Фамилия, имя ребенка____________________________________________________________
Возраст________________________________________________________________________
ДИАГНОСТИКА "ВОЗРАСТА ПОЛЗАНИЯ".
возраст | ребенок проявил эту способность в последнее время «Да» | ребенок проявлял эту способность раньше; в последнее время, однако, она большее не наблюдалась. «Раньше» | ребенок еще никогда не проявлял этой способности «Нет» | |
Минимум 3 секунды высоко держит голову | Конец 1-го месяца | |||
поднимает голову минимум на 45°; держит так голову минимум 10 сек. | Конец 2-го месяца | |||
поднимает голову на 45—90°; держит так голову минимум 1 мин; опирается на оба предплечья; бедра преимущественно разогнуты (умеренно вытянуты). | Конец 3-го месяца | |||
Уверенная опора на предплечья. | Конец 4-го месяца | |||
Перестает опираться на предплечья, поднимая руки при повторных разгибательных движениях приподнятых ног ("плавание"). | Конец 5-го месяца | |||
опирается на вытянутые руки на полу - ладони полностью открыты; при боковом приподнимании подстилки рука и нога на вышерасположенной стороне отводятся (реакция равновесия). | Конец 6-го месяца | |||
а) держит одну руку над подстилкой минимум 3 сек; б) наличие готовности к прыжку для поддержания массы тела. | Конец 7-го месяца | |||
Переходная фаза. 7-й – 9-й месяцы. | Конец 8-го месяца | |||
Ползает по-пластунски (как тюлень) | Конец 9-го месяца | |||
раскачивается на руках и коленях; ползает (Krabbeln) не скоординировано; садится из положения лежа на животе, сгибая бедра и поворачивая туловище. | Конец 10-го месяца | |||
Ползает на четвереньках с перекрестной координацией | Конец 11-го месяца | |||
Уверенное ползание на четвереньках | Конец 12-го месяца |
ДИАГНОСТИКА "ВОЗРАСТА СИДЕНИЯ".
|
возраст | ребенок проявил эту способность в последнее время «Да» | ребенок проявлял эту способность раньше; в последнее время, однако, она большее не наблюдалась. «Раньше» | ребенок еще никогда не проявлял этой способности «Нет» | |
В положении лежа на спине держит голову минимум 10 сек в среднем положении. | Конец 1-го месяца | |||
В положении сидя держит голову прямо минимум 5 сек. | Конец 2-го месяца | |||
держит голову прямо в положении сидя свыше 1/2 мин; голова не отклоняется назад при поднятии в горизонтальное неустойчивое (висячее) положение. | Конец 3-го месяца | |||
При попытке тракции за руки (медленное подтягивание до 45°) ребенок приподнимает голову и слегка согнутые ноги. | Конец 4-го месяца | |||
при попытке тракции поднимает голову вместе с позвоночником (голова как продолжение позвоночника); держит голову прямо в положении сидя и при боковом наклоне туловища. | Конец 5-го месяца | |||
слегка сгибает обе руки при попытке тракции; хороший контроль головы в положении сидя при наклоне туловища во все стороны. | Конец 6-го месяца | |||
активно переворачивается со спины на живот; лежа на спине играет со своими ногами (координация рука-нога). | Конец 7-го месяца | |||
подтягивается вверх до положения сидя, держась за предложенные пальцы, с приложением собственных сил; минимум 5 сек сидит сам с опорой спереди. | Конец 8-го месяца | |||
Минимум 1 мин сидит свободно. | Конец 9-го мес | |||
самостоятельно садится из положения лежа, придерживаясь за мебель; продолжительное сидение: сидит свободно с прямой спиной и слегка вытянутыми ногами. | Конец 10-го месяца | |||
Уверенное равновесие при продолжительном сидении | Конец 11-го месяца | |||
Конец 12-го месяца |
ДИАГНОСТИКА "ВОЗРАСТА ХОДЬБЫ"
|
"Примитивная реакция опоры" — "Шаговый автоматизм" — "Реакция вставания" (статическая реакция)
возраст | ребенок проявил эту способность в последнее время «Да» | ребенок проявлял эту способность раньше; в последнее время, однако, она большее не наблюдалась. «Раньше» | ребенок еще никогда не проявлял этой способности «Нет» | |
примитивная реакция опоры ног: выпрямление бедер и коленей при постановке на ноги; при переносе массы тела автоматическое шаговое движение. | Конец 1-го месяца | |||
Переходная фаза: постепенное затухание реакции опоры и шагового автоматизма. | Конец 2-го месяца | |||
Дотрагивается до пола согнутыми ногами. | Конец 3-го месяца | |||
При соприкосновении с подстилкой повторяющееся попеременное сгибание и выпрямление конечностей в коленном и голеностопном суставах. | Конец 4-го месяца | |||
Опирается на кончики пальцев | Конец 5-го месяца | |||
выпрямляет ноги в коленях и слегка в бедрах, при этом принимает вес тела как минимум на 2 сек; иногда ставит ноги на всю подошву. | Конец 6-го месяца | |||
Поддерживаемый за туловище, пружинит (= танцует) на твердом основании. | Конец 7-го месяца | |||
Переходная фаза, см. 7 и 9 месяцев | Конец 8-го месяца | |||
Придерживаемый за руки, стоит, полностью принимая вес тела, как крайней мере, в течение полминуты. | Конец 9-го месяца | |||
Стоит самостоятельно, придерживаясь за что-либо | Конец 10-го месяца | |||
самостоятельно подтягивается, придерживаясь за мебель, чтобы встать; переменные шаговые движения на месте и в сторону; при поддержке за обе руки делает шаги вперед. | Конец 11-го месяца | |||
ходит вдоль мебели; делает шаги вперед, придерживаемый за одну руку. | Конец 12-го месяца |
ДИАГНОСТИКА "ВОЗРАСТА ХВАТАНИЯ"
|
возраст | ребенок проявил эту способность в последнее время «Да» | ребенок проявлял эту способность раньше; в последнее время, однако, она большее не наблюдалась. «Раньше» | ребенок еще никогда не проявлял этой способности «Нет» | |
ладони преимущественно закрыты; выражен хватательный рефлекс руки. | Конец 1-го месяца | |||
Переходная фаза: ладони чаще всего слегка раскрыты. | Конец 2-го месяца | |||
Двигает полуоткрытой ладонью в направлении находящегося перед ним красного предмета. | Конец 3-го месяца | |||
ладони преимущественно полураскрыты; забавляется своими руками; берет в рот игрушку (координация рука-рот). | Конец 4-го месяца | |||
Тянется рукой к игрушке и дотрагивается до нее. | Конец 5-го месяца | |||
Целенаправленно хватает предложенную игрушку. Ладонный захват: всей поверхностью ладони и вытянутым большим пальцем. Перекладывает игрушку из одной руки в другую. | Конец 6-го месяца | |||
хватает каждой рукой по одному кубику и произвольно держит их непродолжительное время; | Конец 7-го месяца | |||
берет кружок всеми пальцами и вытянутым большим, не дотрагиваясь внутренней поверхностью ладони. | Конец 8-го месяца | |||
Намеренно упускает предмет. | Конец 9-го месяца | |||
"пинцетный захват": берет маленький предмет вытянутым указательным и противопоставленным большим пальцем; несколько раз ударяет двумя кубиками друг о друга. | Конец 10-го месяца | |||
Щипцовый захват: захватывает маленький предмет подушечками согнутого указательного и противопоставленного большого пальцев. | Конец 11-го месяца | |||
Конец 12-го месяца |
ДИАГНОСТИКА "ВОЗРАСТА ПЕРЦЕПЦИИ".
возраст | ребенок проявил эту способность в последнее время «Да» | ребенок проявлял эту способность раньше; в последнее время, однако, она большее не наблюдалась. «Раньше» | ребенок еще никогда не проявлял этой способности «Нет» | |
Глазами прослеживает за красной погремушкой в обе стороны на расстояние до угла 45 градусов. | Конец 1-го месяца | |||
следит взглядом за красной погремушкой, глазные яблоки передвигаются от одного до другого угла глаза; реагирует на звон колокольчика остановкой взгляда или движением. | Конец 2-го месяца Конец 3-го месяца | |||
Рассматривает игрушку в своей руке. | Конец 4-го месяца | |||
Ищет шелестящую бумагу, поворачивая голову. | Конец 5-го месяца | |||
Следит за упавшей вниз игрушкой. | Конец 6-го месяца | |||
Пытается придвинуть ближе предмет, который можно достать только через изменение положения тела. | Конец 7-го месяца Конец 8-го месяца | |||
Замечает кубик в коробке и хватает его. | Конец 9-го месяца | |||
намеренно бросает игрушку; дотрагивается указательным пальцем до отдельных частей предмета. | Конец 10-го месяца Конец 11-го месяца | |||
тянет за веревочку понравившуюся игрушку; «роняет» кружочки в маленькую коробочку. | Конец 12-го месяца |
ДИАГНОСТИКА "ВОЗРАСТА РЕЧИ"
возраст | ребенок проявил эту способность в последнее время «Да» | ребенок проявлял эту способность раньше; в последнее время, однако, она большее не наблюдалась. «Раньше» | ребенок еще никогда не проявлял этой способности «Нет» | |
Гласные звуки между а и э, связанные с г/х (э, а, эгеэ/эхеэ, геэ/хеэ). | Конец 1-го месяца | |||
Гортанные звуки: е - хе, ек - хе, е - ррге | Конец 2-го месяца | |||
первые слоговые цепочки; ррр-цепочки. | Конец 3-го месяца | |||
фрикативные звуки, образующиеся на выдохе (в-подобные) смычно-губные согласные (м, возгласы радости | Конец 4-го месяца | |||
Ритмические слоговые цепочки | Конец 5-го месяца | |||
Лепет: последовательность разнообразных отчетливых слогов с изменением силы звука и высоты тона. | Конец 6-го месяца Конец 7-го месяца | |||
Шептание | Конец 8-го месяца | |||
Отчетливое удвоение слогов | Конец 9-го месяца | |||
Диалог: правильное в звуковом отношении повторение знакомых слогов. | Конец 10-го месяца | |||
Первые осмысленные слоги. | Конец 12-го месяца Конец 11-го месяца |
ДИАГНОСТИКА "ВОЗРАСТА ПОНИМАНИЯ РЕЧИ"