Российская промышленность практически полностью адаптировалась к текущей экономической ситуации. Индекс адаптации достиг исторического максимума в 78% - такова доля отечественных предприятий промышленности, которые оценивают свое нынешнее положение как нормальное. Такой вывод содержит исследование экспертов Института экономической политики Гайдара и РАНХиГС. Промышленность не только уверенно преодолела сложные для нее 2015 – 2016 годы, но и спокойно проходит 2017-й. Вместе с тем последние два года они называют странным кризисом, поскольку разговоров о нем было много, а в реальности основные производственные характеристики ухудшались незначительно. Отечественная промышленность преподнесла экономистам неожиданный сюрприз. Оценивая события последних двух лет, они не смогли определить, что же произошло с этим сектором экономики. С одной стороны, спад промышленного производства все же был и это зафиксировано Росстатом, с другой – никакого объективного ухудшения основных показателей не было. По данным официальной статистики, в 2015 году промышленное производство снизилось на 3,4%, в 2016-м выросло на 1,1%. Это несравнимо со спадом кризиса 2008 – 2009 годов, когда показатель рухнул сразу на 10,7% в 2009 году. Происходившее в последние два года экономисты называют странным кризисом: спад промышленного производства был, а снижения таких важнейших показателей, как загрузка мощностей и спрос на промышленную продукцию, не было.
Уровень адаптации российской промышленности вырос в третьем квартале на два пункта, а общий рост показателя за последние 11 кварталов (то есть с конца 2014 года) составил семь пунктов. С одной стороны, санкции и падение цен на нефть, с другой – конкурентоспособность российских товаров на внешнем рынке выросла. Увеличение спроса на российскую продукцию вызвало дополнительную загрузку производственных мощностей. Все это привело к тому, что многие отечественные предприятия не только не почувствовали данного кризиса, некоторые, наоборот, стали активно развивать свое производство, ‒ пояснил Российский союз предпринимателей текстильной и легкой промышленности. Главный негативный тренд для отечественной промышленности сегодня – это низкий интерес к инвестициям в производство, развитие бизнеса. В связи с этим больше всего страдают отрасли, где таких инвестиций меньше всего. Это хорошо заметно по динамике отраслей, где наибольший рост демонстрируют нефтедобыча, химия и металлургия. Первые две традиционно привлекают внимание инвесторов, третья получила серьезные вливания на фоне реализации таких проектов, как «Сила Сибири» и Крымский мост. Однако вопрос о том, был кризис или нет, на повестке дня не стоит, главное – обеспечить дальнейшее ускоренное развитие экономики. Сделать это можно за счет создания «амбициозной и доходной» программы развития, которая была бы ориентирована на максимизацию добавленной стоимости. В 2017 году Минпромторг ожидает роста промышленного производства на 2%, однако не исключает улучшения этого прогноза. Руководитель пресс-службы Минпромторга Залина Корнилова сообщила «Известиям», что среди факторов, ограничивающих, по мнению руководителей предприятий, рост производства, в обрабатывающих производствах преобладает недостаточный спрос на продукцию предприятий на внутреннем рынке, неопределенность экономической ситуации и высокий уровень налогообложения. Наиболее быстрыми темпами идет восстановление выпуска автотранспортных средств (+12% к уровню января-августа 2016 года), фармацевтической продукции (+12,9%), мебели (+8,5%), бумаги и бумажных изделий (+6,3%), электрооборудования (+5,6%). Производство химических веществ возросло на 5,5%. При этом рост в данном сегменте вышел уже далеко за пределы восстановительного периода. Значимый рост (от 3,4% до 8%) показывает легкая промышленность.
|
|
По данным Министерства промышленности и торговли РФ Легкая промышленность – это стратегическая отрасль для страны.
По итогам 2016 года рост производства по виду экономической деятельности «Производство текстильных изделий» составил 104,6% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года; по виду деятельности «Производство одежды» − 107,1%, по виду деятельности «Производство кожи и изделий из кожи» − 104,4%; по итогам I полугодия 2017 года – 106,2%, 106,4%, 106,2% соответственно.
Таблица 1 ‒ Индексы производства по видам экономической деятельности, относящимся к легкой промышленности, % к а.п.п.г.
Наименование вида экономической деятельности | I полугодие 2016 | I полугодие 2017 | |||
Производство текстильных изделий | 100,6 | 104,6 | 104,5 | 106,2 | |
Производство одежды | 100,5 | 81,2 | 107,1 | 104,6 | 106,4 |
Производство кожи и изделий из кожи | 95,9 | 91,8 | 104,4 | 110,4 | 106,2 |
Источник данных: Росстат
Отмеченная позитивная тенденция к развитию отрасли легкой промышленности обусловлена следующими причинами:
|
− Наличием «низкой» базы 2014 – 2015 годов, вызванной нестабильной экономической ситуацией в стране, следствием которой явилось снижение темпов промышленного производства в целом (96,8%), реальных располагаемых доходов населения (89,8%), темпов розничного товарооборота (90,9%), сокращение потребительского спроса, в том числе на товары легкой промышленности, не имеющих первостепенного значения по сравнению с продуктами питания;
− Влиянием действующих мер государственной поддержки.
Справочно: за период 2010 – 2016 годы предприятиям отрасли легкой промышленности была предоставлена государственная поддержка из федерального бюджета в объеме более 6 млрд. рублей, в том числе по итогам 2016 года – свыше 1,9 млрд. рублей (приложение 1).
К основным факторам, затрудняющим развитие ряда сегментов легкой промышленности в настоящее время относятся: высокая зависимость от импорта сырья, низкий уровень технологического развития отдельных сегментов отрасли, востребованность продукции на рынках из-за низкой ее конкурентоспособности.
В 2016 году запущен ряд производств (например, компанией «Протекс» (Ивановская обл.) запущено производство махровых изделий, тканей и портьерных тканей для дома; ООО «Паритет» (Московская обл.) вышло на проектную мощность по выпуску новых моделей специальной обуви и др.). Кроме того, в настоящее время реализуется ряд инвестиционных проектов по различным сегментам отрасли.
С учетом собственных и привлеченных средств объем инвестиций в 2016 году составил 13,1 млрд. рублей, в том числе в текстильное производство − 6,5 млрд. рублей; в производство одежды, а также в деятельность по выделке и крашению меха − 2,97 млрд. рублей; в производство кожи, изделий из кожи и производство обуви − 3,6 млрд. рублей.
При этом отмечено сокращение индекса физического объема инвестиций по сравнению с прошлым годом, который в 2016 году по текстильному производству составил − 83%; по производству одежды, выделке и крашению меха − 58,4%; по производству кожи, изделий из кожи и производству обуви − 54,6%. Низкий уровень инвестиционной активности в отрасли легкой промышленности связан как с низким уровнем рентабельности отрасли, так и недостаточным кредитованием предприятий отрасли.
Финансовое состояние предприятий легкой промышленности в 2016 году значительно улучшилось. Сальдированный финансовый результат в целом по отрасли в 2016 году составил 25,2 млрд. рублей (в 2015 году − 17,5 млрд. рублей), в том числе по текстильному и швейному производствам − 22,5 млрд. рублей (15,9 млрд. рублей); по производству кожи, изделий из кожи и производству обуви − 2,6 млрд. рублей (1,6 млрд. рублей).
Кредиторская задолженность отрасли легкой промышленности по состоянию на 1 января 1017 года составила 83,2 млрд. рублей (–10,2 млрд. рублей по сравнению с соответствующим периодом 2016 года); дебиторская задолженность составила 80 млрд. рублей (+8,5 млрд. рублей по сравнению с соответствующим периодом 2016 года). Превышение кредиторской задолженности над дебиторской составляет 3,2 млрд. рублей (3,9%). В 2016 году отмечено сокращение просроченной кредиторской задолженности к уровню 2015 года на 9,9 млрд. рублей (68,5%), что является положительным индикатором изменения финансового состояния отрасли.
В 2016 году уровень рентабельности продаж составил по производству одежды, выделке и крашению меха 12,2 % (+2,3% по сравнению с 2015 годом), по производству кожи, изделий из кожи и производство обуви – 9,7% (+1,7%), по производству обуви – 11,2% (+1,5%), по текстильному производству – 8,0% (‒2,9%).
По состоянию на 1 января 2017 г. в консолидированный бюджет Российской Федерации по основным видам экономической деятельности, относящимся к отрасли легкой промышленности, поступило платежей по федеральным налогам и сборам на сумму 33,2 млрд. рублей (0,22% от общего поступления платежей; 1,06% ‒ от поступления платежей по обрабатывающей промышленности), что на 18 % больше, чем за соответствующий период 2015 года.
В период 2010 – 2017 г. (по состоянию на 1 августа 2017 г) предприятиям легкой промышленности была предоставлена государственная поддержка из средств федерального бюджета в общем объеме на сумму более 6 млрд. рублей (разбивка финансирования в разрезе по годам и конкретным мероприятиям представлена в приложении 1), при этом более половины (53,6%) от указанной суммы было выдано 2015 – 2017 годы.
Государственная поддержка предприятиям легкой промышленности в период 2015 – 2017 годы осуществлялась по следующим направлениям:
–государственная поддержка, направленная на техническое перевооружение предприятий отрасли легкой промышленности (в период 2015 – 2017 годы составила порядка195,7 млн. рублей);
– государственная поддержка, направленная на цели формирования межсезонных запасов, необходимых для производства товаров легкой промышленности (в период 2015 –2017 годы составила порядка 994,5млн. рублей);
– государственная поддержка, направленная на финансирование текущей производственной деятельности (в период 2015 ‒ 2017 годы составила порядка 1555,2 млн. рублей;
– государственная поддержка, направленная на компенсацию потерь в доходах, возникших в результате производства камвольных и (или) поливискозных тканей, предназначенных для изготовления одежды обучающихся (школьной формы) в начальных классах (в 2016 году выдано 400млн. рублей).
Существенная доля от общего объема финансирования поддержки, предоставленного в 2015 – 2017 годы, была направлена в текстильное производство (порядка 63%) и обувную промышленность (более 20%).
Справочно: в 2015 – 2017 годы предприятиям текстильной и швейной промышленности предоставлена поддержка в объеме порядка 2 082,3 млн. рублей (66,2% от общего объема финансирования); предприятиям кожевенно-обувной промышленности – 1 063,1 млн. рублей (33,8%), в том числе:
– на техническое перевооружение предприятиям текстильной и швейной промышленности предоставлена поддержка в объеме порядка 179,9 млн. рублей; предприятиям кожевенно-обувной промышленности – 17,9 млн. рублей;
– на цели формирования межсезонных запасов, необходимых для производства товаров легкой промышленности предприятиям текстильной и швейной промышленности предоставлена поддержка в объеме порядка 594,5 млн. рублей; предприятиям кожевенно-обувной промышленности – 399,9 млн. рублей;
– на финансирование текущей производственной деятельности предприятиям текстильной и швейной промышленности предоставлена поддержка в объеме порядка 907,8 млн. рублей; предприятиям кожевенно-обувной промышленности – 647,5 млн. рублей.
Оценка влияния государственной поддержки предприятий отрасли легкой промышленности на ее текущее состояние.
Учитывая, что существенная доля (более 80%) финансирования в рамках государственной поддержки за 2015 – 2017 годы была направлена на поддержку текущей деятельности предприятий (пополнение оборотных средств и запасов сырья), эффективность мер государственной поддержки, главным образом, будет определяться посредствам индикаторов, характеризующих оборотные активы.
Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:
- Рост объемов предоставляемых субсидий способствовал существенному росту оборотных активов предприятий легкой промышленности.
Справочно: за период с 2010 по 2016 годы оборотные активы предприятий по виду деятельности «Текстильное и швейное производство» возросли в 2,4 раза; предприятий по виду деятельности «Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви» − в 1,7 раза. При этом объем субсидий за указанный период увеличился в 3,7 раза.
-Меры государственной поддержки могли так же оказать влияние на эффективность использования оборотных активов предприятиями текстильной и швейной промышленности.
Справочно: рентабельность оборотных активов предприятий по виду деятельности «Текстильное и швейное производство» выросла с 4,8% в 2010 году до 8,8% в 2015 году. При этом рентабельность оборотных активов предприятий вида деятельности «Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви» снизилась с 5,6% в 2010 году до 2,3% в 2014 году, однако в 2015 году был отмечен рост до 4,9% (вместе с ростом субсидий на 32%).
-Вместе с ростом объема и эффективности использования оборотных средств наблюдается и увеличение объема прибыли предприятий легкой промышленности. При этом растет и удельный вес прибыльных предприятий.
Справочно: доля прибыльных предприятий по виду деятельности «Текстильное и швейное производство» выросла с 69,5% в 2010 году до 76,6% в 2016 году; предприятий по виду деятельности «Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви» - с 81,9% в 2010 до 82,1% в 2016 году.
-Рост объемов субсидий также оказал влияние на показатели платежеспособности предприятий отрасли.
Справочно: у предприятий, относящихся к виду деятельности «Текстильное и швейное производство», в последние годы наблюдалось снижение темпов роста кредиторской задолженности, а в 2016 году – ее сокращение. При этом отмечается улучшение платежеспособности предприятий: коэффициент текущей ликвидности возрос со 175,8% в 2013 году до 242,5% в 2016 году.
У предприятий, относящихся к виду деятельности «Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви», отмечается более устойчивое снижение объема долгового бремени: так кредиторская задолженность предприятий сократилась на 35% за период с 2013 по 2016 годы. Вместе с тем отмечалось и увеличение коэффициента текущей ликвидности со 146,9% в 2013 году до 192,2% в 2016 году. По состоянию на 1 января 2017 года значение данного показателя составило 140,8%. С учетом реализуемых в отрасли политики импортозамещения и задачи по встраиванию легкой промышленности в мировой рынок предусматривается сокращение доля импортной продукции в потреблении, а также увеличение доли, поставляемой на экспорт, в производстве.
Таблица 2 ‒ Рост (снижение) производства основных видов продукции (%, г/г)
2016 г. отчет | 2017 г. оценка | 2018 г. | 2019 г. | 2020 г. | 2020 г. к 2016 г.,% | |
прогноз | ||||||
Производство текстильных изделий | 4,6 | 4,6 | 3,9 | 3,0 | 3,0 | 15,3 |
ткани хлопчатобумажные | -1,2 | 1,7 | 1,9 | 3,1 | 3,4 | 10,5 |
ткани шерстяные | -17,1 | 10,0 | 7,1 | 4,6 | 4,6 | 28,8 |
ткани синтетические | -0,9 | 21,7 | 13,8 | 12,0 | 11,5 | 73,0 |
Производство одежды | 7,1 | 8,8 | 5,8 | 9,6 | 9,7 | 38,5 |
трикотажные изделия | 9,1 | 8,9 | 5,9 | 9,8 | 9,9 | 39,1 |
Производство кожи и изделий из кожи | 4,4 | 4,9 | 4,5 | 3,6 | 2,3 | 16,1 |
обувь | 6,6 | 8,4 | 6,7 | 5,7 | 3,3 | 26,3 |
Таблица 3 ‒ Действующие меры государственной поддержки легкой промышленности
Наименование субсидии | Сумма субсидий, млн. рублей | |||||||
2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | |
Предоставление субсидий организациям легкой и текстильной промышленности на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2006 ‒ 2012 годах на осуществление технического перевооружения (постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 993) | 380,00 | 410,00 | 390,00 | 437,41 | 793,34 | 242,20 (1 квартал) | ‒ | ‒ |
Предоставление субсидий организациям легкой и текстильной промышленности на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2006-2012 годах на осуществление технического перевооружения (постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 993) | 140,00 | 68,47 | 82,00 | 105,00 | 93,57 | 68,04 | 44,77 | ‒ |
Предоставление субсидий из федерального бюджета организациям легкой и текстильной промышленности на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2013 ‒ 2015 годах на реализацию новых инвестиционных проектов по техническому перевооружению (постановление Правительства Российской Федерации от 12.08.2013 № 687 | ‒ | ‒ | ‒ | ‒ | 29,30 | 33,30 | 35,00 | ‒ |
Предоставления субсидий из федерального бюджета организациям легкойи текстильной промышленности на компенсацию части затрат на реализацию инвестиционных проектов по модернизации и созданию производств в сфере текстильной и легкой промышленности, в том числе льняного комплекса, в рамках подпрограммы «Легкая промышленность и народные художественные промыслы» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (постановление Правительства Российской Федерации от 03.01.14 № 4) | ‒ | ‒ | ‒ | ‒ | 21,42 | 29,51 | ‒ | ‒ |
Предоставление субсидий из федерального бюджета организациям легкой промышленности на возмещение части затрат на обслуживание кредитов, привлеченных в российских кредитных организациях в 2012 – 2016 годах, на цели формирования межсезонных запасов, необходимых для Производства товаров легкой промышленности (постановление Правительства Российской Федерации от 27.08.2015№ 894) | ‒ | ‒ | ‒ | ‒ | ‒ | 218,71 | 534,108 | ‒ |
Предоставление субсидий из федерального бюджета организациям промышленности для возмещения части затрат, понесенных в 2015 году на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэконбанк)», а также в международных финансовых организациях созданных в соответствие с международными договорами, в которых участвует Российская Федерация, на пополнение оборотных средств и (или) на финансирование текущей производственной деятельности (постановление Правительства Российской Федерации от 13.03.2015 №214), (постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2017 г. №507, предусмотрено 700,0 тыс рублей) | ‒ | ‒ | ‒ | ‒ | ‒ | 653,86 | 640,00 | 247,70 |
Предоставление субсидий из федерального бюджета на финансирование расходов лизинговых организаций на обеспечение легкой промышленности оборудованием на основе финансового лизинга (постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2017 г.№508, предусмотрено 1000,00 тыс. рублей) | 258,40 | |||||||
Предоставлений субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию потерь в доходах, возникших в результате производства комвольных и (или) поливискозных тканей, предназначенных для изготовления одежды обучающихся (школьной формы) в начальных классах (постановление Правительства Российской Федерации от 4 мая 2017 г. №526, предусмотрено 500,00тыс. рублей) | 400,00 | |||||||
Всего: | 520,00 | 478,47 | 472,00 | 542,41 | 937,63 | 1245,61 | 1912,78 | 247,7 |
Источник данных: Минпромторг России
Меры поддержки, предусмотренные программой поддержки легкой промышленности, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации 26 января 2016 г. №85-р |