Учебная ситуация как способ организации эффективного взаимодействия. Формы организации учебной деятельности: урок, лекция, семинарские и практические занятия. Методы управления педагогическим процессом.
ТЕМА 14. Система обучения и воспитания в РФ
Сущность понятия «воспитание». Воспитание как социально-историческое и педагогическое явление. Развитие педагогических идей о воспитании в Древнем мире и в Средние века. Два подхода к сущности воспитания в античном мире. Взаимосвязь обучения, образования и воспитания. Научные подходы к трактовке и описанию процесса воспитания. Закономерности, принципы, формы, методы, средства воспитания. Воспитание в педагогическом процессе. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.
Система воспитания. Социальный подход к воспитанию. Основные компоненты системы воспитания. Институты и учреждения системы воспитания в РФ. Современные средства системы воспитания. Государственная политика по развитию системы воспитания в РФ. Направления и пути совершенствования отечественной системы воспитания.
ПЛАНЫПРАКТИЧЕСКИХ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Семинарское занятие № 1 по теме Человек как субъект деятельности и познания.
Занятие проводится в форме «круглого стола» по вопросам для обсуждения
Цель: углубление знаний обучаемых о сущности и психологической структуре личности.
Задачи:
1. Уяснение студентами признаков личности, компонентов ее структуры.
2. Формирование у обучаемых навыков анализа психических свойств личности и учета их особенностей в практической деятельности специалиста.
При подготовке к занятиям необходимо:
1. Ознакомиться с темой и вопросами семинара.
2. Изучить рекомендованную литературу.
3. Ответить на вопросы для самоконтроля.
Вопросы для обсуждения:
1. Каковы признаки личности?
2. Что общего и индивидуального есть в психологии личности?
3. Какова психологическая структура направленности?
4. В чем сущность характера и каковы пути его формирования?
5. Каковы типы темперамента и их психологические особенности?
6. В чем сущность способностей и каковы механизмы их развития?
7. Каковы методы изучения психологии личности?
Вопросы для самоконтроля:
1. Почему человек не рождается личностью?
2. Какие факторы влияют на формирование и развитие личности?
3. Какова психологическая структура личности?
4. Как взаимосвязаны между собой психические свойства личности?
5. В чем главный смысл иерархической пирамиды потребностей А. Маслоу?
6. Каковы признаки патологии характера?
7. Изменяется ли темперамент?
8. В чем разница между задатками и способностями?
Вопросы для самостоятельной работы:
1. Основные психологические теории личности.
2. Индивидуально-психологические особенности личности и их учет в деятельности руководителя.
3. Направленность как ведущее психологическое свойство личности.
4. Акцентуации характера личности и ее индивидуальность.
5. Темперамент и индивидуальный стиль поведения и общения.
6. Проблема происхождения способностей.
Семинарское занятие № 2 по теме Возникновение и развитие психики.
Цель: углубление знаний обучаемых о сущности структуре психики, сознании человека.
Задачи:
1. Уяснение студентами структуры психики, компонентов ее структуры.
2. Формирование у обучаемых навыков анализа психических процессов, и учета их особенностей в практической деятельности специалиста.
При подготовке к занятиям необходимо:
1. Ознакомиться с темой и вопросами семинара.
2. Изучить рекомендованную литературу.
3. Ответить на вопросы для самоконтроля.
Вопросы для обсуждения:
1. Филогенез психики.
2. Гипотеза о возникновении и стадиях развития психики в филогенезе А. Н. Леонтьева.
3. Структура психики.
4. Соотношение сознания и бессознательного. Учение З.Фрейда
Вопросы для самоконтроля:
1. Каковы основные характеристики сознания?
2. Этапы формирования самосознания.
3. Каковы основные механизмы психологической защиты?
В ходе занятия заслушивание и обсуждение научных сообщений:
1. Структура психики. Соотношение сознательных и бессознательных процессов.
2. Ощущение и восприятие. Основные характеристики.
3. Характеристика внимания.
4. Память. Основные законы памяти.
5. Темперамент. Свойства темперамента.
6. Развитие психики и сознания человека в филогенезе и в онтогенезе.
7. Представления о психике в основных направлениях и школах психологии
Семинарское занятие № 3 по теме Психические познавательные процессы.