Наиболее эффективные приемы и методы при изучении вопросов экономики на уроках истории и обществознания.




Методика преподавания истории и обществознания как наука: цели, задачи.

Методика обучения истории – педагогическая наука о задачах, содержании и методах обучения истории. Исследует закономерности обучения истории в целях повышения его эффективности и качества.

Предмет методики – история как школьная дисциплина, процесс обучения истории.

Основные компоненты – цели обучения, содержание и структура.

Дает ответы на вопросы чему учить, зачем учить и как учить. Задачи: научно-методическая организация учебного процесса, организация учебной деятельности учащегося, результаты обучения.

Цели: овладение учащимися основами знаний об историческом процессе развития общества с древнейших времен и до наших дней. Развитие способности осмысливать события и явления действительности на основе исторического знания, формирование ценностных ориентиров и убеждений учащихся на основе идей гуманизма, опыта истории, патриотизма, развитие интереса и уважения к истории и культуре других народов.

Задачи – определение содержания и структуры исторического образования, которые закреплены в стандартах и программах и на основе их излагаются в учебниках (отбор основных фактов, термины, понятий).

Научно-методическая организация процесса обучения (формы, методы, методические приемы, средства преподавания и учения).

Развитие познавательных способностей учащихся (развиваются в процессе обучения истории, учатся понимать усваивать и применять исторические знания).

Методы исторического познания

Историко-генетический метод.

Историко-сравнительный метод.

Историко-типологический метод.

Историко-системный метод.

 

Методика работы с текстом учебника на уроках истории.

В педагогике выделяют следующие функции учебника истории и обществознания:

  • Информационная (раскрывает содержание образования, дает объем материала на каждый урок с учетом возраста учащихся);
  • Систематизирующая (обеспечивает последовательность изложения содержания, систематизирует его);
  • Обучающая (облегчает усвоение и закрепление знаний);
  • Воспитательная (способствует реализации воспитательных целей обучения истории).

Содержание учебника подразделяется на основной (теоретический и фактический материал), дополнительный (справочный), пояснительный (примечания, комментарии). Ядро основного текста составляет информация о важнейших идеях и понятиях, теориях и способах деятельности. При анализе содержания учебника во время подготовки учителя к уроку важно выявить основные базовые понятия. Остальное при объяснении на уроке составит дополнительный материал, помогающий ярко и убедительно раскрывать базовые понятия.

Сложность текста учебника может быть предметной, логической и языковой. Сложность исторического текста зависит от его насыщенность понятиями, терминами, выводами, теоретического характера.

К внетекстовым компонентам учебника относятся иллюстрации, вопросы, задания, документы, а также указатели.

Основную часть методического аппарата учебника составляют вопросы и задания к параграфам.

Метод составления плана параграфа.

Метод работы с заголовками параграфов.

Таким образом, при работе с учебником у учащихся должны быть сформированы следующие итоговые умения: выделять главное, подбирать доказательства к сформулированному учителем выводу, составлять планы тем. Работать над формулировками и терминами, понятиями, сопоставлять тексты двух учебников и т.д.

Наиболее эффективные приемы и методы при изучении вопросов экономики на уроках истории и обществознания.

Особую роль играет методика ТРИЗ, позволяющей развивать возможности и способности детей, часто не востребованных при традиционном обучении. В качестве примера использования ТРИЗ на уроке можно привести использование метода мозгового штурма для нахождения наиболее рационального решения, способа действия и др.

Например, рассматривая маркетинговую политику малого предприятия в условиях совершенной конкуренции, предлагаю обучающимся придумать наиболее рациональный способ действия, которые бы позволили предприятию быть наиболее конкурентоспособным.

Одним из активных методов изучения экономики является рассмотрение конкретных ситуаций (кейсов). Подготовка системы ситуаций – это достаточно трудное и кропотливое занятие. Обычно подготовка основывается на переработке литературных источников.

Одной из форм совершенствования теоретических знаний и практических являются деловые игры. Цель деловой игры – смоделировать определенные управленческие, экономические, психологические, педагогические ситуации и сформировать умения анализировать их и принимать оптимальные решения.

Деловая игра – это действие. Действие, активизирующее мыслительную деятельность и формирующее практические и деловые качества. Давно замечено, что успешность подростка - это отношение человека к возможностям собственного познания и преобразования природы, самого себя.

Нестандартный способ организации образовательных процессов, ориентированный на оказание индивидуальной помощи ребенку в его личностном и профессиональном самоопределении, приобретение личностного и профессионального опыта в процессе обучения, выработку у учащихся стремления и умения самостоятельно добывать и использовать новые знания.

Обеспечить реализацию данного критерия можно, используя метод проектов.

Учебные бизнес проекты содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют задачи. Эти задачи подбираю таким образом, чтобы они были привлекательными и стимулировали повышение мотивации к проектной деятельности, т.е. выбор задания осуществляется непосредственно обучающимися, исходя из потребностей, интересов, знаний и других факторов. Используя метод проектов, дети постигают всю технологию решения задачи – от постановки проблемы до представления результата.

Широкие возможности для проектной деятельности открывают информационные технологии. Ведь благодаря компьютерной технике обучающиеся способны создавать красиво и правильно оформленные проекты, выполняют презентации, почти профессиональную рекламу продукции.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: