Анкета для сбора анамнестических данных.
1. Фамилия и имя ребенка____________________________________________
2. Домашний адрес__________________________________________________
3. Возраст__________________________________________________________
4. Фамилия, имя, отчество родителей, должность, место работы ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Анамнез:
От какой беременности по счету__________________________________________
Как протекала беременность и роды_______________________________________
Когда закричал?________________________________________________________
Как протекало физиологическое развитие:
Держит голову___________сидит__________встает__________ходит___________
Какие заболевания перенес до года________________________________________
Речевое развитие ребенка:
Гуление_________лепет_________первые слова__________речь фразой_________
Не прерывалось ли речевое развитие? (если прерывалось, то по какой причине, как долго длилось, с какими последствиями) ______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
6. Речевая среда и социальные условия:________________________________
Обращались ли раньше к логопеду_________________________________________
Результат______________________________________________________________
Как сам ребенок относится к речевому дефекту______________________________
Дата: «____»_____________20____года. Подпись:_________________
Методические рекомендации по заполнению.
Характер протекания беременности – токсикозы, инфекции, травмы, хронические заболевания.
Роды – досрочные, срочные, стремительные, обезвоженные, затяжные, использование родовспоможения, стимуляция,
Когда закричал ребёнок – сразу, после шлепка, после реанимационных мероприятий.
Перенесённые заболевания – простуды, грипп, корь, скарлатина, коклюш, дизентерия, травмы головы, судороги при высокой температуре, инфекционные и соматические, длительно текущие и вызывающие истощение нервной системы заболевания.
Речевая среда – N, контакты с лицами, имеющими речевые нарушения. Наличие в семье двуязычия (билингвизм); язык, преобладающий в общении. Социальные условия - удовлетвотительные, неудовлетворительные.
Как сам ребенок относится к речевому дефекту - не замечает, критичен к своему дефекту.
Методические рекомендации по заполнению.
Раннее физическое развитие – N, с задержкой (начал держать голову – N 2 мес., сидеть N 6 мес., ползать – N 5-6 мес., стоять – N 7-8 мес., ходить – N 1 год).
Раннее речевое развитие – N, с задержкой (гуление – N 3 мес., лепет – N 5 мес., первые слова – N 1 год, первая фраза – N 2 года, фразовая речь – N 3 года).
12. Общее звучание речи:
- N
- характерна общая невнятность речи, искаженное, назализованное произношение гласных и согласных звуков, обрывы артикуляции, паузы.
- Речь невнятная, говорит односложно, не использует сложные предложения. Допускает ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи. Высказывания интонационно маловыразительны. Голос слабо-модулированный, тихий.
Темп:
– темп соответствует норме;
– незначительные, единичные нарушения темпа речи;
– темп речи быстрый (замедленный), запинки.
– тахилалия, брадилалия, заикание.
– значительные нарушения темпа речи, затрудняющие её понимание.
Голос:
– N
– голос тихий, слабый; отклонений тембра нет;
– голос монотонный, тихий, маломодулированный, незначительные отклонения тембра;
– нарушения тембра голоса (глухой, сдавленный, сиплый, дрожащий); наличие носового оттенка;
– особенности голоса невозможно определить из-за невнятности речи.
Разборчивость:
– разборчивость речи не нарушена;
– разборчивость речи несколько снижена;
- речь смазанная, невнятная;
- речь мало понятная окружающим;
– речь понятна только близким.
Дыхание:
– дыхание свободное;
– незначительные, единичные нарушения дыхания;
– частые нарушения дыхания (затруднённое дыхание, поверхностное, неглубокое, неровное; носовое дыхание затруднено);
– дыхание ключичное, ротовой вдох не сформирован, носовое дыхание отсутствует, при фонации выдох смешанный;
– грубые нарушения дыхания, несформированность речевого дыхания.
13. Обследование артикуляционного аппарата:
Подвижность – N, с трудом удерживает заданную позу, испытывает трудности в переключении с одной артикуляционной позиции на другую.
Прикус – N, ортогнатический, открытый передний, боковой: двусторонний, односторонний, глубокий, дистальный, мезиальный, прямой, перекрёстный.
Твёрдое нёбо – N, узкое, высокое (глубокое, куполообразное, готическое), плоское, низкое, наличие послеоперационных рубцов.
Мягкое нёбо – длинное, короткое, рубцы, увуля, субмукозная щель, подвижное, неподвижное.
Зубы – N, редкие, кривые, вне челюстной дуги, мелкие, крупные, нарушение зубного ряда, наличие стемы.
Язык – обычный, макроглоссия, микроглоссия, длинный, короткий, широкий, узкий, гипертрофия корня языка, раздвоенный, укороченная подъязычная связка, малоподвижен, подвижен, гипо -, гипертонус.
Губы – N, толстые, тонкие, малоподвижные, подвижные, гипо-, гипертонус, расщелина губы, увеличение размеров верхней губы, нависание над нижней.
14. Состояние общей моторики и мелкой моторики:
Общая моторика – N, незначительно нарушены координация, темп, ритм движения, моторно неловок.
Ручная моторика – N (сохранность функции), недостаточность мелкой моторики, моторная ограниченность, объём движений (полный, неполный, строго ограничен), темп (N, быстрый, медленный), переключаемость (точная, неточная), координация (N, незначительные нарушения, нарушена).
15. Общее развитие ребенка:
а) ответы на вопросы
б) выполняет, затрудняется
в) перечислить
г) перечислить
д) классифицирует, затрудняется
е) выделяет, затрудняется
ж) ориентируется, затрудняется
з)+ (-)
16. Обследование понимания речи:
- понимает обращённую речь в полном объёме;
– хорошо ориентируется в названиях предметов, изображённых на картинках, но с трудом ориентируется в названиях действий, признаков предметов;
- понимает обращённую речь на бытовом уровне, понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром:
– понимание обращённой речи ограниченное, в пределах ситуации;
– ребёнок с сохранным слухом не воспринимает речи окружающих, иногда реагирует на своё имя, реже на интонации запрещения или поощрения.
17. Обследование связной речи:
А)
- рассказ лаконичный, оформлен грамматически правильно;
- фраза развернутая;
-отмечаются нарушения порядка слов в предложении, аграмматизмы;
- предложения нераспространенные;
- трудности в логическом построении связного высказывания;
- низкий уровень сформированности связной речи
Б)
– самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; имеет все смысловые звенья, определены временные и причинно-следственные связи между событиями; оформлен грамматически;
– картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно без аграмматизмов; допускаются нерезко выраженные нарушения связности и плавности рассказа, недостаточная развёрнутость, единичные случаи поиска слов;
– раскладывание картинок и составление рассказа со стимулирующей помощью; встречаются аграмматизмы, далёкие словесные замены, выпадение смысловых звеньев, искажение смысла; связность рассказа нарушена;
– раскладывание картинок и составление рассказ по наводящим вопросам, подсказкам; наблюдаются неадекватное использование лексических средств, существенное искажение смысла или рассказ не завершён, или представляет собой перечисление предметов;
– рассказ недоступен
В)
– пересказ составлен самостоятельно без нарушения лексико-грамматических норм;
полностью передаётся содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения, употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения;
– пересказ составлен с незначительной помощью (побуждение, стимулирующие вопросы); в основном соблюдаются грамматические нормы; отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, единичные случаи поиска слов, отсутствие художественно – стилистических элементов, недостаточная развёрнутость высказывания;
– пересказ составлен с помощью (акцентирование внимания на элементах сюжета, подсказки, наводящие вопросы); отмечаются пропуски частей текста без искажения смысла, бедность и однообразие употребляемых языковых средств, нарушения структуры предложения;
– пересказ составлен по наводящим вопросам; связность изложения нарушена; отмечаются значительные сокращения текста или искажение смысла, повторы, аграмматизмы, неадекватное использование слов;
– пересказ даже по вопросам недоступен.
Г)
- сочинение ребенка (рассказ, сказка) интересно задумано, составлено грамматически правильно, излагается в логической последовательности
- в повествовании встречаются отдельные нарушения,
18. Обследование грамматического строя:
-N; (5 баллов)
- грамматический строй сформирован недостаточно; (4-3 балла)
- не сформирован. (2-1 балла)
ОЦЕНКА (в баллах):
5 – правильное, самостоятельное выполнение всех заданий;
4- единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса
3- большинство заданий выполняется с помощью (стимуляция, расширение инструкции, уточнение вопроса, подсказка);
2- большинство заданий не выполняются;
1 – невыполнение.
19. Состояние словаря:
- N (словарный запас достаточный, соответствует возрастной норме); (5 баллов)
- словарный запас в пределах обихода; (4-3 балла)
- словарный запас резко ограничен (2-1 балл).
ОЦЕНКА (в баллах):
5 – правильное, самостоятельное выполнение всех заданий;
4- единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса
3- большинство заданий выполняется с помощью (стимуляция, расширение инструкции, уточнение вопроса, подсказка);
2- большинство заданий не выполняются;
1 – невыполнение.
20. Звукопроизношение:
21. Фонематический слух:
22. Звуковой анализ:
23. Произношение слов сложного слогового состава:
- N; (5 баллов)
- негрубые нарушения слоговой структуры слова; (4-3 балла)
- структура нарушена. (2-1 балла)
ОЦЕНКА (в баллах):
5 – правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления;
4 – воспроизведение точное, темп несколько замедлен, могут быть запинки;
3- замедленное, послоговое воспроизведение, с запинками, одно-два слова с искажением слоговой структуры.
2- искажение слоговой структуры;
1 – невоспроизведение.