Ознакомление с семантикой предлогов и их синтаксической ролью.




Работа над правописанием предлогов.

Из школьной практики известно, что учащиеся начальной школы в правописании предлогов допускают ошибки трех видов:

1) слитное написание предлога со следующим за ним словом («кморю». «срадостью»)
2) графическое неправильное написание предлога («ис кувшина», «бес пальто»)
3) пропуск предлога (прыгнул воду», «подошел костру»).

В практике обучения нужно создать такие условия, чтобы предлоги как можно лучше закрепились в зрительной памяти детей. С этой целью каждый новый предлог, который встречается в тексте «Азбуки» или в «Прописях», записывается на отдельную карточку и выставляется на наборное полотно. К концу периода обучения грамоте на наборном полотне окажутся карточки с предлогами у, на, за, в, во, с, со, к, из, под, над, про, до, без, по, для, о, об, около. Это элементарная таблица предлогов. К ней учащиеся обращаются во время выполнения письменных упражнений. Таблица используется и для составления устных предложений с тем или иным предлогом.

Чтобы облегчить первоклассникам запоминание графического образа предлогов, во втором полугодии можно провести классификацию предлогов: предлоги с буквой а, предлоги с буквой о.

О А
о на
об за
во над
до  
со  
про  
под  
около  

В III классе в центре внимания – развитие у учащихся умения различать предлоги и приставки. Распознавание осуществляется на основе понимания функции предлога и приставки в языке (предлоги служат для связи слов в предложении, а приставки – для образования слов). Кроме того, для формирования навыка раздельного написания предлога для младших школьников немаловажно и знание того факта, что предлоги никогда не стоят перед глаголами.

Используются предложения или отдельные словосочетания, в которых предлог и приставка по своему графическому начертанию совпадают (за бежал за дом, с ъехал с горы, на рисовал на окне, по скакал по полю, у видел у дороги и т.п.), и предложения, в которых предлог и приставка разные (например: С улицы д оносились голоса).

Для того чтобы учащиеся не писали приставку отдельно от корня, отождествляя ее с предлогом, целесообразно систематически проводить разбор слов по составу.

Ознакомление с семантикой предлогов и их синтаксической ролью.

В работе над предлогами учителю следует руководствоваться следующими положениями:

Во-первых, постепенно подвести учащихся к усвоению синтаксической роли предлогов, поскольку синтаксическая функция является для предлогов главной. Важно сформировать у детей правильное представление о предлоге как средстве выражения связи между словами в словосочетании.

Во-вторых, принимая во внимание, что грамматическое значение предлога, так же как и лексическое, проявляется в словосочетании, учащиеся знакомятся с предлогами в составе словосочетаний, выделенных из предложения в процессе его синтаксического разбора.

В третьих, поскольку между предлогом и падежом существует определенная взаимосвязь, в начальных классах следует постепенно подводить детей к пониманию близости синтаксических функций предлогов и падежных окончаний.

Работа по формированию понятия «предлог» реализуется в процессе изучения тем: «Окончание», «Связь слов в предложении», «Имя существительное».

Для ознакомления с лексическим значением предлогов достаточно понаблюдать над некоторыми из наиболее распространенных значений предлогов, например, знакомство с пространственными отношениями, выраженными с помощью предлогов: в, на, за, у, к, под, над и др. Именно при обозначении положения одного предмета относительно другого ярко проявляется значение предлога.

30. Предложение — это грамматически оформленная по законам языка целостная (т. е. неделимая далее на речевые единицы с теми же основными структурными признаками) единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли. Типы предложений. По цели высказывания предложения делятся на:- повествовательные;- побудительные; - вопросительные. По интонации:- восклицательные;- невосклицательные. По грамматическому строению:- распространенные;- нераспространенные. По синтаксической структуре:- простые;- сложные. В свою очередь каждая группа делится на более мелкие синтаксические структуры. Каждая из структур рассматривается отдельно и более подробно в классах среднего и старшего звена. В начальной школе структурирование предложений изучается по вышеизложенным критериям. В работе над предложением в начальных классах условно выделяются пять направлений: 1. Формирование грамматического понятия «предложение» (изучение существенных признаков данной языковой единицы). 2. Овладение учащимися структурой предложения (работа над пониманием сущности связи слов в словосочетаниях, над осознанием грамматической основы предложения, особенностей главных и второстепенных членов, над прямым и обратным порядком слов, над предложениями распространенными и нераспространенными). 3. Формирование у учащихся умения пользоваться в своей речи предложениями, разными по цели высказывания и по интонации. Овладение правильным интонированием предложения. 4. Развитие умения точно употреблять слова в предложении. 5. Формирование умения оформлять предложения в письменной речи (употребление прописной буквы в начале предложения, постановка знаков препинания). Тема «Предложение» является сквозной. Она изучается в течение всех четырех лет. Постоянно углубляются знания о признаках предложения. От элементарных представлений о предложении как единице речи, выражающей мысль, учащиеся переходят к изучению главных и второстепенных членов, связи слов в предложении, к изучению предложений с однородными членами.Первоначальный этап работы над предложением совпадает с периодом обучения грамоте. Именно в этот период учащиеся знакомятся с важнейшими особенностями предложения: предложение выражает мысль, для него характерна интонационная завершенность. Если этих качеств нет, то слова не составляют предложения, это только группа слов. В I классе, согласно программе, учащиеся учатся различать в предложении слова, обозначающие, о ком или о чем говорится в предложении и что о них говорится. Второй класс — это качественно новый этап работы над предложением. С эмпирического уровня владения предложением учащиеся поднимаются на уровень понятийный. Происходит это вследствие того, что учащиеся овладевают существенными признаками предложения, вводится определение главных членов, входят в практику термины подлежащее и сказуемое. Большое внимание во II классе уделяется связи слов в предложении. В предложении второклассники выделяют основу предложения (подлежащее и сказуемое) и слова (два слова), из которых одно — зависимое, а другое — главное, т.е. словосочетания. Узнают второклассники и о том, чем выражается грамматическая связь слов: окончанием и предлогом. В III - IV классах дальнейшим развитием знаний о членах предложения является понятие об однородных членах. Видами упражнений при работе над предложением. 1.Вычленение предложений из потока речи.Использую графический диктант, при котором ученики, слушая текст, графически обозначают количество предложений, их целевую и интонационную характеристику.Отрабатываю это и на письменных текстах, в которых не обозначены границы между предложениями. В эти упражнения закладываю орфографические ошибки. Поэтому идет всесторонняя работа над текстом, которая продолжается во 2-х, 3-х, 4-х классах. 2. Редактирование – восстановление правильных границ предложения. Часто предлагаю детям текст с оборванными фразами, поставив задачу завершить эти фразы. 3. Конструирование предложений из отдельных слов.Выполняя это упражнение, учащиеся должны по данным разрозненным словам и наименованию темы восстановить смысл, содержание предложения, затем расположить слова в нужном порядке и связать их союзами, предлогами, окончаниями. 4. Распространение заданных предложений с помощью дополнительных вопросов. Предлагаю составить предложения по заданной схеме. Для этого даю упражнения типа: из слов, стоящих в скобках, выбрать более точное. 5. Творческие упражнения предполагают отсутствие каких-либо образцов, школьник составляет предложение совершенно свободно.- Даю тему для составляемого предложения.- Даю задание составить предложения по данной картинке.- Даю «опорные» слова, которые должны быть употреблены в составляемом предложении.- Даю словосочетание или какой либо оборот речи, обладающий особенной выразительностью, которые должны быть использованы в предложении.- Прошу составить рассказ по его началу или дописать стихотворение. 6. Распространение предложения.Цветет черемуха. Выделяется подлежащее и сказуемое (основа предложения), ставятся вопросы: какое слово нужно включить в предложение, чтобы сказать о том, когда цветет черемуха? Каким членом предложения будет это слово? (Второстепенным.) От какого члена предложения оно будет зависеть… 7. Восстановление деформированного предложения.Восстановление предложения начинается с основы предложения, затем с помощью вопросов «находятся» словосочетания. Например: грачи, гнезда, на деревьях, вьют, высоких. 8. Деление сплошного текста на предложения.Чтобы этот вид работы был осознанным, нужно в каждом предложении выделить главные члены и словосочетания.9. Анализ предложения и составление его схемы.10. Составление предложений по данной учителем схеме или по вопросам.например: Где? Что делают? Кто?11. Составление рассказа с последующим анализом предложений определенной структуры.Выделяются предложения, которые начинаются с подлежащего, со сказуемого, с второстепенного члена. Выясняется, почему такой порядок слов в предложении целесообразно использовать.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: