Рабочая программа дисциплины (модуля)




Рабочая программа дисциплины (модуля)

Общая энергетика

 

Направление подготовки

140400.62 электроэнергетика и электротехника

(профиль: электропривод и автоматика)

 

 

Профиль подготовки

__________ общий ___________

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Форма обучения

_ очная_ __

 

Апатиты

2012 г.


Цели освоения дисциплины

Целью изучения дисциплины является формирование знаний о видах природных источников энергии и способах преобразования их в электрическую и тепловую энергию.

Задачей изучения дисциплины является освоение обучающимися основных типов энергетических установок и способов получения тепловой и электрической энергии на базе возобновляемых и невозобновляемых источников энергии.

 

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина относится к профессиональному циклу, имеет логическую связь со следующими дисциплинами изучаемыми в последующих семестрах: системы электроснабжения промышленных технологий, основы диспетчерского управления энергообъектов, автоматизация и системы автоматики промышленных технологий.

Необходимыми входными знаниями для успешного освоения дисциплины являются знания базовых разделов физики и высшей математики.

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) ПК-15, ПК-16.

– способность рассчитывать схемы и элементы основного оборудования, вторичных цепей, устройств защиты и автоматики электроэнергетических объектов (ПК-15);

– способность рассчитывать режимы работы электроэнергетических установок различного назначения, определять состав оборудования и его параметры, схемы электроэнергетических объектов (ПК-16).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать основные виды энергоресурсов, способы преобразования их в электрическую и тепловую энергию, основные типы энергетических установок;

уметь использовать методы оценки основных видов энергоресурсов и преобразования их в электрическую и тепловую энергию;

владеть навыками анализа технологических схем производства электрической и тепловой энергии.

 

4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет _ 3 __ зачетных единицы _ 108 __ часов.

 

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практики/лабораторные Самостоятельная работас Общая трудоемкость
  Гидроэнергетические установки. Основы использования водной энергии, гидрология рек, работа водного потока. Схемы концентрации напора, водохранилища и характеристики бьефов ГЭС. Гидротехнические сооружения ГЭС. Энергетическая система, графики нагрузки, роль гидроэнергетических установок в формировании и функционировании ЕЭС России. Регулирование речного стока водохранилищами ГЭС. Основное энергетическое оборудование гидроэнергетических установок: гидравлические турбины и гидрогенераторы. Управление агрегатами ГЭС.   1-5   0/6      
  Нетрадиционные источники энергии. Нетрадиционные возобновляемые энергоресурсы. Малая гидроэнергетика, солнечная, ветровая, волновая, приливная и геотермальная энергетика, биоэнергетика. Источники энергопотенциала. Основные типы энергоустановок на базе нетрадиционных возобновляемых источников энергии (НВИЭ) и их основные энергетические, экономические и экологические характеристики. Методы расчета энергоресурсов основных видов НВИЭ. Накопители энергии. Использование низкопотенциальных источников энергии. Энергосберегающие технологии. Перспективы использования НВИЭ.   6-10   0/4      
  Тепловые и атомные электростанции. Типы тепловых и атомных электростанций. Теоретические основы преобразования энергии в тепловых двигателях. Паровые котлы и их схемы. Ядерные энергетические установки, типы ядерных реакторов. Паровые турбины. Энергетический баланс тепловых и атомных электростанций. Тепловые схемы ТЭС и АЭС. Вспомогательные установки и сооружения тепловых и атомных электростанций.   11-15   0/6      
ВСЕГО за 3 семестр, час.       0/16     зачет
ЭКЗАМЕН, час.      
ИТОГО, час.:  
ИТОГО, ЗЕТ.  
                   

Образовательные технологии

Лекционные и лабораторные занятия с использованием мультимедийных технологий (проектор, виртуальные лабораторные стенды, специализированное программное обеспечение –Matlab)

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Для успешной экзамена по дисциплине “Общая энергетика” студент должен:

· Выполнить лабораторные работы в количестве 5 штук

· Защитить выполненные лабораторные работы

· Ответить на вопросы на экзамене

Для выполнения лабораторных работ студенту необходимо посещать занятия, на которых преподавателем объясняется ход выполнения всех работ, и даются необходимые пояснения по теоретическим вопросам и по вопросам расчета результатов работ.

К каждой лабораторной работе необходимо оформлять отчет в виде файла *.doc или если это оговорено отдельно в виде файла с другим расширением, в котором помещены фамилия имя отчество студента, выполнявшего работу, название работы, соответствующие расчеты, выводы и ответы на теоретические вопросы.

Защита лабораторной работы заключается в ответе студентом на ряд вопросов касающихся: полученных результатов, сделанных выводов. При плохом знании теоретических вопросов, невнятном объяснении проделанных вычислений защита работы не засчитывается.

 

Вопросы по курсу “Общая энергетика”

1. Назовите основные характеристики потока воды.

2. Получите уравнение Бернуллн из основного уравнения гидростатики.

3. Что такое гидродинамический напор, гидравлическое сопротивление и потеря напора воды?

4. Перечислите основные характеристики рек.

5. Как определить мощность гидростанции?

6. Изложите основы физического расчета реактора.

7. Какой изотоп природного урана в основном используется в атомной энергетике?

8. Глубина выгорания ядерного топлива, что это такое?

9. Изложите основы теплового расчета парогенератора с водо-водяным энергетическим реактором.

10. Классификация тепловых электрических станций.

11. Назовите условия, которые являются основополагающими при выборе типа электростанции.

12. Приведите простейшие (принципиальные) схемы КЭС и ТЭЦ.

13. Тепловые потерн и электрический КПД тепловых электростанций.

14. Назовите показатели тепловой экономичности ТЭЦ.

15. Назовите условия применения схем раздельного и комбинированного энергоснабжения.

16. Покажите на примере влияния начальных и конечных параметров пара на экономичность тепловых электростанций.

17. С какой целью на тепловых электростанциях применяется промежуточный перегрев пара?

18. С какой целью на ТЭС применяется регенеративный подогрев питательной воды?

19. Покажите схемы отпуска технологического (производственного) пара от промышленно-отопительнон ТЭЦ.

20. Назовите расчетные тепловые нагрузки ТЭЦ. Как они определяются?

21. Приведите простейшую схему теплофикационной установки.

22. Приведите график тепловых нагрузок по продолжительности отопительного периода.

23. Показатели тепловой экономичности тепловых электростанций. Величина удельных расходов условного топлива на выработку электроэнергии на КЭС и ТЭЦ. Удельный расход условного топлива на выработку и отпуск теплоты от ТЭЦ.

24. Назовите основное энергетическое оборудование ТЭС. Что является критерием правильности выбора состава, типа и мощности этого оборудования.

25. Назовите оптимальные значения коэффициентов теплофикации по технологическому пару и сетевой воде.

26. Назовите типы насосов, применяемых на ТЭС.

27. Назначение, принципы работы, схемы включения и конструкции теплообменных аппаратов, деаэраторов и охладителей пара на ТЭС.

28. Назовите типы систем теплоснабжения. Покажите преимущества и недостатки каждого типа.

29. Покажите на примере влияние выбросов тепловых электростанций на экологию.

30. Покажите преимущества атомных электростанций перед тепловыми.

31. Приведите принципиальные тепловые схемы АЭС.

32. Назовите типы реакторов для АЭС, а также основные отличия и особенности этих типов.

33. В чем преимущества реакторов на быстрых нейтронах перед реакторами на тепловых нейтронах?

34. Что такое «тепловая мощность» АЭС?

35. Как определяется электрический КПД атомной электростанции? Назовите численное значение его для современных АЭС.

36. С какой целью применяются сепараторы-паропрегревателн на АЭС? Как происходит сепарация и перегрев пара в СПП?

37. В чем особенности паротурбинного цикла АЭС?

38. Назовите основные положения расчета парогенераторов АЭС.

39. Классификация гидротурбин. В чем отличие гидротурбин для ГЭС и ГАЭС?

40. Объясните принцип действия и особенности конструкции активных и реактивных гидротурбин.

41. Каскадное использование водных ресурсов. Как производится регулирование речного стока?

42. Покажите перспективы использования водных ресурсов для строительства малых ГЭС, приливных электростанций (ПЭС) и волновых энергоустановок.

43. Как решаются экологические проблемы при комплексном использовании водных ресурсов?

44. Приведите примеры использования солнечных энергетических установок для систем теплоснабжения.

45. Назовите геотермальные ресурсы России. Приведите принципиальные схемы ГэоТЭС.

46. Назовите принципы преобразования ветровой энергии в электрическую.

47. Назовите конструкцию ветровых турбин и основные узлы ветроэнергетических установок.

48. Покажите на примере перспективы развития нетрадиционной энергетики в России.

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

а) основная литература:

Основной:

1. Арсеньев Г. В.. Энергетические установки. - М.: Высшая школа. 1991. -336 с.

2. Волков Э. П.. Ведяев В. А., Обрезков В. И.. Энергетические установки электростанций. - М.: Энергоатомнздат. 1983. - 280 с.

б) дополнительная литература:

3. Тепловые и атомные электростанции: Справочник / Под. общ. ред. Григорьева В. А.. Зорина В. М.. - М.: Энергоатомнздат, 1989.- 608 с.

4. Немцев 3. Ф., Арсеньев Г. В.. Теплоэнергетические установки и теплоснабжение. - М.: Энергоиздат, 1982. - 400 с.

5. Кузнецов Н. М.. Копп И. 3., Кузнецов А. Н.. Паропроизводящие установки атомных электрических станции. - СПб.: СЗПИ, 1990. - 53 с.

6. Промышленные тепловые электростанции. / Под общ. ред. Соколова Е. Я.-М.: Энергия, 1979.-496 с.

7. Соколов Е. Я. Теплофикация и тепловые сети. -М.: МЭИ, 2001. — 472с.

8. Теплоэнергетика и теплотехника. Общие вопросы: Справочник. / Под. общ. ред. Григорьева В. А. и Зорина В. М. -М.: Энергия, 1987. — 652 с.

9. Ривкнн С. Л.. Александров А. А. Термодинамические свойства воды и водяного пара: Справочник. - М.: Энергия, 1984. — 80 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: