(период до IX века)
Подготовила: студентка 33 группы
заочного отделения
Специальность
44.02.01 Дошкольное образование
Екатерина Макеева
Преподаватель: Е.А. Кнутова
Лебедянь
Семейное воспитание на протяжении многих тысячелетий было по существу единственной формой воспитания детей в обществе.
Воспитание детей восточных славян при первобытнообщинном строехарактеризовалось чертами, свойственными другим первобытным народам. Оно осуществлялось путем непосредственного участия детей во всей повседневной жизни общины, в трудовой деятельности, соответственно с возрастом, в сопровождающих ее обрядах, празднествах и т.д. При этом, прежде всего, усваивались обряды, связанные с почитанием земли-кормилицы, хлеба, старших, предков.
В VI-IX в.в. на Руси у древних славянских племен зарождаются элементы наставнической деятельности. Дети воспитывались всей родовой общиной: в раннем возрасте до 7-8 лет (по другим источникам – до 4-5 лет) - женщинами, а затем мальчики и юноши - мужчинами, а девушки – женщинами, где обучались практическим умениям.
У древних славян, как и у других народов, существовало деление людей на возрастные группы, а с периода позднего матриархата имелись дома молодежной деятельности, в которых важное место занимала подготовка к «посвящениям» в следующую возрастную группу.
Возраст детей и длительность обучения определялись индивидуальными особенностями детей и степенью их социализации. Обучение навыкам изготовления орудий труда, охоте и другим мужским обязанностям осуществлялось под руководством старейшин.
В Древней Руси существовали различные формы воспитания и обучения.
Например «кормильство» - своеобразная форма домашнего воспитания детей феодальной знати. В возрасте 5-7 лет малолетний княжич отдавался на воспитание в другую семью - кормильцу, которого князь подбирал из числа воевод, знатных бояр. При этом кормилец выполнял несколько функций. Он был не только наставником-воспитателем, но и распоряжался делами в порученной ему отдельной волости от имени воспитанника. В обязанности кормильца как наставника входило умственное, нравственное и военно-физическое воспитание, раннее привлечение княжича к государственным делам.
|
Другой институт воспитания и обучения в Древней Руси — «дядьки». Дети воспитывались у брата матери, то есть у родного дяди. В свою очередь отец ребенка принимал на воспитание детей родной сестры. В результате создавались оригинальные семьи, в которых «дядьки» воспитывали племянников и племянниц. «Дядьки» были наставниками племянников, а те — первыми их помощниками. "Каковы дядьки, таковы и дитятки"- поговорка, четко отражающая суть внесемейного воспитания на Руси этого периода.
При отсутствии дядек воспитателей выбирали из числа соседей, отдавая предпочтение порядочным и благочестивым, что получило название "кумовство".
Итак, основные формы внесемейного воспитания в Древней Руси («дома молодежи», «школы книжного учения», кормильство, кумовство, дядьки) были определенным видом наставничества.
Исследование показало, что многодетная семья постепенно перестала нуждаться в воспитателях со стороны - дядьках и кумовьях. С VIII века родители перестали отдавать своих детей чужим людям. С этого времени можно говорить о появлении воспитательной функции в семье.
|
Семья во главе с отцом стала массовым органом воспитания и обучения детей.Дети наследовали виды занятий своих родителей - земледелие, охоту, скотоводство.
Старшие дети в семье заботились о младших, беря на себя все хлопоты по уходу и воспитанию. Повзрослев, дети рано привлекались к посильному труду по дому, отвечали за хозяйство и быт.
Семейное воспитание в этот период строилось на основе народных традиций. Методы и приемы семейного воспитания были достаточно разнообразны, что нашло отражение в народных песнях, сказках, притчах, былинах, загадках, считалках, потешках, колыбельных песен. В них раскрывались лучшие черты славянского народного характера: уважение к старшим, доброта, сила духа, смелость, трудолюбие, взаимопомощь. Они отражали богатую и самобытную историю славянского народа, укрепляя и сопровождая ее с первых лет жизни.
В древние времена авторитет родителей был весьма велик и проявлялся и охранялся весьма сильно.
Позже появились институт «мастеров грамоты» и школы «мастеров грамоты». Мастера грамоты были главными лицами народного просвещения и подготовки духовенства, сделавшие промысел из обучения грамоте. Как правило, они основывали школы: в семье, в домах учителей, при монастырях и церквах.
При языческих святилищах некоторые дети могли обучаться простейшему древнему письму. Имеются данные о том, что в VIII веке славяне пользовались древней формой письма, «чертами и резами», т.е. своеобразным вариантом пиктографического письма.
|
Традиции призрения в русском народе не ограничивались деятельностью церкви и отдельных князей. Простые люди оказывали помощь и поддержку друг другу, и в первую очередь - детям. Дело в том, что в этот период дети еще не воспринимались государством и церковью как ценность для общества. Епископы домонгольского периода не ознаменовали себя ничем в деле оказания помощи детям, тогда как народ не оставался равнодушным к судьбам сирот.
Сложившаяся еще в догосударственный период традиция заботиться о ребенке всей родовой общиной преобразовалась в заботу о брошенных детях при скудельницах. Скудельница - общая могила, в которой хоронили людей, умерших во время эпидемий, замерзших зимой. При скудельницах сооружались сторожки, куда привозились брошенные дети. Занимались их призрением и воспитанием скудельники - старцы и старухи, которые специально подбирались и выполняли роль сторожа и воспитателя.
Содержались сироты в скудельницах за счет подаяний населения окрестных сел и деревень. Люди приносили одежду, обувь, продукты питания, игрушки. Именно тогда сложились такие пословицы, как «С миру по нитке, а бедному сироте сорочка», «Живой не без места, а мертвый - не без могилы». В скудельницах покрывались народным милосердием и несчастная смерть, и несчастное рождение.
При всей своей примитивности дома для убогих детей являлись выражением народной заботы о сиротах, проявлением человеческого долга перед детьми. Скудельники следили за их физическим развитием, с помощью сказок передавали им нравственные права человеческого общежития, а коллективные отношения сглаживали остроту детских переживаний.
Таким образом:
· при первобытнообщинном строе воспитание осуществлялось путем непосредственного участия детей во всей повседневной жизни общины, в трудовой деятельности, в сопровождающих ее обрядах, празднествах
· в VI-IX в.в. на Руси у древних славянских племен зарождаются элементы наставнической деятельности (воспитание отроков осуществлялось через дядек, кумовство и в "домах молодежи")
· семейное воспитание строится на основе народных традиций. Основными приемами народной педагогики являлись: потешки, былины, приговоры, колыбельные песни
· с VIII-IX веков появляется воспитательная функция в семье, когда старшие дети стали заботиться о младших, беря на себя все хлопоты по уходу и воспитанию
· примерно в это же время появляется обучение ремесленному искусству, осуществляемое отдельными мастерами.
Используемая литература
1. Авилова, Е. Семейное воспитание дворян в России конца 18- начала 19 в. Феномен историко-педагогического наследия/ Е.Авилова // Дошкольное воспитание. - 2011. - №: 10.
2. Зверева, О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста [Текст]: учебное пособие/О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева, Т.В. Кротова. - М.:
Сфера, 2009. - 256 с.