Эта уникальная аккордовая последовательность повлияла на многие джазовые пьесы второй половины XX века.
Ей свойственны ка черты джазовой гармонии,так и тональная неопределённость авангарда.
В рамках данной статьи я лишь дам краткий обзор,а позже сделаю подробный разбор этой «магической» последовательности.
Выглядит она так
BM7* D7 | GM7* Bb7 | EbM7* | Am7 D7 | GM7* Bb7 | EbM7* F#7 | BM7*
Основная идея этой последовательности перемещение стандартного звена II-V-I, по звукам увеличенного трезвучия вниз,что Вы и можете наблюдать в приведенном примере.
Я надеюсь Вы твердо усвоили предыдущие 6 золотых последовательностей,проиграли их в разных тональностях и сочинили 6 ультрасовременных пьес:) Углубляемся в дебри аккордовых последовательностей и в этой статье продолжаем начатое здесь(для тех кто не читал).
7.Восьмитактовый блюз
Это своеобразное сочетание стандартной формы с блюзовой последовательностью.Также эту последовательность трактуют как 16 тактовый блюз в резаном ключе.Эта последовательность широко распространена в роке,джазе и фолк музыке. В самом простом виде эта последовательность выглядит так (в круглых скобках один такт).
I V7 IV7 IV7 I (V7 IV7) I V7
Это по сути удвоенное повторение последнего 4х такта стандартной блюзовой прогрессии.
Известные песни Heartbreak Hotel, How Long Blues, Ain’t Nobody’s Business
Кроме того, такая последовательность может быть использована для создания джазовой формы AABA.
В таком случаем в бридже используется другая вариация этой последовательности.Такой подход использован в стандарте Walking By Myself. Вариации этой последовательности основаны на смешении и замещении аккордов.Характерно наличие двух аккордов в такте. Несколько примеров
|
I | I | IV | IV |
I | V | I IV | I V |
Еще пример из Heartbreak Hotel
I | I | I | I |
IV | IV | V | I |
Mary Had a Little Lamb
IV7 | IV7 | I7 | I7 |
V7 | IV7 | I7 | V7 |
8. Фолья
Одна из старейших заподноевропейских структур.Своеобразный классический стандарт. Существует две разновидности ранняя и поздняя
Ранняя фолья
Поздняя
Фолья использовалась как основа для построения мелодических вариации,на основе остинатного баса.
На ее основе возникли жанры Чаконы и Пасаккалии.
Еще одна разновидность 16 тактовой последовательности
Dm A7 Dm C F C Dm A7 Dm A7 Dm C F C Dm A7 Dm
Более 150 композиторов использовали эту последовательность,как основу для своих произведений.Большой список таких произведений можете посмотреть здесь https://imslp.org/wiki/List_of_compositions_with_the_theme_%22La_Follia%22
9. Оборот II — V -I
Без сомнения легендарнейший оборот используемый во всех стилях со времен Баха.
Джазовая гармония на 90% состоит из этого оборота.
Пример из Баха
Идеальность это каденции кроется во многих мелочах.
Таких как последование двух квинт в басу,усиление субдоминантовой функции(II ступень более субдоминантова чем стандартная IV).
В джазе эта последовательность используется везде где только можно (опять же тема не одной статьи).
Перед любым аккордом джазмен старается взять или обыграть этот оборот.
Сравните две блюзовые прогрессии
| F7 | Bb7 | F7 | F7 | Bb7 | Bb7 | F7 | F7 | C7 | Bb7 | F7 | C7 ||
| F7 | Bb7 | F7 | Cm F7 | Bb7 | Bb7 | F7 | Am D7 | Gm | C7 | F7 | Gm C7 ||
В 4 такте оборот усиливает отклонение в тональность субдоминант.Кроме того в джазе данная последовательность строится на септаккордах разного вида,что создает особые виды голосоведения отличные от класических.Например 7 ступень тональности в аккорде D не разрешается в тонику, а остается на месте,как септима тонического аккорда.
|
Сравните
Также для гармонизации могут быть использованы мажорные септаккорды и аккорды с надстройками IIm9 V♯9b13 Imaj9
В миноре II ступень гаромнизуется полууменьшеным септаккордом,V мажорным(по гармоническому минору)
9.Эллиптический оборот
В даннос случае подразумевается разрешение доминантсептаккорда или уменьшенного не в тонику,а в другой аккорд по принципу родства тонов либо с целью отклониться,смодулировать.
Существует три разновидности
Первая — основана на сохранении минорной терции в средниз голосах,а крайние голоса идут противоположно друг другу
Таким образом,аккорд переходит в уменьшенный,что открывает путь в любую тональность.
Вторая строиться по тому же приципу,но неизменяемы два верхних голоса,а нижние идут на также противоположно друг друг,получает движение от C-E-G-Bb к Db-Eb-G-Bb, то есть секунда аккорду тональности VI ступени гармонического мажора
Третья разновидность основана на тритоне между III и VII ступенью.Получается аккорд C#-E-F#-A#(Bb), то есть септаккорд тритоновой замены. Такие обороты используются во многих последовательностях. Кроме того к этому типу последовательностей можно отнести и прерваную каденцию V-VI
10. Последовательность Монтгомери
Стандартная последовательность используемая в бриджах джазовых стандартов I7 — IV7 — II7 — V7
Очень часто все аккорды мажорные.
Также перед каждым аккордом может быть минорный септаккорд.
Песни где используется