Термохимия процесса сгорания дизельного топлива




 

Элементарный состав 1 кг жидкого нефтяного топлива может быть представлен равенством

1 кг топлива = скг С+ hкг Н + sкг S + oкг О,

где С, Н, S, О – химические символы углерода, водорода, серы и кислорода; c, h, s, o – массовые доли соответственно углерода, водорода, серы и кислорода в 1 кг топлива.

В расчетах рабочего цикла принимается следующий условный состав дизельного топлива: с = 0,87; h = 0,126; о = 0,004.

Количество кислорода, необходимое для сгорания 1кг топлива:

 

с /12 + h /4 + s /32 - o /32 кмоль О2/1кг топл, (16)

 

где o /32 - количество кмоль кислорода, которое не потребуется для реакции горения, так как содержится в самом топливе.

Если учесть, что в единице объема (или 1 кмоля) сухого воздуха содержится 21% кислорода, то для сжигания 1 кг топлива потребуется следующее количество воздуха:

 

Lo = 1/0,21 (с /12 + h /4 + s /32 - o/ 32) = 0.495 кмоль возд/1 кг возд. (17)

 

То же количество воздуха в килограммах на 1 кг топлива:

L =mвLo = 14,331 кг возд / кг топлива, (18)

 

где mв= 28,97 – молекулярная масса воздуха, кг/кмоль.

 

Коэффициентом избытка воздуха для сгорания называется отношение действительного количества воздуха L, вводимого в цилиндр двигателя на 1кг топлива, к теоретически необходимому Lо,

 

a = , (19)

 

где Ga - часовое количество воздуха кг/ч, затраченного на горение часового расхода топлива Gm , кг/ч.

 

При сгорании топлива с a конечные продукты реакции состоят из газообразных СО2, SO2 и паров воды, а также из азота и избыточного кислорода воздуха:

 

М= Мсо2 + Мн2о + Мso2 + MN2 + Мо2. (20)

 

В расчетах рабочего цикла общее количество кмоль продуктов сгорания М удобно делить на две части: количество кмоль “чистых” продуктов сгорания (на окисление компонентов топлива при этом затрачено теоретически необходимое количество воздуха Lo)

 

Мсо2 + Мн2о + Мso2 + MN2 = с /12 + h /2 + s /32 + 0.79 Lo, (21)

 

где 0,79 Lo – количество кмоль азота МN2, которое остается в продуктах сгорания при a=1;

количество Lo(a-1) кмоль избыточного воздуха, состоящего из 0,21 Lo(a-1) кмоль кислорода Мо2 и 0,079 Lo(a-1) кмоль азота МN2. Тогда общее количество кмоль продуктов сгорания будет:

 

М = с /12 + h /2 + s /32 + Lo(a - 0,21). (22)

 

В дизелях количество впрыскиваемого в цилиндры топлива пропорционально нагрузке, а количество поступающего воздуха в меньшей степени зависит от нагрузки. Следовательно, с уменьшением нагрузки a увеличивается, что ведет к резкому падения процентного содержания СО2 и Н2О в продуктах сгорания, тогда как объемное содержание азота мало зависит от a.

Известно, что суммарное число молей (объем) продуктов сгорания больше, чем суммарное число молей кислорода, необходимого для сжигания 1 кг топлива. Приращение числа молей при сгорании составляет

 

D М = М – L = M - aLo. (23)

 

При a= 1 = . (24)

 

Таким образом, при сгорании углеводородного топлива число молей конечных продуктов больше числа молей исходных газообразных продуктов на величину = (8 h +o)/32, т.е. приращение происходит исключительно за счет окисления водорода и наличия в топливе некоторого количества кислорода; масса конечных продуктов сгорания (Gr ,кг) равна массе исходных продуктов (воздух и топливо, кг):

Gr =Gв + Gт.

Теоретическим коэффициентом молекулярного изменения b0 называется отношение количества молей продуктов сгорания М к количеству молей свежего заряда L.

 

b 0 = M/L=M/aLo. (25)

 

Используя уравнение (21) получим М=L +DМ и

b 0 = ,

а для топлива среднего (расчетного) состава b0 = 1 + 0.064/ a.

 

Текущее значение коэффициента молекулярного изменения можно получить, если через x обозначить долю топлива, сгоревшего к данному моменту процесса от цикловой подачи топлива, тогда число молей продуктов сгорания в рассматриваемый момент будет

Мх = L + DМх.

Тогда текущее значение bх определится из выражения:

b х = ,

D М / L = b -1,

следовательно,

b х = 1 + . (26)

 

Значения bх для процесса сгорания (0 < х <1) изменяются в следующих пределах: х= 0, bх= 1; и х= 1, bх=b.

Теплоемкость газов в цилиндре дизеля изменяется вместе с изменением температуры и состава смеси. Пользоваться истинными теплоносителями в расчетах неудобно, поэтому применяют среднюю мольную теплоемкость. Средние мольные теплоемкости вычисляются по формулам.

а +вТ; =Rm+ .

Для воздуха 19,26 + 0,00251Т кДж/(кмоль·К);

Для «чистых» продуктов сгорания (a=1)

 

= 20,473 + 0,0036Т кДж/(кмоль·К) (27)

 

В результате сгорания топлива при a>1 в цилиндре образуется смесь газов, которую можно рассматривать как смесь «чистых» продуктов сгорания (a= 1) в количестве (Lo + DМ)х кмоль и избыточного воздуха в количестве (aLo-L) кмоль.

Количество остаточных газов в цилиндре Мr невелико и можно принять, что они также состоят из двух частиц: Мr / a кмоль «чистых» продуктов сгорания и (Мr - Мr /a) – кмоль воздуха в остаточных газах.

Общее количество «чистых» продуктов сгорания в цилиндрах с учетом доли сгоревшего топлива х будет равно

Lo x + DМх + Мr / a = Lo ,

 

где / Lo =0.064 для топлива расчетного состава.

 

Общее количество воздуха в цилиндре в тот же момент будет равно

a Lo – Lo x + Mr - Мr / a = Lo [ a( 1 +gr)-(x+gr) ].

 

Теплоемкость смеси газов в цилиндре определяется по правилу смешения:

 

. (28)

 

При подстановке в формулу (28) значений х, a, gr и уравнений по формуле (27) она приводится к виду: .

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: