом надо обращаться честно», и не будем спекулировать на этих важных понятиях, а попытаемся в начале нашего продолжительного диалога на эту тему восстановить языковую картину мира и посмотреть на ситуацию из «разных горизонтов». В конечном итоге мы должны принять решение: какой союз: «и» - «или» - мы оставляем в данной теме?

 

Задание: напишите свои ассоциации на следующие слова-стимулы (возможны в этом ряду и собственные имена).

Патриот-------------------------------------------------------------

Гражданин мира----------------------------------------

(проверяем сначала только первый ряд).

II этап - решение лингвокультурологических задач (языковых и речевых).

ЛКЗ № 1 включает четыре задания:

1. Прочитайте словосочетания на листке и подчеркните карандашом только те, которые, по вашему мнению, имеют положительное значение:

 

Патриот России, патриоты всех мастей, ложный патриотизм, патриотические песни, животный патриотизм, патриотическое чувство, квазипатриотизм, национал-патриот, псевдопатриотизм, торговля патриотизмом, здоровые патриотические силы, казённый патриотизм, рядиться в патриотические одежды, квасной патриотизм, просвещённый патриотизм.

 

Справка: квазипатриотизм и псевдопатриотизм («квази » с лат. «будто бы»; «псевдо» с греч. «ложь»), т. е. ложный, мнимый, кажущийся.

 

2. Определите лексическое значение словосочетания «квасной патриотизм», найдите к нему в тексте, который услышите, контекстуальный синоним (лакейский патриотизм).

 

Выражение квасной патриотизм употребляется иронически и означает тупую приверженность к мелочам русского национального быта (к русской одежде, русскому квасу, русским щам и т. п.). Подменяя подлинную любовь к родине этими мелочами, «квасные патриоты» неизменно восхваляют устаревшие нормы жизни. Для них не существует настоящей национальной гордости, связанной с искренней любовью к родине, к своему народу. Выражение «квасные патриоты» употребил поэт П. А. Вяземский в «Письмах из Парижа» (1827) в качестве синонимичного выражения к французскому выражению «лакейский патриотизм». (Е. Язовицкий. Говорите правильно).

Комментарий учителя: как ни вспомнить в связи с этим слова В.А.Сухомлинского: «Патриотизм – «чувство самое стыдливое и деликатное», о котором «не кричат на всех перекрёстках».

 

3. Выпишите только одно словосочетание из подчёркнутых вами, идея которого, на ваш взгляд, начинает прорастать в современном российском обществе в связи с потребностью в духовных лидерах нации (просвещённый патриотизм).

 

4. Раскройте понятие просвещённый патриотизм (воспользуйтесь справкой из словаря В.Даля о просвещённом человеке).

 

Справка: просвещённый человек – «современный образованием, книжный, читающий, с понятиями об истине, доблести и долге». Просвещать, просветить – «даровать свет умственный, научный и нравственный, поучать истинам и добру, образовывать ум и сердце».

 

ЛКЗ № 2. Познакомимся с высказыванием А.П. Чехова, отражающим его настроение после возвращения с Сахалина в 1890 году. Близки ли вам рассуждения писателя? Для вас любовь к родине – это слепая страсть (инстинктивное начало) и |или «действие ясного рассудка» (Н. М. Карамзин)? В чем, по-вашему, выражается любовь к родине?

 

Хорош Божий свет. Одно только не хорошо: мы. Как мало в нас справедливости и смирения, как дурно понимаем мы патриотизм! Пьяный, истасканный забулдыга-муж любит свою жену и детей, но что толку от этой любви? Мы, говорят в газетах, любим нашу великую родину, но в чем выражается эта любовь? Вместо знаний – нахальство и самомнение паче меры, вместо труда – лень и свинство, справедливости нет, понятие о чести не идет дальше «чести мундира»… Работать надо, а все остальное к черту. (А. П. Чехов).

ЛКЗ № 3. Послушаем афоризмы известных писателей о патриотизме, которые вы подобрали к сегодняшнему уроку. Разделяете ли вы мысли П.Я.Чаадаева и А.С.Пушкина, двух умнейших сынов России? Возможно ли для них употребление словосочетания эта страна по отношению к родине? Как вы считаете, патриотично ли критиковать свою нацию, если - да, то какая критика для вас приемлема?

1. Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами (П. Я. Чаадаев). 2. Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать ее, предпочитаю унижать ее, только бы ее не обманывать (П. Я. Чаадаев). 3. Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал (А. С. Пушкин). 4. Мы в отношениях с иностранцами не имеем ни гордости, ни стыда… Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног, но мне досадно, если иностранец разделяет со мной это чувство.

(А. С.Пушкин).

Вопрос: какие понятия вы противопоставите патриотизму? Продолжите антонимический ряд.

Национализм, экстремизм, шовинизм, ксенофобия, геноцид.

 

Комментарий учителя: как ни вспомнить слова Юрия Бондарева: «Мир разноязычен, но все люди одинаково плачут и одинаково смеются». Медики же говорят, что для них есть всего четыре национальности – это первая, вторая, третья и четвертая группы крови, и желательно их не путать.

 

Вопрос: назовите слово, которое можно противопоставить данным понятиям? (Толерантность – терпимость+уважение).

ЛКЗ № 4. А как быть с «космополитизмом », можно ли это слово считать антонимом слову «патриотизм»? Давайте разберёмся. Впервые этот термин употребил греческий философ Диоген (3 век до н.э.) в диалоге, который воспроизвёл Лукиан в своём труде «Продажа жизней»:

 

- Откуда, милейший, ты прибыл, скажи мне прежде всего?

- Отовсюду.

- Что это значит?

- Ты видишь перед собой гражданина мира.

 

- Сначала предлагаю заглянуть в словарь В.Даля. Назовите синонимический ряд, в который входило слово «патриот». Какое слово из этого ряда вам хотелось бы вернуть в язык? В положительном или отрицательном значении воспринималось во времена В.Даля слово «космополит»?Выпишите опорные, ключевые слова к понятиям «патриот» и «космополит».

 

Патриот – «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественик или отчизник». (В.Даль),

Космополит – «всемирный гражданин; человек, не признающий особых отношений родины; вселенец, вселенщина. (В.Даль).

 

- Теперь прочитайте хорошо известные вам пушкинские строки из восьмой главы романа в стихах «Евгений Онегин». Являются ли в характеристике героя, где он примеряет разные маски, слова «космополит» и «патриот» словами-антиподами?

 

 

Всё тот же он иль усмирился? Космополитом, патриотом,

Иль корчит так же чудака? Гарольдом, квакером, ханжой,

Скажите: чем он возвратился? Иль маской щегольнёт иной,

Что нам представит он пока? Иль просто будет добрый малый,

Чем ныне явится? Мельмотом, Как вы да я, как целый свет?..

 

Справка: Мельмот-«скиталец» - герой романа английского писателя Чарльза Мэтьюрина (1820 год); герой продал душу дьяволу и взамен обрёл бессмертие.

Гарольд - герой поэмы английского романтика Джона Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда» (1809-1818), в которой поэт изобразил героя своего времени с присущей ему болезнью века: чувством превосходства.

Квакер - это член христианской секты, возникшей в Англии в середине 17 века.

Комментарий учителя: значит, слова «патриотизм» и «космополитизм» - это антонимы. Действительно, если вы обратитесь к Словарю антонимов, то убедитесь, что эта антонимическая пара там зафиксирована. Но готовы ли мы на этом основании считать эти слова словами-антагонистами? Продолжаем расширять языковую картину мира.

 

ЛКЗ № 5. Познакомьтесь с двумя определениями «космополитизма». Какое из них вам кажется истинным? Аргументируйте свой ответ (можете читать с карандашом).

 

  1. Космополитизм (греч.) – расширение идеи отечества на весь мир. В положительном своём смысле к. вытекает из сознания единства человеческого рода, в силу чего интересы отдельных государств и народов подчиняются общему благу человечества как целого. Весьма часто к. понимается лишь в отрицательном смысле, как простое отсутствие патриотизма или привязанности к своему народу и отечеству, как будто теряющему всякий интерес с точки зрения универсальных идей. Такое понимание неправильно. Мысль о целом не упраздняет реального значения частей; как любовь к отечеству не противоречит привязанности к более тесным социальным группам, например, к своей семье, так и преданность всечеловеческим интересам не исключает патриотизма. («Новый энциклопедический словарь Брокгауза – Ефрона», 1915)

 

  1. Космополитизм (греч.) – идеология так называемого «мирового гражданства», обосновывала расширение сферы господства и влияния (Александр Македонский, католическая церковь в средние века). В эпоху Возрождения и Просвещения идеал мирового гражданства был направлен против феодальной раздробленности (Данте, Кампанелла); выражал идеи освобождения индивида от феодальных оков (Лессинг, Гёте, Шиллер, Кант). В современных условиях к. – реакционная буржуазная идеология, проповедующая отказ от национальных традиций и культуры, патриотизма, отрицающая государственный и национальный суверенитет, служащая целям государств, добивающихся мирового господства. Пролетарский интернационализм противоположен буржуазному к. (Советский энциклопедический словарь, 1980)

 

Комментарий учителя: таким образом, уже, а, может быть, ещё в начале 20 века мы находим, что «преданность всечеловеческим интересам не исключает патриотизма», то есть эти два слова («патриотизм» и «космополитизм») поставлены в один ряд.

 

ЛКЗ № 6. Сначала обратимся к ассоциативному ряду, с которым работали в начале урока: какие слова и словосочетания вы поставили в один ряд со словосочетанием «гражданин мира»? Прочитайте отрывки из драматической поэмы «Пер Гюнт», автором которой является великий норвежский драматург Генрик Ибсен (1828-1906). Сам герой называет себя «гражданином вселенной» - согласны ли вы с этим? Кто он, если его девиз - «довольствоваться собой»? (Пер Гюнт берёт от всех наций только те качества, которые помогают ему добиваться личного успеха, это человек без внутреннего стержня, самодовольный конформист - приспособленец).

 

  1. Мастер Коттон: А вы норвежец?

 

Пер Гюнт: По рожденью.

В душе – я гражданин вселенной!

В Америке я взял уменье с фортуной ладить неизменно,

у менторов немецких школ я в книгах многое прочёл,

мне Франция дала костюм, воспитанность и острый ум.

Мне Англия дала мозоли, чутьё наживы, силу воли.

Я у евреев ждать учился; в Италии я заразился

изящным dolcefarniente (сладкое ничегонеделанье).

За Швецию бокалы вспеньте, поскольку в самый трудный час

я защищался шведской сталью и тем себя от смерти спас.

 

2. Пер Гюнт:

Когда я правдой жил, в согласии с судьбой?

Когда я сильным был? И где я был собой?

О, если знаешь ты, то истину яви.

 

Сольвейг: В моей надежде, вере и любви! Во мне одной.

 

3. Пер Гюнт:

Пребудь собой – такой девиз людской,

а наш девиз – довольствуйся собой.

 

ЛКЗ № 7. Познакомьтесь с литературным этюдом Карела Чапека (1890-1938), посвящённым прозаику и поэту Яну Неруде. Как связаны, с точки зрения К.Чапека, патриотизм и космополитизм? Что значит выделить из мира «свою родину»? (Это и есть основная мысль текста: открытие родины во вселенной; осознание её судьбы и предназначения в мире).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: