Вопрос № 22 Словарные практикумы на уроках обществознания




Вопрос № 6 Синхронизация курсов всеобщей истории и истории России

Класс Всеобщая история История России
  История Древнего мира. Первобытность. Древний Восток Античный мир. Древняя Греция. Древний Рим. Народы и государства на территории нашей страны в древности.  
  История Средних веков. VI-XV вв. Раннее Средневековье. Зрелое Средневековье. Страны Востока в Средние века. Государства доколумбовой Америки.   От Древней Руси к Российскому государству. VIII –XV вв. Восточная Европа в середине I тыс. н.э. Образование государства Русь. Русь в конце X – начале XII в. Культурное пространство. Русь в середине XII – начале XIII в. Русские земли в середине XIII - XIV в. Народы и государства степной зоны. Восточной Европы и Сибири в XIII- XV вв. Культурное пространство. Формирование единого Русского государства в XV веке. Культурное пространство.
  История Нового времени. XVI-XVII вв. От абсолютизма к парламентаризму. Первые буржуазные революции. Европа в конце ХV— начале XVII в. Европа в конце ХV— начале XVII в. Страны Европы и Северной Америки в середине XVII—ХVIII в. Страны Востока в XVI—XVIII вв. Россия в XVI – XVII веках: от Великого княжества к царству. Россия в XVI веке. Смута в России. Россия в XVII веке. Культурное пространство.  
  История Нового времени. XVIII в. Эпоха Просвещения. Эпоха промышленного переворота. Великая французская революция.   Россия в конце XVII – XVIII веках: от царства к империи. Россия в эпоху преобразований Петра I. После Петра Великого: эпоха «дворцовых переворотов». Россия в 1760-х – 1790- гг. Правление Екатерины II и Павла I. Культурное пространство Российской империи в XVIII в. Народы России в XVIII в. Россия при Павле I.
  Мир к началу XX в. Новейшая история. Становление и расцвет индустриального общества. До начала Первой мировой войны. Страны Европы и Северной Америки в первой половине ХIХ в. Страны Европы и Северной Америки во второй половине ХIХ в. Экономическое и социально- политическое развитие стран Европы и США в конце ХIХ в. Страны Азии в ХIХ в. Война за независимость в Латинской Америке Народы Африки в Новое время Развитие культуры в XIX в. Международные отношения в XIX в. Мир в 1900—1914 гг.   Российская империя в XIX – начале XX вв. Россия на пути к реформам (1801–1861) Александровская эпоха: государственный либерализм. Отечественная война 1812 г. Николаевское самодержавие: государственный консерватизм Крепостнический социум. Деревня и город. Культурное пространство империи в первой половине XIX в. Пространство империи: этнокультурный облик страны Формирование гражданского правосознания. Основные течения общественной мысли Россия в эпоху реформ. Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация «Народное самодержавие» Александра III. Пореформенный социум. Сельское хозяйство и промышленность. Культурное пространство империи во второй половине XIX в. Этнокультурный облик империи. Формирование гражданского общества и основные направления общественных движений. Кризис империи в начале ХХ века. Первая российская революция 1905-1907 гг. Начало парламентаризма Общество и власть после Революции «Серебряный век» российской культуры.

Вопрос № 22 Словарные практикумы на уроках обществознания

Практикум через призму деятельностного подхода в современных условиях работы педагога в школе выступает одной из самых важных форм учебных занятий. Не будем затрагивать профильные классы с углублённым изучением предмета и целевой подготовкой к экзамену – остановимся на том, как может помочь практическая работа во всех её видах в классах, работающих по базовой программе. Во-первых, таких классов большинство, во-вторых, учащиеся из таких классов не имеют никаких послаблений и скидок на экзамене, который сдают на общих основаниях с теми, кто изначально получил больше. Другими словами, выпускники обычных школ находятся под более жёстким экзаменационным прессингом – о равноправии условий речи даже не идёт. Что можно сделать учителю в рамках минимального количества часов базовой программы? В условиях низкой первоначальной учебной мотивации уровень знаний к 11 классу очень редко может стать средним, ещё реже – высоким. Дети чаще всего «вспоминают» про экзамен в самом конце обучения, когда необходимо сделать выбор экзамена и будущего места учёбы – хотя виновата не только детская инфантильность, но и бесконечное изменение условий поступления, иногда за несколько месяцев до приёма документов. Кроме того необходимо учитывать массово низкий уровень эрудиции, неприязнь к любому чтению многих подростков и молодых людей, отторжение при принудительном прочтении содержания текста. Лекционная форма работы и беседа в данных условиях явно окажется мало эффективной: надо спровоцировать детей на такую организацию самостоятельной деятельности с текстом, когда они будут работать с его содержанием сознательно, а не механически. Вот здесь мы и выходим на такую форму, как практикум. Предварительные затраты труда педагога полностью оправдываются дальнейшей эффективностью этого варианта организации учебного процесса. Практикум универсален ещё и потому, что его можно организовать в классах любого возраста как через индивидуальную, так и групповую работу; как в классе, так и дома; как с использованием учебных пособий, так и Интернета! На основе практикума всегда можно выйти на следующую ступень – семинарское занятие.

Практикумы могут быть самыми разными – от обыкновенных тестов до работы по написанию своих проектов: каждый учитель выбирает для себя наиболее комфортные виды или придумывает что-то своё. В своих поисках я перепробовала самые разные вариации: тексты с пропусками, нестандартные тесты, тесты-головоломки и так далее, но пришла к выводу, что наиболее эффективным является практикум инструкционно-справочного типа (придумала и опробовала сама, выставляю составленные практикумы на своём сайте в рамках проекта «Инфоурок» и «Метод-копилка» – убедилась в их активном использовании другими учителями). Что необходимо для проведения занятия в рамках такого типа практикума? Первым делом необходимо составить максимально короткую по объёму и максимально полную по содержанию справку по тому материалу, который выносится на разбор. Справка должна быть достаточной для выполнения учебных задач практикума. Единственным исключением являются постоянные источники – например, тексты Конституции Российской Федерации. Следующей частью карты индивидуального опроса (КИО) – это моё собственное обозначение – становится инструкция с учебными, чётко поставленными, задачами и – если необходимо – порядок их разбора, ключи к поиску решения, критерии оценивания при выполнении того или иного объёма. Последней, заключительной, частью оказываются собственно сами задачи с их содержанием. Порядок выполнения заданий – свободный, условия работы на занятии – максимально демократичные: есть возможность обсудить проблему с одноклассниками, с учителем, пролистать в поисках ответа учебник, выяснить, что можно найти по данному вопросу в Интернете или конкретных первоисточниках. Проведение данного вида практических занятий показало, что эффективность их на порядок выше. Не стоит проблема списывания – в нём у детей просто нет необходимости. Присутствует определённый дух соперничества. Радует сознательное чтение и активный поиск решений. Кроме того, данный вид практикумов более всего тяготеет к заданиям, близким по структуре к заданиям той группы заданий экзаменационного теста, которая до текущего учебного года шла как часть В, а это означает, что в непринуждённой и рабочей атмосфере отрабатываются именно те умения и навыки, которые необходимы для успешной сдачи экзамена. Использование учителем в работе на занятиях по обществознанию (а также по истории или по другим предметам) практических заданий данной разновидности повышает детскую конкурентоспособность даже в условиях ограничений базовой программы.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: