С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНИКИ БАТИК




КОЛЛЕКЦИЯ ОДЕЖДЫ«РЕКА»

В НАЦИОНАЛЬНОМ СТИЛЕ ИЗ ШЕЛКА

С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНИКИ БАТИК

 

 

Автор: Вензель Анжелика Альбертовна,

учащаяся Х«б» класса МБОУ «СПТЛ-И»

Руководитель: Федорова Любовь Георгиевна, учитель технологии МБОУ «СПТЛ-И»

 

г. Якутск, 2018

 

Актуальность. Красота природы ни с чем несравнима. Неповторимая красота родной природы во все времена побуждала поэтов браться за перо, художников за кисть. В стихах и в прозе, в музыке, в живописи и скульптуре можно наблюдать произведения, посвященные красоте природе, в т.ч. и рек.

Проблема взаимодействия природы с человечеством волнуют не только ученых, поэтов и художников, но и дизайнеров одежды. Воспевание красоты природы, любовь к родному краю, понимание важности гармоничного существования человека в окружающем мире – темы, которые поднимали и продолжают развивать в своих коллекциях дизайнеры всего мира.

У человека пребывание у реки ассоциируется только с приятными эмоциями: отдых на живописном месте, свежий воздух, рыбалка. То, что вызывает положительные чувства, то и приятно создавать. Наблюдая за красотой реки в разные времена года, зарождается образ реки – прекрасной девушки с идеальными пропорциями, грациозной и воздушной в длинном струящемся, переливающемся шелковом платье.

Объект исследования: шелковоеплатье

Предмет исследования: коллекция одежды в национальном стиле из шелка с применением техники батик

Цель работы: разработать и изготовить коллекцию одежды в национальном стиле из шелка с применением техники батик

Исходя из цели, следует решить следующие задачи:

1) изучить литературу, необходимую для работы над проектной работой;

2) разработать и изготовить коллекцию одежды в национальном стиле из шелка с применением техники батик

Методы исследования:

1. Изучение литературы

2. Эксперимент с дизайн-предложениями

3. Практическая работа с использованием следующих технологий: машинное шитье, роспись по ткани, обработка речных камней

Новизна исследования состоит в том, что:

- рассмотрена возможность синтеза якутской культуры с современной модой, позволившей создать коллекцию в технике батик;

- коллекция одежды создавалась на основе наблюдений за состоянием рек в разные времена года: весны, лета, осени и зимы;

- стилизованное якутское женское нагрудное украшение изготовлено из природного материала – речной гальки.

Практическая значимость состоит в создании коллекции сценической одежды и одежды для национального праздника «Ыhыах». Описанная в работе технология изготовления одежды из шелка с применением техники батик может быть использована учителями технологии, педагогами дополнительного образования и мастерами для обучения детей на уроках и внеаудиторных занятиях.

Выбор шелкового платья, как и любого другого, должен быть основан на особенностях фигуры. Потому из всего многообразия фасонов для будущей коллекции отобраны А-силуэт за его универсальность, что позволяет носить такое платье девушкам с любой фигурой и маскировать недостатки фигуры, выгодно обнажая при этом достоинства, и платье– баллон – фасон, имеющий подвернутую, тяжелую юбку, которая смотрится объемно и создает впечатление, будто ее надули.

2. Современное разнообразие натуральных и искусственных тканей позволяет удовлетворить самый взыскательный вкус при выборе платья. Особое место в нем занимает шелк, благодаря нежности которого, платья из него выглядят особенно женственно. Они струятся, переливаются. Также шелковые платья можно декорировать ручной росписью, являющейся разновидностью художественного текстиля, который, в свою очередь, представляет значительный раздел декоративно–прикладного искусства.

Разрабатываемая коллекция одежды, названная «Река», состоит из 4 платьев по временам года «Весна», «Лето», «Осень», «Зима» и предназначена как сценический костюм и как одежда для национального праздника «Ыhыах». По своей идее каждое платье ассоциируется с молодой таинственной девушкой, немного получеловеком–полурыбой в переливающемся одеянии с украшениями из речных камешков.

Река – это не просто поток воды, а целая экосистема, живущая по своим правилам. Потому образ реки создается соединением воедино таких ее черт как цветовая гамма в разные времена года, извилистость, обитающих в ней рыб, растительности на берегу.

Основными тканями коллекции являются разновидности шелка: искусственный шелк, шифон, кашибо и дополнительно фатин. Выбор этих видов шелка обусловлен как их свойствами, так и их наличием в магазинах с.Сунтар

Материалом для аксессуаров служит речная галька, обладающая самыми невероятными формами и текстурой, образованными постоянным воздействием пресной воды. Практически каждый из речных камней – это произведение искусства, воплощенное в камне и созданное самой природой. Их отличительной особенностью является способность излучать энергию и свежесть, заряжающую человека позитивной энергией.

В ходе работы выдвинуты следующие критерии:

- одежда предназначена как сценический костюм и для национального праздника;

- по экономическим требованиям должно выглядеть праздно, но минимум затрат;

- по экологическим требованиям не должен наносить вред здоровью человека;

- предназначена для молодого возраста;

-должен отвечать эстетическим требованиям;

-коллекция должна содержать якутские национальные элементы;

-найти необходимые оборудования, инструменты и материалы;

- декорировать росписью по шелку и фурнитурой.

Так как мы выбрали в качестве средства изготовления нашей коллекции одежды технику батик, из видов последнего, мы изучили «холодный батик». Работа в такой технике позволяет работать аккуратно, вплоть до мелких рисунков. Основным является резервирующий состав, который не позволяет краске растекаться по ткани, а четко ограничиваться по контуру рисунка.

Кроме того, для особой выразительности коллекции использовали технику обработки речных камней.

Необходимо было изучить технику безопасности, поскольку работа пожароопасная и красители для батика токсичны для организма человека, а работа с камнем требует особой осторожности, поскольку работа идет со специальным оборудованием.

Работа проходила из следующих этапов:

- эскизная работа;

- разработка наилучшего варианта;

- приготовление необходимых инструментов, материалов и красителей;

- перевод рисунка на ткань;

- нанесение красителей;

- высушивание;

- конструирование;

- раскрой;

- соединение деталей;

- изготовление аксессуаров из речного камня.

Создавая коллекцию, стремились объединить традиции своих предков и современные тенденции в одежде. Источником вдохновения стала река Вилюй, на берегу которого расположено село Сунтар – моя родина. Коллекция создавалась, созерцая состояния реки в разные времена года.

Использованы цвета, по состоянию рек по временам года. Осенью река особенно прозрачна, поэтому использованы чистые цвета. Летом отражается хвойный лес, красные, желтые, фиолетовые цветы, поэтому голубой с добавлением разных цветов. Зимой река покрыта льдом. Поэтому использованы голубого, синего и белого цветов, напоминающего снег и лед. А весной вода становится мутной после ледохода. Поэтому в голубой и синий добавлены серый и коричневые цвета.

«Зимняя Река» - платье типа «халадаай». Использованы холодные цвета. Чтобы придать праздность и торжественность, наряды декорированы складками, взятые из традиционной одежды, называемые «Оноо». Низ оформлен лировидным орнаментом «Ке5уер ойуу». Лировидный мотив в орнаментальном искусстве символизирует благословение на развитие и процветание в Срединном мире, поэтому обязательной традицией в нанесении этого орнамента является его симметричность и вертикальное расположение.

Платье «Летняя река» - платье «байбарылаах ырбаахы», типа якутского «халадаай», но ниже колен делается одна оборка. Низ платья «Весна» окантован геометрическим орнаментом «Илим хара5а», который носит оберегающую функцию. Чтобы создать сказочность, собраны воедино образ рыбы тугуна и молодой девушки. рукавов использованы вставки, напоминающие элементы «Дьугдьуур» и одновременно плавники рыбы.

Платье «Весенняя Река» А-силуэта, придает женственность и грациозность. Весна – это конец зимы, много солнца, пора цветения. Чтобы придать праздность и торжественность, наряды также декорированы складками, взятые из традиционной одежды, называемые «Оноо». Три мира представлены в монохромном орнаментальном мотиве «ке5уер ойуу» (лировидный орнамент). Лировидный мотив также связан с космологическим воззрением якутов, является символом роста, развития, стремления к свету, к высшим божествам Айыы. Средний главный лировидный мотив называют «ийэ кэҕуэр», устремившиеся от него в разные стороны ветви — «оҕо кэҕуэр», они являются, одновременно символом зарождения новой жизни, плодородия, богатства.

Платье «Осенняя Река» А-силуэта в пол, расширяясь к низу, спадают плавными фалдами, создавая образ речной красавицы. Внизу платье украшено сердцевидным орнаментом рыжеватых цветов, как бы напоминая отражение на воде осеннего леса. Сердцевидный мотив (сурэх ойуу) является медиативным звеном между тремя мирами, создавая гармонию и стабильность. В самом центре платка изображено солнце с пятиглазым оберегом (биэс харахтаах харысхал бэлиэтэ), оберегающий от влияния отрицательных сил

С названием реки связано много легенд и историй. Реке преподносят дары, призывая удачу и благословление духов. Чтобы придать загадочность и сказочность, верх оформлен принтом речных рыб: карася (зима), тугуна (лето), ленка (весна) и окуня (осень).

Неотъемлемой частью национальной одежды якутов являются украшения «илин кэбиhэр» - в коллекции можно увидеть, изготовленные из речных галек. Орнамент, формы и мотивы, осмысляющие эстетику национального костюма отражены в декоре. Дополняют образы украшения из перьев птиц и бубенчиков.

Общая себестоимость с изготовлением коллекции составила 21571,2 рубля.

Средняя себестоимость одного наряда составляет 5392,8 рубля.

 

 

Литература

1. Вайткявичене Р. В. Первоосновы техники батика. Школа и производство. – 1987. - №8.

2. Гаврильева Р.С. Одежда народа саха конца XVII – середины XVIII века. – Новосибирск: Наука. Сиб. Предприятие РАН, 1998 КИФ «Ситим», 1990

3. Ивив С.И. Орнаменты всех времен и стилей. Кн 1.: М. Арт-Родник, 1997

4. Йохансен,Улла. Орнаментальное искусство якутов: истор.-этногр. исслед. / Улла Йохансен;/ М-во культ. И духовн. Развития Респ. Саха (Якутия), Музей муз. и фольк. народ. Якутии; [отв. Ред. М.Ахметова, пер. с нем. С.И. Петровой]. – Якутск: Компания «Дани Алмас», 2008

5. Неустроев Б.Ф.-Мандар Уус. Узоры и орнаменты Саха – Якутск: Бичик, 2007

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: