Билет1: Предмет и функции философии: исторические и современные трактовки.
1. Философия - это теоретически разработанная мировоззренческая система самых общих взглядов на мир и на место в нём человека.
2. Философия - это форма деят-сти человека напр-ная на осмысление осн. проблем его бытия.
Термин "философия" древнегреческого происхождения. В буквальном переводе он означает "любовь к мудрости".
Первым, кто объяснил слово «философ», был Пифагор. Согласно Пифагору, смысл ф. - в поиске истины. Разделял это мнение и древнегреческий философ Гераклит. Однако совсем др. мнения придерживались софисты. Главная задача философа, считали они, - научить своих учеников мудрости. Мудрость они отождествляли не с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Знаменитый древнегреческий мыслитель Платон полагал, что задача ф. заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, кот. от рождения наделены мудрой душой. По мнению Аристотеля, задача ф. - постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом явл-ся первые начала и причины бытия.
Одни мыслители видели суть ф. в отыскании истины, др. - в том, чтобы ее утаить, исказить, приспособить к собств. интересам; одни устремляют свой взор к небу, др. - на землю; одни обращаются к богу, др. - к человеку.
Соврем. философия - это прежде всего наука. Она играет стратегич. роль в формировании науч. картины мира, методов познания и деятельности, содействует выработке осознанного, продуманного отношения человека к действительности. Философ. представления определяют восприятие и понимание происходящего в жизни человека и общества, влияют на выбор способов и ср-в решения возникающих проблем. Главное назначение ф. - дать человеку надежные ориентиры мудрости.
|
Функции философии:
а ) Мировоззренческая ф., т.е. помогает сформировать целостную картину мира. Философия выступает как духовное рационально - теоретическое освоение действительности. б) Познавательная. Развитая всесторонность мышления - один из главных атрибутов мудрости. Одна из важнейших задач ф.- показать человеку многомерность и сложность реальности, удержать от соблазна простых решений. в) Ценностно - ориентационная, т.е. анализирует существующие ценности, помогает ориентироваться, предлагает свои. г) Интегративная. Изучение частных наук приобщает человека к опыту, накопленному человечеством в конкрет. сферах познания и деятельности. д) Прогностическая. Ф., формируя соврем. культуру продуктивного мышления, давая понимание универсальных законов, условий и причин развития, делает тем самым человека более зорким и дальновидным в предвидении будущего. А это дает возможность более уверенно планировать свои действия.
Билет2: Структура философии: круг и специфика философских проблем.
В состав философии входят: теоретическая философия (систематическая философия); соц. философия; этика; эстетика; логика; история ф..
Основными частями теоретической философии выступают: онтология — учение о бытии; гносеология — учение о познании; диалектика — учение о развитии; аксиология (теория ценностей); герменевтику (теорию понимания и толкования знаний).
Особым разделом в ф-фии, проблематика кот. входит как в общетеоретическую, так и в соц. философию, явл-ся философия науки. Соц. философия включает в себя соц. онтологию, т. е. учение о бытии и существовании общества, философскую антропологию, т. е. учение о человеке, и праксеологию, т. е. теорию человеческой деятельности. Соц. онтология наряду с изучением наиб. общих проблем существования и развития общества исследует философ. проблемы экономики, политики, права, науки и религии.
|
Можно выделить 2 группы проблем ф-фии: 1) вопросы, связанные с осмыслением ее предмета: мира, человека, взаимоотношений между ними. 2) вопросы возникновения ф. и форм ее бытия, природы философ. знания и методов исслед-я, особенности историч. развития ф. и т.д.
Все фил. проблемы не даны одновременно в какой-либо одной конкретной эпохе, а формируется в ходе истории. Выбор тех или иных новых проблем и их обсуждение зависит от потребностей времени. Фил. проблемы первоначально формируются на основе повседневного опыта людей, как это имело место, например, в античный период. В средние века в качестве такой основы выступает религия, а с Нового времени - наука. Все это вело к постоянному изменению круга фил. проблем, когда одни из них продолжали функционировать, др. переводились в ранг научных проблем, а третьи - только формировались.
Особенности решения основных проблем ф. обусловливаются как внешними, социокультур. факторами, так и внутренними, имманентными закономерностями тех или иных фил. школ и учений.
Специфичность философ. проблем закл-ся в их всеобщности. Более широких проблем, чем мировоззренческие не бывает, поскольку они предельны для бытия человека и его деятельности по отношению к миру. След. черта филос. проблем в их вечности, постоянстве для всех времен.
Специфика фил. проблем не исключает связь с проблемами частных наук. Осмысление этой связи способствует выделению такого феномена как фил. проблемы частных наук. Последние представляют собой такие теоретические частно-научные проблемы, предполагаемые решения кот. требует философской интерпретации. К ним, в частности, относятся проблемы происхождения жизни, осмысление с философских позиций феномена техники, хозяйства, права и т.д.