II. Методика проведения лекции, семинара и практического занятия




Требования к лекции, семинару и

Практическому занятию

(материалы подготовил Данилов А.И., д.э.н., профессор)

I. Понятие, содержание и требования видов занятий

1.1. Лекция – одна из основных форм организации учебного процесса, представляющая собой устное, монологическое, систематическое, последовательное изложение преподавателем учебного материала с демонстрацией слайдов и фильмов.

Лекция должна отвечать следующим требованиям:

· иметь четкую структуру и логику раскрытия последовательно изучаемых вопросов;

· иметь необходимую идейно-теоретическую направленность;

· иметь законченный характер освещения определенной темы (проблемы), тесную связь с предыдущим материалом;

· быть доказательной и аргументированной, содержать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, обоснований, доказательств;

· быть проблемной, раскрывать противоречия и указывать пути их решения;

· обладать внутренней убежденностью, силой логической аргументации, вызывать интерес познания, давать направления самостоятельной работы;

· быть на современном уровне науки и техники, наглядной, излагаться четким и ясным языком, содержать разъяснение всех вновь вводимых терминов, понятий;

· быть доступной для восприятия конкретной аудиторией.

Структура лекции включает элементы:

- вступление (вводная часть);

- основная часть (раскрытие основных вопросов);

- заключительная часть.

Вступление - часть лекции, цель которой - заинтересовать и настроить аудиторию на восприятие учебного материала. В его состав входят:

• формулировка темы лекции, характеристика ее профессиональной значимости, новизны и степени изученности;

• формулировка цели лекции;

• изложение плана лекции, включающего наименования основных во­просов, подлежащих рассмотрению на лекции;

• характеристика рекомендуемой литературы, необходимой для органи­зации самостоятельной работы студентов;

• ретроспекция-напоминание о вопросах, рассмотренных на прошлой лекции, связь их с новым материалом, указание на его роль, место и значение в данной дисциплине, а также в системе других наук.

Основная часть - изложение содержания лекции в строгом соответ­ствии с предложенным планом. Включает раскрывающий тему лекции концеп­туальный и фактический материал, его анализ и оценку, различные способы ар­гументации и доказательства выдвигаемых теоретических положений. Содержание материала определя­ется видом лекции.

Заключение - подведение общего итога лекции: обобщение мате­риала, формулировка выводов по теме лекции; ответы на вопросы студентов.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЛЕКЦИИ

Анализ качества лекции предполагает оценку содержания, методики чтения, организации лекции, руководства работой студентов на лекции, лектор­ских данных преподавателя, результативности лекции.

1. Критерии оценки содержания лекции:

• соответствие темы учебно-тематическому плану и рабочей программе учебной дисциплины;

• соответствие содержания лекции теме;

• научность, соответствие современному уровню развития науки;

• точность используемой научной терминологии;

• информативность; раскрытие основных понятий темы; сочетание тео­ретического материала с конкретными практическими примерами;

• реализация принципа органической связи теории с практикой, рас­крытие практического значения излагаемых теоретических положений;

• реализация внутрипредметных и междисциплинарных связей;

• связь с профилем подготовки студентов, их будущей специально­стью;

• соотношение содержания лекции с содержанием учебника (излагается материал, которого нет в учебнике; разъясняются особо сложные вопросы; дает­ся задание самостоятельно проработать часть материала по учебнику и т.п.).

2. Критерии оценки методики чтения лекции:

• дидактическая обоснованность используемого вида лекции и соответ­ствующих ему форм и методов изложения материала;

• структурированность содержания лекции: наличие плана, списка ре­комендуемой литературы, вводной, основной и заключительной части лекции;

• акцентирование внимания аудитории на основных положениях и вы­водах лекции;

• рациональное сочетание методических приемов традиционной педа­гогики и новых методов обучения (проблемного, программного, контекстного, деятельностного и др.);

• логичность, доказательность и аргументированность изложения;

• ясность и доступность материала с учетом подготовленности студентов;

• соответствие темпов изложения возможностям его восприятия и веде­ния записей студентами;

• использование методов активизации мышления студентов;

• использование приемов закрепления информации (повторение, вклю­чение вопросов на проверку понимания, усвоения и т.п., подведение итогов в конце рассмотрения каждого вопроса, в конце всей лекции);

• использование записей на доске, наглядных пособий;

• использование раздаточного материала на лекции;

• использование технических средств обучения.

3. Критерии оценки организации лекции:

• соответствие лекции учебному расписанию;

• четкость начала лекции (задержка во времени, вход лектора в аудито­рию, приветствие, удачность первых фраз и т.п.);

• четкость окончания лекции (конец речи, прощание со студентами, время окончания лекции по отношению к звонку);

• посещаемость лекции студентами;

• дисциплина на лекции;

• рациональное распределение времени на лекции (между ее частями и вопросами плана);

• наличие необходимых средств наглядности и технических средств.

4. Критерии оценки руководства работой студентов на лекции:

• осуществление контроля за ведением студентами конспекта лекций;

• оказание студентам помощи в ведении записи лекции (акцентирова­ние изложения материала лекции, выделение голосом, интонацией, темпом речи наиболее важной информации, использование пауз и т.п.);

• просмотр конспектов лекций студентов (до, во время, после лекции);

• использование приемов поддержания внимания и снятия усталости студентов на лекции (риторические вопросы, шутки, исторические экскурсы, из опыта научно-исследовательской, творческой работы преподавателя и т.п.);

• разрешение задавать вопросы лектору (в ходе лекции или после нее);

• согласование сообщаемого на лекции материала с содержанием дру­гих видов аудиторной и самостоятельной работы студентов.

5. Критерии оценки лекторских данных преподавателя:

• знание предмета;

• убежденность;

• эмоциональность, манера чтения (живая, увлекательная, монотонная, скучная);

• степень использования опорных материалов при чтении лекции (обращение к конспекту или тексту лекций, свободное владение материалом);

• культура речи;

• речевые данные, дикция;

• внешний вид;

• манера поведения, умение держаться перед аудиторией;

• контакт со студенческой аудиторией (хороший, недостаточный, отсутствует);

• отношение преподавателя к студентам (внимательное, в меру требовательное, равнодушное и т.п.);

• отношение студентов к преподавателю (уважительное, ироническое равнодушное и т.п.).

6. Критерии оценки результативности лекции:

• степень реализации плана лекции (полная, частичная);

• степень полноты и точности рассмотрения основных вопросов; раскрытие темы лекции;

• информационно-познавательная ценность лекции;

• воспитательное воздействие лекции.

 

1.2. Семинарское занятие

Семинарское занятие (семинар) - одна из основных форм организации учебного процесса, представляющая собой коллективное обсуждение студента­ми теоретических вопросов под руководством преподавателя.

Семинарское занятие органично связано со всеми другими формами орга­низации учебного процесса, включая, прежде всего, лекции и самостоятельную работу студентов. На семинарские занятия выносятся узловые темы курса, ус­воение которых определяет качество профессиональной подготовки студентов.

Особенностью семинарского занятия является возможность равноправного и активного участия каждого студента в обсуждении рассматриваемых вопросов.

Цель семинарского занятия - развитие самостоятельности мышления и творческой активности студентов.

Задачи семинарского занятия:

• закрепление, углубление и расширение знаний студентов по соответст­вующей учебной дисциплине;

• формирование умения постановки и решения интеллектуальных задач и проблем;

• совершенствование способностей по аргументации студентами своей точки зрения, а также по доказательству и опровержению других суждений;

• демонстрация студентами достигнутого уровня теоретической подго­товки;

• формирование навыков самостоятельной работы с литературой.

Функции семинарского занятия:

• познавательная;

• развивающая;

• воспитательная;

• контрольная.

Виды семинарских занятий.

Просеминар - семинарское занятие, имеющее целью ознакомление студентов первого курса со спецификой самостоятельной работы в вузе, приоб­ретение навыков работы с учебной и научной литературой. Характерным элементом ра­боты студента в просеминаре является подготовка рефератов на определенные темы, их чтение и обсуждение с последующим заключением и оценкой руководи­теля.

Собственно семинар - семинарское занятие, тематически прочно свя­занное с рабочей программой учебной дисциплины и имеющее целью углубленное изучение его отдельных, наиболее важных тем.

Спецсеминар - семинарское занятие исследовательского типа с неза­висимой от лекционного курса тематикой, целью которого является углубленное изучение отдельной проблемы. Организуется на старших курсах и проводится под руководством специалиста в данной области.

Формы проведения семинарских занятий:

• развернутая беседа на основании плана;

• устный опрос студентов по вопросам плана семинара;

• прослушивание и обсуждение докладов (рефератов) студентов;

• обсуждение письменных рефератов, заранее подготовленных отдель­ными студентами и затем до семинара прочитанных всей группой;

• теоретическая конференция;

• семинар-пресс-конференция;

• семинар-диспут;

• семинар-дискуссия;

• семинар - "круглый стол";

• семинар - "мозговой штурм";

• семинар-коллоквиум;

• семинар-экскурсия;

• семинар на производстве, в организации, учреждении и т.п.;

• семинар - деловая игра;

• комментированное чтение и анализ документов (литературы);

• решение задач на самостоятельность мышления;

• семинар по материалам исследования, проведенного студентами под руководством преподавателя;

• смешанная форма, с элементами различных форм проведения.

Выбор вида и формы проведения семинарского занятия определяется спецификой учебной дисциплины, содержанием темы, профилем и уровнем под­готовки студентов, характером рекомендованной литературы; призван способствовать обеспечению наиболее полного раскрытия содержания обсуждаемой те­мы, достижению наибольшей активности студентов.

СТРУКТУРА СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

К типичным структурным элементам семинарского занятия относятся:

- всту­пительное слово преподавателя,

- основная часть,

- заключительное слово препо­давателя.

Вступительное слово преподавателя кратко характеризует место темы семинарского занятия в изучаемой дисциплине, цели и задачи занятия; мобилизу­ет, организует и активизирует внимание студентов.

Основная часть состоит из выступлений студентов и их обсуждения.

Заключительное слово преподавателя распространяется как на от­дельные вопросы, так и семинарское занятие в целом; содержит выводы и оцен­ку деятельности студентов, установку на следующее семинарское занятие.

ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

1. Критерии оценки содержания семинарского занятия:

• соответствие учебно-тематическому плану и рабочей программе учебной дисциплины;

• качество плана семинарского занятия (полный, детальный, перегружен­ный и т.п.);

• отчетливость постановки цели семинарского занятия;

• обсуждение дискуссионных вопросов;

• рассмотрение обсуждаемых вопросов с позиций современных достиже­ний науки, техники, культуры и искусства;

• раскрытие органического единства теории и практики;

• профессиональная направленность семинарского занятия, связь обсуж­даемого материала с профилем подготовки студентов, их будущей специально­стью;

• соотношение семинарского занятия с содержанием учебника (рассматривается материал, которого нет в учебнике; материал, изложенный час­тично; материал, изложенный полностью и т.п.);

• реализация в содержании семинарского занятия внутри и междисципли­нарных связей.

2. Критерии оценки методики проведения семинарского занятия:

• дидактическая обоснованность и правильность выбора используемой формы проведения семинара;

• логическая последовательность построения семинара;

• использование методов активизации мышления студентов;

• использование приемов закрепления полученной информации;

• использование эффективных методов контроля за ходом и результатами выполнения студентами заданий семинарского занятия;

• использование технических средств обучения и наглядных пособий.

3. Критерии оценки организации семинарских занятий:

• соответствие семинарского занятия учебному расписанию;

• соответствие продолжительности (количества часов) семинарского за­нятия учебно-тематическому плану и рабочей программе учебной дисциплины;

• наличие плана семинарского занятия;

• четкость начала семинарского занятия (задержка во времени, вход пре­подавателя в аудиторию и т.п.);

• четкость окончания семинара (завершение семинара, время окончания, соблюдение установленной продолжительности занятия семинара по отноше­нию к звонку и т.п.);

• посещаемость семинара студентами;

• дисциплина на семинарском занятии;

• подготовка студентов к семинарскому занятию;

• рациональность распределения времени на семинарском занятии;

• наличие необходимого количества сборников планов семинарских за­нятий и других учебных изданий, обеспечивающих самостоятельную работу сту­дентов при подготовке к семинару;

• соответствие аудитории, в которой проводится семинарское занятие, существующим нормам и требованиям (достаточная вместимость, возможность использования технических средств, оформление и т.п.);

• наличие необходимых средств наглядности и технических средств.

4. Критерии оценки руководства работой студентов на семинарском заня­тии:

• осуществление контроля за подготовкой студентами конспектов, таб­лиц, схем и др. материалов, отражающих результаты самостоятельной работы с литературой до семинара и в ходе его проведения;

• мобилизация, организация и активизация деятельности студентов в хо­де вступительного слова;

• побуждение студентов к высказыванию, выступлению, анализ выступ­лений и замечаний, сделанных по ходу семинарского занятия;

• микровведение и микрозаключение до и после каждого вопроса семина­ра;

• подведение итогов, корректировка недостатков, оценка работы сту­дентов, советы по улучшению подготовки студентов, ответы на вопросы студен­тов в ходе заключительного слова;

• согласование рассматриваемого на семинарском занятии материала с содержанием других видов аудиторной и самостоятельной работы студентов;

• управление группой: способность устанавливать контакт со студентами (преподаватель взаимодействует со всеми студентами, опирается в работе на нескольких студентов, оставляя пассивными других, и т.п.);

• постановка задания к следующему семинарскому занятию.

5. Критерии оценки педагогических данных преподавателя:

• знание предмета;

• убежденность;

• стиль проведения семинара (оживленный, с постановкой острых вопросов, возникающей дискуссией, монотонный, рутинный);

• характер выступления преподавателя в ходе семинара (убедительность, неубедительность, конструктивность, степень обобщения материала и т.п.);

• умение вызвать и поддержать дискуссию;

• культура речи, дикция;

• внешний вид;

• отношение преподавателя к студентам (внимательное, в меру требовательное, равнодушное и т.п.);

• отношение студентов к преподавателю (уважительное, ироническое, равнодушное и т.п.).

6. Критерии оценки результативности семинарских занятий:

• степень реализации плана семинарского занятия (полная, частичная);

• степень полноты и детальности рассмотрения основных вопросов в ходе семинарского занятия;

• степень реализации умений студентов рассуждать, дискутировать, убеж­дать, отстаивать свои взгляды;

• степень сформированности у студентов приемов и методов самостоя­тельной работы с литературой;

• информационно-познавательная ценность семинарского занятия;

• воспитательное воздействие семинарского занятия.

 

Практическое занятие

П рактическое, занятие - одна из основных форм организации учебного процесса, заключающаяся в выполнении студентами под руко­водством преподавателя комплекса учебных заданий с целью усвоения научно-теоретических основ учебной дисциплины, приобретения навыков и опыта творче­ской деятельности, овладения современными методами практической работы с применением технических средств.

Практические занятия проводятся вслед за лекция­ми, дающими теоретические основы их выполнения. Допускается проведение ла­бораторных (практических) занятий до прочтения лекций с целью облегчения изучения теоретического материала при наличии описаний практических работ, включающих необходимые теоретические сведения или ссылки на конкретные учебные издания, содержащие эти сведения.

В ходе практических (лабораторных) занятий студенты ведут необходимые промежуточные записи и составляют итоговый письменный отчет. Отчеты о выполненной работе представляются в конце занятия преподавателю для про­верки.

Цель практического занятия: организация управляемой познавательной деятельности студентов в условиях, приближенных к реаль­ной практической деятельности.

Задачи практических занятий:

• закрепление, углубление и расширение знаний студентов при решении конкретных практических задач;

• развитие познавательных способностей, самостоятельности мышле­ния, творческой активности студентов;

• выработка способности логического осмысления самостоятельно полу­ченных данных;

• овладение новыми методами и методиками конкретной учебной дисци­плины;

• обеспечение рационального сочетания коллективной и индивидуальной форм обучения.

Функции практических занятий:

• познавательная;

• развивающая;

• воспитательная.

Практические занятия по характеру выполняемых сту­дентами заданий подразделяются на:

• ознакомительные, предпринимаемые с целью закрепления и конкрети­зации изученного теоретического материала;

• аналитические, ставящие своей целью получение новой информации на основе формализованных методов;

• творческие, связанные с получением новой информации путем само­стоятельно выбранных подходов решения задач.

Формами организации практических занятий в соответствии со спе­цифическими особенностями учебных дисциплин и целями обучения могут быть:

• упражнения;

• тренинги;

• решение типовых задач;

• занятия с решением ситуационных задач;

• занятия по моделированию реальных задач.

• деловые игры;

• ролевые игры;

• игровое проектирование;

• имитационные занятия;

• выездные занятия (в организации, учреждения) со специальными заданиями;

• занятия-конкурсы.

СТРУКТУРА, ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Типичными структурными элементами (практического) занятия являются:

- вводная часть,

- основная часть,

- заключительная часть.

Вводная часть обеспечивает подготовку студентов к выполнению за­даний работы. В ее состав входят:

• формулировка темы, цели и задач занятия, обоснование его значимо­сти в профессиональной подготовке студентов;

• рассмотрение связей данной темы с другими темами курса;

• изложение теоретических основ работы;

• характеристика состава и особенностей заданий работы и объяснение подходов (методов, способов, приемов) к их выполнению;

• характеристика требований к результату работы;

• вводный инструктаж по технике безопасности при эксплуатации техни­ческих средств;

• проверка готовности студентов к выполнению заданий работы;

• пробное выполнение заданий под руководством преподавателя;

• указания по самоконтролю результатов выполнения заданий студентами.

Основная часть предполагает самостоятельное выполнение заданий студентами. Может сопровождаться:

• дополнительными разъяснениями по ходу работы;

• устранением трудностей при выполнении заданий работы;

• текущим контролем и оценкой результатов работы;

• поддержанием в рабочем состоянии технических средств;

• ответами на вопросы студентов.

Заключительная часть содержит:

• подведение общих итогов (позитивных, негативных) занятия;

• оценку результатов работы отдельных студентов;

• ответы на вопросы студентов;

• выдачу рекомендаций по улучшению показателей работы и устранению пробелов в системе знаний и умений студентов;

• сбор отчетов студентов по выполненной работе для проверки препода­вателем;

• изложение сведений о подготовке к выполнению следующей работы, в частности, о подлежащей изучению учебной литературе.

Вводная и заключительная части лабораторного (практического) занятия проводятся фронтально. Основная часть выполняется каждым студентом инди­видуально.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

1. Критерии оценки содержания практического занятия:

• соответствие темы и содержания занятия учебно-тематическому плану и рабочей программе учебной дисциплины;

• четкость и ясность цели и задач занятия;

• раскрытие в ходе занятия органического единства теории и практики при решении конкретных задач;

• целесообразность включения теоретического материала с позиций содержания лекционного курса, наличия учебников, учебных пособий и других источников;

• точность и достоверность приведенной информации;

• отражение современного уровня развития науки и техники, культуры и искусства;

• профессиональная направленность занятия, связь с профилем подго­товки студентов;

• согласованность заданий с содержанием других форм аудиторной и са­мостоятельной работы студентов;

• реализация внутрипредметных и междисциплинарных связей.

2. Критерии оценки методики проведения практического (лабораторного) занятия:

• дидактическая обоснованность формы проведения занятия и использо­вания соответствующих ей методов обучения;

• структурированность содержания занятия: наличие вводной, основной и заключительной частей;

• аргументированность состава заданий работы и обоснование методики и последовательности их выполнения;

• ясность и четкость требований к результатам работы;

• логичность, доступность и убедительность изложения теоретических ос­нов работы, методических указаний;

• демонстрация приемов выполнения заданий;

• последовательный перевод студентов от выполнения заданий под кон­тролем преподавателя к самостоятельному решению задач;

• использование приемов активизации внимания студентов;

• использование приемов закрепления информации в ходе занятия;

• использование эффективных методов контроля хода и результатов вы­полнения заданий работы;

• обеспечение возможности самоконтроля хода выполнения работы студентами;

• аналитичность и дифференцированность подведения итогов работы в конце занятия;

• соответствие объемов заданий регламенту занятия (недогруженность, перегруженность и т.п.);

• учет индивидуальных особенностей студентов и использование индиви­дуального подхода к студентам, к их возможностям восприятия и выполнения за­даний;

• рациональное сочетание методов коллективной и индивидуальной ра­боты студентов.

3. Критерии оценки организации практического (лабораторного) занятия:

• соответствие темы и объема часов, отводимых на занятие, учебно-тематиче­скому плану дисциплины, учебному расписанию;

• четкость начала занятия (задержка во времени, вход преподавателя в аудиторию, приветствие, удачность первых фраз и т.п.);

• четкость окончания занятия (наличие заключения, подведение итогов, время окончания занятия, прощание со студентами и т.п.);

• посещаемость занятия студентами;

• подготовленность студентов к занятию;

• дисциплина во время занятия;

• рациональное распределение времени на занятии;

• наличие в необходимом количестве описаний лабораторных (практических) работ;

• наличие у каждого студента индивидуального рабочего места;

• использование обратной связи со студентами;

• наличие в необходимом количестве требуемых технических, наглядных и других обеспечивающих средств, комплектов учебных материалов;

• соответствие учебной лаборатории, специализированного кабинете требованиям организации занятия (достаточность площади, оформление, эргономичность оборудования, наличие индивидуальных рабочих мест и т.п.);

• технологичность занятия.

4. Критерии оценки руководства работой студентов в ходе лабораторного (практического) занятия:

• осуществление текущего контроля за выполнением заданий и подго­товкой отчетов по результатам их выполнения;

• оказание помощи студентам в выполнении заданий;

• использование приемов активизации внимания и деятельности студен­тов;

• оценка состояния выполнения заданий и оперативное принятие реше­ний по устранению возникших у студентов трудностей;

• дифференцированная оценка работы студентов по итогам выполнения заданий, выдача рекомендаций по улучшению показателей работы студентов.

5. Критерии оценки педагогических данных преподавателя:

• знание предмета, профессиональная компетентность;

• убежденность в целесообразности темы работы с позиций профессионального роста студента;

• эмоциональность, увлекательность изложения материала;

• умение мобилизовать внимание аудитории, вызвать интерес к выполне­нию заданий, создать творческую атмосферу занятия;

• способность устанавливать контакты со студентами;

• уровень взаимодействия со студентами (со всеми студентами, с несколькими студентами и т.п.);

• стиль отношения к студентам (внимательное, требовательное, равнодушное, неуважительное и т.п.);

• стиль отношения студентов к преподавателю (уважительное, ироничное, равнодушное и т.п.);

• органичность включения преподавателя в самостоятельную работу студентов во время занятия;

• внешний вид;

• манера поведения, умение держаться перед аудиторией;

• культура речи, дикция.

6. Критерии оценки результативности практического (лабораторного) заня­тия:

• степень реализации цели и задач работы;

• степень выполнения заданий работы;

• степень соответствия результатов работы заданным требованиям;

• степень сформированности у студентов необходимых умений и навыков;

• степень воспитательного воздействия на студентов;

• информационно-познавательная ценность.

II. Методика проведения лекции, семинара и практического занятия

Методика проведения лекции заключается в разработке полного текста лекции, практического и семинарского занятия - в разработке план-конспекта.

При написании методики лекции, семинара и практического занятия преподаватель руководствуется утвержденной рабочей программой учебной дисциплины, используемой кафедрой в учебном процессе, а также материалами учебно-методического комплекса по данной дисциплине.

Полный текст лекции предполагает дословное изложение всего материала (со всеми примерами и выкладками).

П лан-конспект по проведению практического занятия должен содержать вводную, основную и заключительную части.

Во вводной части необходимо изложить:

- тему, цели занятия, изучаемые вопросы, порядок их рассмотрения;

- контрольные вопросы по ранее пройденному материалу.

В основной части план-конспекта отражается:

- краткое содержание учебных вопросов;

- порядок действий преподавателя;

- действия студентов при рассмотрении каждого вопроса;

- применяемые методы и методические приемы;

- порядок использования ТСО;

- вопросы, подлежащие закреплению на занятии.

В заключительной части указывается:

- действия студентов и оценки;

- наиболее характерные ошибки, способы и сроки их устранения;

- задания для самоподготовки;

- время для ответов на вопросы студентов;

- тема проведения очередного занятия.

План-конспект по проведению семинарского занятия должен включать:

- список рекомендованной к семинару литературы;

- примерный расчет времени на обсуждение каждого вопроса плана семинара;

- план или тезисы вступительного слова (значение темы; задача семинара; важнейшие теоретические вопросы, подлежащие обсуждению; порядок работы семинара);

- дополнительные вопросы к семинару.;

- организацию работы студентов на семинаре (кому предоставить первому слово; место доклада в структуре семинара и порядок его обсуждения; кого из студентов и когда вызвать для контроля);

- порядок использования на семинаре ТСО, раздаточного материала;

- заключительное слово (оценка семинара в целом; оценка доклада; разбор выступлений студентов и их оценивание; обобщение наиболее сложных рассматриваемых на семинаре вопросов; выводы по теме; задание к следующему занятию).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: