В УК РСФСР этот вопрос решался таким же образом.




Как бы ни было опасно преступление, оно, как правило, наносит ущерб внутренним интересам государства. Руководствуясь сложившимися в области уголовной политики принципами, государство находит возможным по прошествии определенного времени с момента совершения преступления освободить от ответственности и наказания виновного. Это внутреннее дело государства. Но когда речь идет о преступлениях, которые по своей социальной опасности, по своим масштабам, последствиям и способам совершения выходят за пределы внутригосударственной значимости, то есть приобретают международный характер, вопрос об ответственности за них должен регулироваться в соответствии с принципами международного права[27].

Вторая Мировая война, развязанная германским нацизмом, поставила перед государствами ряд новых проблем в области международного права. Особую актуальность приобрел вопрос об ответственности военных преступников за преступления против мира и человечества. Острота этого вопроса была вызвана тем, что чудовищный по своему характеру и масштабам военный разбой гитлеровцев превосходил все ранее известные истории преступления.

В годы Второй Мировой войны советское правительство в своих заявлениях и декларациях неоднократно подчеркивало, что нацистские преступники, виновные в преступлениях против мира, человечности и военных преступлениях, должны понести суровое наказание независимо от того, где и когда они совершали свои преступления[28].

В СССР 4 марта 1965 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР “О наказании лиц, виновных в преступлениях против мира и человечности и военных преступлениях, независимо от времени совершения преступлений”. В Указе говорилось, что военные преступники будут наказаны независимо от того, сколько лет пройдет после их преступлений. Обосновывалась и необходимость этого Указа – раньше суды, решая вопрос о неприменении сроков давности, не могли назначать смертную казнь, а Указ 1965 г. позволил им приговаривать военных преступников к смерти даже после истечения пятнадцатилетнего срока, в течение которого лицо скрывалось от следствия или суда. Как гласил Указ, “этих преступников время не может освободить не только от уголовной ответственности, но и от самого сурового наказания”.

В 1960-е годы правительство ФРГ поставило вопрос о прекращении уголовного преследования нацистских преступников за давностью, начиная с 8 мая 1965 г. Таким образом, власти ФРГ пытались распространить на эти преступления положения национального уголовного законодательства о давности и тем самым приравнять тягчайшие международные злодеяния к общеуголовным преступлениям.

Под давлением общественного мнения, боннский бундестап в марте 1965 г. принял закон о продлении сроков уголовного преследования военных преступников до 31 декабря 1969 г.

В соответствии с принципами международного уголовного права законы о неприменении (или приостановлении) срока давности к преступлениям против мира и человечности и военным преступлениям приняли Бельгия (3 декабря 1964 г.), Болгария (23 марта 1965 г.), Венгрия (10 ноября 1964 г.), ГДР (1 сентября 1964 г.), Польша (22 апреля 1964 г.), Франция (26 декабря 1964 г.), Чехословакия (24 сентября 1964 г.) и Швеция (20 марта 1964 г.).

Комиссия по правам человека ООН 28 марта 1966 г. приняла решение призвать все государства принять любые меры, необходимые для того, чтобы предотвратить применение срока давности к военным преступлениям и к преступлениям против человечности, продолжать свои усилия с целью обеспечения ареста, выдачи и наказания лиц, виновных в этих преступлениях, и предоставить в распоряжение других государств любые имеющиеся у них документы, относящиеся к этим преступлениям.

26 ноября 1968 г. Генеральская Ассамблея ООН большинством голосов одобрила подготовленный по инициативе Польской Народной Республики текст конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества. Таким образом вопрос об ответственности нацистских преступников, совершивших тяжкие военные преступления и преступления против человечности, решен был высшим международным органом[29].

Таким образом, в настоящее время в соответствии с международными соглашениями, не применяются сроки давности к лицам, совершившим преступления против мира и безопасности человечества, предусмотренные статьями 353 (планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны), 356 (применение запрещенных средств и методов ведения войны), 357 (геноцид), 358 (экоцид). Подобного рода преступления могут совершаться только самыми высокопоставленными руководителями государств и правительств. Привлечь их к уголовной ответственности удается лишь спустя значительное время, как это было с нацистскими преступниками во время Второй Мировой войны. К тому же многие из них имеют слишком много возможностей долгое время скрываться, избегая уголовной ответственности. С учетом огромной опасности этих преступлений для всего человечества решено не применять давность к лицам, виновным в подобного рода деяниях[30].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: