Последовательность 50 или doo-wop
Формула последовательности I-VI-IV-V или C-Am-F-G для С мажора.
Обычно каждый аккорд длится такт или два в зависимости от темпа песни.
Это мажорная последовательность была широко распространена во времена раннего рок-н-ролла.
Первая песня которая приходит на ум это несомненно: Pretty Women.
Как видите, эта последовательность основана на простом принципе расширения тонической функции в полном функциональном обороте.
Вариации этой последовательности встречаются в нескольких разновидностях. Кроме различных повторений очень часто меняют местами аккорд IV и VI ступени и тогда последовательность приобретает вид I- IV- VI -V. Такого рода последование нарушает логику движения функции и звучит более диатонично.
Классический пример использования такого оборота песня: More Than a Feeling группы Boston.
Кроме того очень часто аккорд S заменяют на его минорный аналог и получается: I — VI — II — V
Такая последовательность используется в песне Radiohead No Surprises
2.Андалузская каденция
Очень популярная последовательность используемая для создания испанского звучания.
В классической музыке также носит название фригийский оборот по названию тетрахорда на ступенях которого эта последовательность построена. В рамках тонального мышления данный оборот содержит противоречащий правилам оборот D — S.
Поскольку в основе фламенко лежит модальность,то очень сложно идентифицировать ступеневую направленность данной последовательности (либо мажор либо минор). В зависимости от мелодики гармония может тяготеть как последнему трезвучию,так и к первому минорному аккорду. Хотя есть случаи применения это последовательности в мажоре, все же это минорная последовательность.
|
Основные вариации которые встречаются это замена на минорные аккорды и смена порядка следования аккорда. Также для усиления тонального начала последний аккорд можно заменить на септаккорд,а также добавить надстройки к основным аккордам.
Примеры использования:
Hit the road - Jack Ray Jarles
God Bless the Children of the Beast - Motley Crue
Innuendo - Queen
Stray Cat Strut - Stray Cat
Видоизмененные варианты с перестановкой аккордов:
Don’t Speak - No Doubt
Big in Japan - Alphavill
3.Backdoor каденция
Так в джазовой гармонии называется оборот II — bVII,как противопоставление стандартной джазовой каденции II-V-I.
За счет появления аккорда bVII данный вид последовательности имеет плагальное звучание и может использоваться как для завершения построения,так и для отклонения в тональность одноименного минора (кроме того весь оборот можно трактовать как дорийский).
Известные песни
Beatles - In My Life и If I Fell.
Чаще всего используется как оборот,а не как основа для целой песни.
Bird Progression или последовательность Чарли Паркера
Это последовательность выкристализовалась в блюзах Паркера и представляет собой джазовый вариант блюзового квадрата с внедрением в него секвенцию оборота II-V
Один из вариантов
| I | VIIø / III7 | VI / II7 | V / I7 |
| IV7 | IV / bVII7 | III / VI7 | bIII / bVI7 |
| II | V | I / VI7 | II / V ||
Или по Bb
|BbMaj7 | Amin7b5 / D7 | Gmin7 / C7 | Fmin7 / Bb7 |
| Eb7 | Ebmin7 / Ab7 | Dmin7 / G7 | C#min7 / F#7 |
| Cmin7 | F7 | BbMaj7 / G7 | Cmin7 / F7 ||
Как видите от блюза сохранилось 12 тактовость и доминанта в 9-10 тактах
Применение: любой блюз Чарли Паркера
Квадрат или круг(в Америке) аккордов
|
Движение аккордов по квинтовому кругу(последовательность квинт)
Простейший приемер VI — II — V — I
Если выписать нотами в нисходящем движении,то получим
Полный круг в рамках диатоники
I-IV-VII -III-VI-II-V-I
Такое движение гармонии можно найти в сотнях джазовых стандартах и доклассической музыке(например,у Баха и Вивальди).
Вариции касаются изменения качества аккордов(например все могут быть септаккордами), либо повтором звена со смещением на полутон вверх или вниз.