Августейшие дети и потомки Царицы




Царица жила с Августейшим супругом Царем Иоанном Алексеевичем, по обычаю, в разных покоях порознь. О том писал еще историк Григорий Карпович Котошихин (1630-1667) в главе «О покоех Царских»: «У Царя и у Царицы покои свои особые; и видают Царицу бояре и ближние люди времянем, а простые люди мало когда видают. И на празники господския, и в воскресные дни, и в посты, царь и царица опочивают в своих покоех порознь». Соблюдала Царица и другие христианские обычаи как и подобает русской Государыне. Но, по воле Божией, жизнь ее в Священной браке оказалась краткой – не полные 12 лет, за время которых наградил Господь Августейших супругов пятью державными дочерьми Царевнами: Марией (1689-1692), Феодосией (1690-1691), Екатериной (1691-1733), первой в Доме Романовых заключившей династический брак с Августейшим представителем немецкого герцогского Дома Мекленбург-Шверин герцогом Карлом Леопольдом (1678-1747), Августейшая дочь которой принцесса Анна Леопольдовна стала Правительницей Россией в 1740-1741 гг. и венценосный старший сын которой провозглашен был Императором Иоанном VI (1740-1764), а также Анна (1693-1740), ставшая Императрицей Всероссийской в 1730-1740 гг. под именем Анны I Иоанновны, но не имевшая потомства, и Прасковья (1694-1731), также потомства не оставившая. Как видим, только одна из пяти Августейших дочерей Царя Иоанна V и Царицы Прасковьи имела потомство – Царица Екатерина Иоанновна, то и оно, к несчастью, было отсечено беззаконными действиями сродников Императора Петра I Алексеевича, в частности державной шестой дочерью Цесаревной Елизаветой I Петровной от управления Российской Империей. Все пять Августейших правнуков и правнучек Царя Иоанна V и Царицы Прасковьи были свергнуты с престола вместе с державными родителями, как Император Иоанн VI, подвергнуты аресту, многолетней ссылки и в последствии изгнанию из России.

Царь и Царица и после падения правительницы Софьи (1682-1689) не играли никакой роли в управлении Россией. Государь Иоанн V по скорби своего недуга, Царица Прасковья, по ежегодной беременности. Августейшие супруги ни мало не вмешивались в дела, которыми управляли, от имени еще юного Царя Петра, его державные родственники и советники, как русские, так и иноземцы. За старшим Царем Иоанном V оставался только один титул, имя его упоминалось во всех Актах государственных. Он имел свой Двор, своих Царедворцев, являлся народу в торжественных случаях в полном Царском облачении и, наконец, участвовал в торжественных приемах послов и церковных празднествах.

Царь Петр Алексеевич, к несчастью, не любил и не испытывал уважения к венценосному супругу Царицы Прасковьи – своему же старшему Августейшему брату благочестивому Царю Иоанну Алексеевичу. О том имеется множество фактов. Приведем только один – во время Святого Таинство Крещения обоих Августейших сыновей Петра I Цесаревича Алексея Петровича (23 февраля (8 марта) 1690), и Александра Петровича (1 (14) ноября 1692) Государь Иоанн Алексеевич даже не был приглашен. В первый раз восприемником наследника Престола избран был Государем Патриарх Иоаким (1620-1690), что по чину и уставу быть не должно, а с ним Царевна Татьяна Михайловна (1636-1796), а во второй раз - келарь Троицкой лавры с Царевной Натальей Кирилловной (1651-1694). Тогда же, вопреки установленному Апостольскими правилами порядку, Государь повелел своему старшему сыну - Цесаревичу Алексею быть Крестным отцом своей мачехи - второй Августейшей супруги Царя Петра Екатерины Алексеевны. Ничего подобного не могла произойти в семье богобоязненных старших Августейших братьев Императора. А жизнь последнего из них Иоанна V Алексеевича и его венценосной супруги Царицы Прасковьи лучшее тому доказательство.

 

Кончина Августейшего супруга В День памяти Святого преподобного Иоанна отшельника (VI) 19 июня (2 июля) 1696 года душа Царственного отшельника Государя Иоанна V отошла ко Господу. Так в возрасте 31 года с тремя Августейшими дочерьми на руках Царица Прасковья осталась одна, пополнив число вдовствующих Цариц русских. Пять дней по кончине Августейшего супруга Царица Прасковья кормила 300 нищих, угощала духовенство, делала вклады в церкви и свершала другие милости, по чину, о котором ранее у подьячего Посольского приказа и писателя Г. К. Котошихина (1630-1667) сказано: «А на Москве и в городы, по всем монастырем и по церквам, прикажут чинити по Царе до шти недель поминание, и поставляти кутию по вся дни, кроме воскресения и болших празников; и посылают на Москве в монастыри и по церквам на поминание денги, а в городех в монастыри и по церквам на поминание денги дают из городцких доходов, против Московских вполы. Да в городы ж к Митрополитом и к Архиепископом и к Епископом, и в монастыри к Архимаритом и к игуменом, посылает Патриарх грамоты, велит им для погребения Царского быти всем. А на Москве в третий день бывает у Царицы, или у Царевичей, на Патриарха, и на властей, и на бояр, и на попов, по Царе поминалной стол, и отпевают панафиду над кутиею, а бывает кутия зделана вареное пшено с сытою да с сахаром и сь ягоды, а в монастырех и по церквам бывает кутия пшеница вареная с сытою; таким же обычаем бывает стол, на Патриарха, и на властей, и на бояр, как минет три недели ». Как непохоже это на все последующие нравы петровского периода!

 

Последние годы

 

Жизнь глубоко верующей Царицы Прасковьи и ее окружение давали повод Государю Петру I часто насмехаться над нею и говорить: «Двор моей невестки, госпиталь уродов, ханжей и пустосвятов».

Царица нисколько не отказывалась от такой жизни, она смиренно старалась угодить Царю Петру во всем, как державному сроднику и Государю - предупредительна была, во многом делала уступки, так что и Государь Петр Алексеевич снисходил к ее т.н. «предрассудкам», коими считал милосердие к нищим, веру в чудеса и набожность, которую Император называл суеверием. В глазах Царя Петра I Алексеевича державная невестка его имела одну заслугу - держалась вдали от крамольных Августейших сестер и опостылой жены Царицы Евдокии Феодоровны (169-1731), и была на его стороне. К тому же Царица Прасковья близка была к его родной и всегда любимой Августейшей сестре, добродушной и веселонравной Царевне Наталье Алексеевне (1673-1716).

Как пишет М. И. Семевский: “нелицеприятно веровала она (Царица Прасковья) в авторитет свояка-Государя; его слово - закон, его мнение - Свято. С какою доверенностью предоставила она ему распоряжаться судьбой ея дочерей, и он распорядился ими так, как этого требовали его планы и разсчеты... Такую преданность, такое уважение к своей особе, такое послушание, Петр находил в весьма немногих из своих теток, сестер и других женских лиц Царской Семьи... в признательность он был внимателен, любил и уважал Прасковью. Петр зачастую посещал невестку, отдыхал у ней со своей свитою, пировал в ее теремах, шутил и балагурил”.

Господь хранил Царицу Прасковью от гнева Государева. Грозные события 1718 года (розыск по делу Царевича Алексея), встряхнувшие по воле Государя Петра, все высшее общество в обеих столицах, а также и Царское Семейство, встревожили вдовствующую Царицу, но прошли для нее благополучно. Из массы лиц, имевших отношение к делу несчастного Цесаревича Алексея Петровича (1690-1718) и его Августейшей матери многострадальной Царица Евдокии, Царица Прасковья осталась совершенно в стороне и видимо без малейшего допроса. Между тем была она много лет знакома и переписывалась с казненным по делу Царицы Евдокии Феодоровны Епископом Ростовским и Ярославским Досифеем (Глебовым) (казнен 17 (30) марта 1718). Сам Царевич-мученик Алексей на допросе, перечисляя своих сторонников, назвал и Царицу Прасковью: “Я ведал, что она ко мне добра гораздо, хотя и без большой конфиденции, чаял же к сему склону”. Видно, что после таких слов, никому другому при том страшном розыске не удалось бы уцелеть.

 

Кончина Царицы

По милости Божией Царевна Прасковья Феодоровна скончалась мирно в день празднования Иверской иконы Божией Матери, 13 (26) октября 1723 года, на следующий же день после своего 60-летия, пережив на 27 лет Августейшего супруга и прежде оплакивая малолетних Августейших дочерей Марию и Феодосию.

По воле Императора Всероссийского Петра I Алексеевича Царица Прасковья торжественно погребена была в праздник Казанской иконы Божией Матери (22 октября) 4 ноября перед Алтарем в Благовещенской церкви Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. Позднее в общем склепе с нею почивали ее Августейшая дочь Екатерина Иоанновна, скончавшаяся 24 июня (7 июля) 1733 года, державная внучка Аннушка (погребена первого (14) марта 1746 года) и родная венценосная сестра, Княгиня Настасья Ромодановская, скончавшаяся второго (15) сентября 1736 года.

Державный брат покойной Царицы Прасковьи Князь и граф Василий Феодорович Салтыков (ум. 1730), хлопотал о раздаче монастырям и нищей братии, на помин о душе Царицы, милостыни. Государь Петр Алексеевич приказал все дела Царицы привести в надлежащий порядок, положить штаты ее дочерям-Царевнам и позаботиться об оставшихся больных, увечных и престарелых ее служителях.

Так завершилась земная и началась загробная жизнь одной из самых последних благочестивых Цариц допетровской Руси, память о которой не оскудеет и в будущие века.

 

Александр Рожинцев

25 октября 2005 года

град Москва



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: