Принципы обучения детей дошкольного возраста. Технологии развивающего и проблемного обучения в ДОУ.
Вопросы для обсуждения:
1. Принципы обучения детей в педагогическом процессе детского сада.
2. Характеристика принципов, определяющих особенности организации процесса обучения детей дошкольного возраста.
3. Характеристика принципов, определяющих особенности содержания обучения детей дошкольного возраста.
4. Развивающий характер обучения в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения. Теория поэтапногоформирования умственных действий у детей.
5. В чем сущность концепции развивающего обучения?
Задания:
1. Пользуясь педагогическими словарями, выпишите определения «Индивидуализация» и «дифференциация» обучения. Раскройте возможности их осуществления в процессе обучения дошкольников. Приведите примеры.
2. Разработайте и представьте проект развивающей среды одной из групп детского сада, направленный на развитие самостоятельной деятельности детей по теме «Скоро в школу».
3. Разработайте и представьте проект развивающей среды одной из групп детского сада по развитию исследовательской деятельности детей «Маленький исследователь».
4. Представьте развернутый конспект одной из форм организованной образовательной деятельности детей, реализуемой в рамках тематического дня в детском саду по одной из тем (по выбору): «День космических путешествий», «День Земли», «Большие и маленькие».
Практическое занятие 3.
МЕТОДЫОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Вопросы для обсуждения:
1. Раскройте содержание понятия «метод обучения».
2. По каким основаниям классифицируют методы обучения? Какие классификации методов могут быть использованы в дошкольной педагогике?
|
3. Как выбрать методы обучения?
Контрольное задание.
(Выполняется рабочей подгруппой студентов).
Используя одну из классификаций методов обучения, составьте аннотированную библиографию, которая поможет проиллюстрировать применение методов обучения в педагогическом процессе детского сада.
Классификации методов:
o По типу (характеру) познавательной деятельности (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин): информационно-рецептивный, репродуктивный, метод проблемного изложения, эвристический метод, исследовательский метод.
o По целостному подходу к процессу обучения: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, методы контроля и самоконтроля за учебно-познавательной деятельностью (Ю.К.Бабанский).
o По источнику знаний (по характеру используемых средств обучения): наглядные, словесные, практические (Е.Я.Голант, Н.М.Верзилин).
Последовательность выполнения задания:
1. ознакомьтесь с одной из классификаций методов обучения,
2. найдите в литературных источниках примеры использования данной классификации методов в обучении детей дошкольного возраста,
3. докажите целесообразность применения методов с точки зрениярешаемых задач обучения,
4. оформите библиографическую карточку.
Схема составления библиографической карточки.
Фамилия, имя, отчество автора (желательно, полностью).
Название статьи или книги.
Название книги или журнала (если указывается статья).
|
Выходные данные: место издания, название издательства, год, номер журнала (если аннотируется журнальная статья).
Аннотация:
o наименование классификации методов
o название метода
o краткое описание метода (по учебникам педагогики)
o описание использования метода в аннотируемом источнике
o вывод о целесообразности применения метода в зависимости от задач
обучения.
Каждый библиографический источник оформляется на отдельной карточке.
Критерии оценки и самооценки выполнения задания.
o Содержательность аннотации, соответствие методов выбранной классификации.
o Использование при составлении аннотации рекомендуемой литературы,| источников периодической печати, а так же источников, найденных самостоятельно.
o Объем аннотированной библиографии - не менее 20 источниковна подгруппу.
o Культура оформления аннотированной библиографии.
o Культура презентации аннотированной библиографии на занятии.
o Активность и инициативность всех участников рабочей подгруппы в процессе составления библиографии.
Практическое занятие 4.
ФОРМЫОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Вопросы для обсуждения.
1. В чем особенности занятия (организованной образовательной деятельности) как формы обучения детей дошкольного возраста?
2. Как связано обучение на занятиях с разными видами детской деятельности?
3. Вариативность и многообразие форм организации занятий (НОД).
4. Образовательная ситуация как форма обучения детей в повседневной деятельности.
5. Как организуются образовательные ситуации в повседневной деятельности детей?
|
6. Возможности использования аудиовизуальных средств в обучении дошкольников. Гигиенические и педагогические требования к их применению в детском саду.
Задание1.
Выполняется рабочей подгруппой студентов.
Разработайте сценарий игровой образовательной ситуации для детей старшего дошкольного возраста по одной из следующих тем: «Смешные истории из жизни детского сада», «Подробности праздника елки в детском саду», «Любимые места отдыха горожан», «Наши любимые животные».
Примерная структура образовательной ситуации.
o Образовательные цели (как ожидаемые результаты обучения).
o Материал, необходимый для организации ситуации.
o Ход образовательной ситуации: мотивация участия детей, постановка задачи деятельности, организация деятельности детей по ходу ситуации.
o Подведение итога образовательной ситуации.
Подготовьтесь к презентации образовательной ситуации практическом занятии.
Критерии оценки и самооценки выполнения задания.
o Адекватность представленного материала содержанию задания.
o Содержательность и аргументированность выполнения задания.
o Взаимосвязь теоретических и практических положений.
o Возможность практической реализации материала.
o Оригинальность, творчество, презентабельность устного и письменного оформления.
o Взаимодействие участников рабочей группы в процессе подготовки и представления задания.
o Время представления ситуации - до 10 мин.
Контрольное задание.
Проанализируйте один из конспектов занятий с детьми (из рекомендованной литературы или других источников).
Вопросы для анализа конспекта занятия:
o Имеют ли задачи обучения развивающий характер? Каковы ожидаемые результаты их решения?
o Сколько частей в конспекте занятия, каковы их цели?
o Какие методы и приемы используются для реализации программного содержания?
o Соответствуют ли методы и приемы программному содержанию и возрастным возможностям детей?
o Обеспечивают ли методы и приёмы освоение ребёнком позиции субъекта деятельности на занятии, самостоятельность и творчество дошкольников?
o Какие умения учебной деятельности развиваются у детей?
o Каковы возможности индивидуализации обучения на занятии?
o Как связано обучение на занятии с повседневной детской длительностью?