Тема Мб. Россия в XVllI в,




ИСТОРИЯ РОССИИ

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ:

АНАЛИЗ ИСТОРИЧЕСКОГО

ИСТОЧНИКА

(ЗАДАНИЯ С1-С3)

Классы

Учебно-методическое пособие

тм

ЛЕГИОН

Ростов-на-Дону

ББК 63.3

Рецензент:

Веряскина О.Г., методист кафедры общественных ДИСЩ4ШIИН РО ИПКи ПРО

пазнн Р. В.

П 12 История России. Подготовка к ЕГЭ: анализ исторического источника (задания Cl -СЗ). lO—1 классы: учебно-методическое пособие. — Ростов н/д: Легион, 201 1. -— 288 с. ч Готовимся к ЕГЭ).

978-5-9966-0095-З

Предлагаемое учебно-методическое пособие содержит около 180 текстов исторических источников и прилагаемых к ним заданий высокого уровня сложности (С 1--СЗ), а также модели ответов. Пособие служит для подготовки к ЕГЭ по истории России, но может использоваться и для текущего контроля знаний в lO—l I -х классах, поскольку весь представленный материал сгруппирован по хронологическому принципу в тематические блоки.

Систематическая работа с пособием позволит овладеть практичесюши навыками анализа исторического текста, определения авторства источника и, кроме того, разовьёт умение правильно излагать и интерпретировать полученную из документа информацию.

Книга предназначена для учащихся старших классов общеобразовательных учреждений, абитуриентов, учителей.


ББК 63.3

ISBN 978-5-9966-0095-З 000 «легион»,

Оглавление

Введение

Тема № 1. Древнерусское государство в КХ — начале XIl вв.

Тема №2: Русские земли и княжества в XIl — середине XV вв.

Тема МЗ. Российское во второй половине

xv — конце xvr вв  
Тема №4. Россия в конце XVl — начале XVII вв.  
Тема N95. Россия в XVII в. тема Мб. Россия в в  
Тема NQ7. Россия в первой половине МХ в. Тема Россия во второй половине XIX в.  
Тема Россия в 1900— 1916 кт.  

Тема №10. Россия в 1917 — 1920 гг.


Тема №11. Советская Россия и СССР в 1920-е — 1930-е гг. . 107

тема N212. СССР в 1941 — 1953 гг .120

Тема №13. СССР в середине 1950-х — середине 1960-х п-

2 зак № 426


Тема № 14. СССР в середине 1960-х — середине 1980-х гг 145

Тема № 15. СССР во второй половине 1980-х — начале 1990-х гг.

Россия на современном этапе 151

Модели ответов н варианты построения аркументацин в заданиях С 1 — СЗ 160

Литература 279

Введение

Единый государственный экзамен по истории проводится с целью аттестации выпускников средних общеобразовательных школ, а также выявления уровня их подготовки, необходимого для посзупления в высшие и средние специальные учебные заведения. цель данного пособия — помочь старшеклассникам и абитуриентам в подготовке к экзамену.

История как школьный предмет является важным средством развития определенных интеллектуальных умений и качеств. Старшеклассникам всё больше приходится изучать историю так, как это делают профессиональные историки, обрашдясь непосредственно к источникам, анализируя их, сопоставляя межд собой, формулируя собственные выводы, оценки и суждения. Таким образом, работа с источниками является важнейшей частью изучения истории в школе. Поэтому неудивительно, что задания по историческим источникам составляют значительную долю во всех частях экзаменационной работы:

Как показывает опыт проведения экзамена и анализ педагогической практики, позитивные результаты моу быть достигнуты в том случае, если на протяжении всего учебного процесса большое внимание уделяется развитию активной познавательной деятельности учащихся через целенаправленную работу по анализу исторических источников и использованию заданий типа Cl—C3 ЕГЭ в учебном процессе как в обучающей, так и в контрольной функциях. Поэтому в данном пособии представлены тексты и задания к ним, работа с которыми поможет в решении поставленных задач.

Исторические источники и задания к ним с№уппированы по крупным темам, соответствующим структуре изложения материала в различных учебниках за 10-11-й классы и хроноломчески охватывающим соДержание курса исторкш России с ИХ до начала XXI вв. В каждой теме доКУментальные материалы расположены по проблемно-хроноломческому П РИНЦипу, что позволяет каждому разделу сборника соответствовать тематическим блокам учебного курса. Соответствие учебному курсу и общепринятой схеме учебного процесса преподавания делает работу с данным пособием возможной и удобной, вне зависимости от конкретных учебни-

ков по предмету. Пособие предназначено для работы с историческими документами на уроках истории в 10-11 -х классах школ, а также мя подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории.

В процессе подготовки настоящего пособия была проделана большая плодотворная работа по подбору источников и формулированию к ним заданий, которые достаточно полно охватывают содержание курса по истории России. В пособие включены отрывки из известных исторических источников: документов, законов, мемуаров, научной литературы. Они подобраны таким образом, чтобы охватывать различные сферы: экономику, политику, культуру и т.д.

В процессе учебной работы по анализу исторических источников слељгет уделять существенное внимание связи их содержания с изучаемыми событиями, процессами, рассматривать анализируемые документы в контексте данного периода истории. Поэтому пособие вмючает задания, аналогичные заданиям С —СЗ КИМов, требующие анализа исторического документа. В документах каждого тематического блока нашли отражение разные аспекты истории — внутренняя политика, экономика, социальные отношения, внешняя политика, история материальной и щуховной культуры и т.д.

Данное учебно-методическое пособие составлено с учетом Обязательного мшимуна содержания среднего (полного) общего образования по истории (Приказ Минобразования России от 30.06.1999 г. №56), Обязательного минимума основного общего образования по истории (Приказ Минобразования России от 19.05.1998 г №1236), а также основ Федерального компонента государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования по истории, базовый и профильный уровни (Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089). В него включен материал, соответствующий форматам заданий высокото уровня сложности типа С I —СЗ, использующихся при проведении ЕГЭ по истории.

Задания пособия разработаны с учетом Спецификации КИМов ЕГЭ и Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений по истории России 201 1 г, В книге встречаются близкие по содержанию тексты, целью которых является научить школьников находить различные детали и ньюансы в оценках исторических деятелей, явлений, событий и т.д., а также дать возможность учителю использовать подобные подобные документы для разнообразия контроля знаний, умений и навыков учащихся.

Введение 7

Структура пособия жестко не лимитирует количество текстов в каждой теме. Неодинаковость количества документов в темах объясняется частотностью их упоминания в реальных КИМах, удобством отработки материала и акцентированием внимания на ключевых исторических вопросах.

Приведённые в пособии задания предназначены для тематической и итоговой проверки и самопроверки знаний по основным темам курса истории России и умений работать с историческими источниками. Задания рекоменщется использовать также на уроках и в домашней работе как поисковые, тренировочные и проверочные. Это поможет овладеть разными видаМи познавательной деятельности и успешно подготовиться к экзамену по истории. Во второй части книги даны подробные модели ответов и представлены развернутые варианты построения аргументации в заданиях С1-сз.

Хотя при составлении пособия автор стремился охватить максимально широкий спектр учебного материала, всё же часть дидактических единиц проверяется лишь опосредованно. Для более качественной подготовки к экзамену и восполнения необходимого исторического материала рекоменщется использовать весь учебно-методический комплекс пособий по истории России издательства «Легион».

ЕГЭ по истории направлен на определение всего комплекса элементов исторической подготовки выпускников средней школы, поэтому часть З (С) содержит 7 заданий с открытым развернутым ответом. Они позволяют выявить и оценить высокий уровень подготовки учащихся. В этой части используются задания, предполагающие разные виды деятельности. Задания для работы с источниками представляют собой комплекс, состоящий из фрамента исторического документа и трёх заданий (Cl—C3) для его анализа (открытые развернутые ответы в виде нескольшх предложений, тезисов); каждое задние оценивается 2 баллами.

В заданиях по работе с источниками Cl—C3 проверяются умения нахоштъ, анализировать и комментировать информацию источника, а также применять знания из курса истории (контекстные знания). Как правило, каждое из заданий Cl—C3 содержит один или два взаимосвязанных вопроса, которые требуют кратких развернутых ответов. Выпускникам предлакается прочесть отрывок из исторического источника и кратко ответить на три вопроса, каждый из которых проверяет овладение различными видами умений работать с текстом. Задание С предполагает атрибуцию документа (определение и характеристика его авторства, времени создания, событий, явлений, личностей, процессов, о которых в нем говорится, их хронологической принадлежности, обстоятельств и целей создания и др.).

В задании С2 — разъяснить сущность характеризуемой в источнике проблемы или процесса в историческом контексте (с привлечением знаний по курсу истории). Целью задания СЗ является выявление и анализ позиций автора, участниов и исторических личностей описываемых в источнике событий, рассмотрение версий и интерпретаций событий. От первого к третьему заданию происходит нарастание сложности выполняемых действий. В целом же все задания многосторонний анализ источника.

Использование материалов данного пособия поможет на экзамене извлечь необходимую информацию из различных источников для успешного выполнения заданий частей А, В, С КИМов по истории и сформировать необходимые умения, проверяемые на ЕГЭ, а именно:

I) производить поиск исторической информации в источниках разного типа;

2) осуществлять внешнюю критику источника (характеризовать авторство, время, обстоятельства и цели создания источника);

З) проводить внутреннюю критику источника (анализировать позицию автора и участников описываемых в источнике событий);

4) использовать принципы структурно-фунщионального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений.

Таюпи образом, приводимые в учебно-методическом пособии материалы мокуг быть использованы для подготовки к экзамену в форме ЕГЭ. Данное издание поможет учителям в организации текущего, тематического и рубежного контроля знаний учащихся по предмету. Предложенные заддния мо»т быть использованы ими как учебные и тренинговые, а также для составления самостоятельных и контрольных работ или включения в различные варианты проверочных работ в зависимости от предполагаемых объектов контроля: знаний, умений и навыков учащихся. Занятия по этому пособию помоут выпускнику справиться с одним из самых сложных заданий ЕГЭ — заданием типа С —СЗ, в котором требуется проанализировать исторический источник,

Очень надеюсь, что данная книга поможет закрепить полученные в школе знания и сделает подготовку к ЕГЭ максимально эффективной! Пособие предназначено, прежде всего, учащимся 10-11-х классов и учителям истории, работающим в классах третьей ступени общеобразовательных учреждений. Успешное выполнение предложенных заданий поможет учащимся подготовиться к текущему, тематическому, промежуточному, ру&жному или итоговому контролю по истории России, а также системати-

Введение 9

зировать свои знания и практические навыки по предмету за курс средней школы при подготовке к ЕГЭ, На основе источников настоящего пособия учителя истории смогуг создать собственный банк экзаменационных материалов высокого уровня сложности для мониторинга успешности каждого ученика и контроля знаний.

Автор выражает искреннюю признательность рецензенту книги, методисту кафедры общественных дисциплин РО ИПК и ПРО Веряскиной Ольге Геормевне за сотрудничество, высказанные пожелания, рекомендации, замечания и арументированную криппу.

Автор надеется, что данное пособие научит эффективно выполнять задания, направленные на анализ исторических источников, поможет основательно подготовиться к ЕГЭ, успешно сдать его и поступить в желаемый вуз. Но поскольку только систематические и упорные занятия могут гарантировать положительный результат на экзамене, то желаю удачи и эффективной подготовки!


Тема Древнерусское государство в ИХ — начале ХИ вв.

Из исторического источника.

«В год 6370 изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой мадеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы мадел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси... Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».

С1. Приведите название документа и имя его автора. О событиях какого века говорится в документе?

С2. О каком событии идёт речь в отрывке? Что послужило его причиной? Укажите не менее двух причин.

СЗ. Каковы были последствия описанного в историческом источни•е события? Назовите не менее трёх последствий.

Из договора князя Игоря с греками 945 г.

«В год 6453 прислали Роман, и Константрш, и Стефан послов к Игорю восстановить прежний мир... И привели русских послов, и велели им говорить и записывать речи тех и друтмх на хартию:

Если кто из русских замыслит разрушить эту дружбу, то крещенные из них да примут за то месть от Бога Вседержителя, и осуждение на погибель вечную, а некрещеные да не примут помощи от Бога и от Перуна, да не заищтятся они щитами своими и иным своим оружием, и да будт они рабами навеки в бу»щей жизни.

А великий князь русский и бояре его пусть посылают в феческую землю к великим царям Греческим корабли, сколько хотят, с послами и с купиМИ, как это установлено мя них...

Древнерусское гхударство IX начале ХИ вв.

Если убежит раб от Руси, то раба следует поймать, поскольку Русь пришла в страну нашего царства, если раб бежал от святого Мамы; если же убежавшего не обнаружат, то пусть наши христиане дадт присту Руси по своей вере, а не христиане по своему закону, и пусть тогда Русь берет на нас (греках) цену рабу, как установлено прежде, по 2 шелковых за раба...»

С1. Назовите хронологические рамки периода княжения Игоря. Какова была цель договора 945 г.? Каков был характер условий договора для Руси?

С2. Какое наказание предполагалось в документе за нарушение его условий? Назовите не менее двух положений. Сделайте вывод о верованиях населения Руси в середине Х в.

СЗ. Какие можно сделать выводы по тексту договора об экономическом развитии Руси с использованием знания курса отечественной истории? Укажите не менее двух выводов.

З. Из шведской саги «Круг земной» Снорри Стурлусона.

«Из письма Ингигерды, конунговой дочери, он узнал, что к конуну шведов Олаву прибыли с востока из Хольмгарда послы Ярицлейва конунга, чтобы сватать дочь конунга шведов Олава за Ярищлейва, и что Олав конунг хорошо принял их сватовство...

Сле№ощей весной в Швецию прибыли послы Яримейва конунга из Хольмгарда узнать, собирается ли Олав конунг сдержать обещание, данное предыщщим летом, и выдать свою дочь ИнгигерЂ' за Ярищлейва конута. Олав конунг сказал об этом Ингигерде и заявил, что он хочет, чтобы она вышла замуж за Яримейва конунга. Она отвечает: «Если я выйщ•' замуж за Яримейва конунга, то я хочу получить от него как вено [выкуп невесты] все владения ярла [правителя города] Альдейљюборга и сам Альдейгьюборг [г. Ладога]». Послы из Гардарики согласились от имени своего конунга

Тем же летом они вместе отправились на восток в Гардарики. Ингигерда вышла замуж за Ярищейва конунга. Сыновьями их были Вальдамар, Виссивальд и Хольти Смелый.

Ингигерда, конунгова жена, пожаловала Рёгнвальщг ярлу Альдейљюборг, и он стал ярлом всей той области».

С1. О событиях какого века говорится в документе? О каком русском князе идёт речь в отрывке?

С2. Какая страна названа в тексте Гардарикой? Используя текст, определите, каким правом обладали женщины Гардарики в указанный период?

СЗ. С Окой целью к королю Олаву прибыли русские послы? Используя текст документа, укажите условия, которые выдвигала Ингигерда для того, чтобы согласиться с требованием отца — короля Олава.

4. Из исторического источника.

«Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите, и подавайте сироте, и оправдывайте сами, а не давайте сильным кубить человека. Ни правого, ни виноватого не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не тубите никакой христианской щами...

А теперь поведаю вам, дети мои, о труде своем, как трудился я в разъездах и на охоте с тринадцати лет. Сначала я к Ростову пошел сквозь землю вятичей; послал меня отец, а сам он пошел к }Орску...

И на весну посадил меня отец в Переяславле выше всей братии... и по пути к Прилуку-городу встретили нас внезапно половецкие князья, с восьмью тысячами, и хотели было с ними справиться, но оружие было отослано вперед на возах, и мы вошли в город...

И потом Олег на меня пошел со всею Половецкую землею к Чернигову, и билась дружина моя с ними восемь дней за малый вал и не давала им войти в острог, пожалел я христианских и Сёл горящих, и монастырей и сказал: «Пусть не похваляются язычники». И отдал брату отца его стол, а сам пошел на стол отца своего в Переяславль...

А из Чернигова в Киев около ста раз езди к отщ, за один день проезэкая до вечери. А всего походов было восемьдесят и три великих, а остальных и не упомню меньших. И миров заключил с половецкими князьями без одного двадцать, и при отце и без отца...

Не осуждайте меня, дети мои или другой, кто прочтет: не хвалю ведь я ни себя, ни смелости своей, но хвалю Бога и прославляю милость за то, что он меня, грешного и худот, столько лет оберегал от смертельных опасностей, и не ленивым меня создал, а на всяческие дела человеческие годным». С1. К какому веку относито произведение, из которого взят данный отрывок? Как оно называется? Кто его автор?

С2. Используя знания из курса истории, укажите, чем знаменит автор произведения. Укажите не менее трёх положений.

М Древнерусское государство И начале ХИ вв. 13

СЗ. Используя текст отрывка, назовите, не менее двух проблем которые волнуют автора. Какие черты практера он прхлавляет? Приведите не менее двух черт характера.

№ 5. Из книги «Мир истории» академика БА. Рыбакова.

«Пожалуй, ни об одном из деятелей Киевской Руси не сохранилось столько ярких воспоминаний, как о Владимире Мономахе. Его вспоминали и во дворцах, и в крестьянских избах спустя мнот веков. Народ сложил о нем былины как о победителе грозного половецкого хана Туторкана — «Тугарина Змеевича», и из-за одинаковости имен двух Владимиров њлил эти былины в старый цим киевского эпоса Владимира

Неудивительно, что в конце ХУ века московским историкам заметнее всего в родном прошлом была фигура Мономаха, с именем которого они связали легенду о царских регалиях, будто бы полученных Владимиром от императора Византии...

Неудивительно, что в мрачные годы усобиц русские люди искали утешения в своем величественном прошлом; их взгляды обращались к эпохе Владимира Мономаха. «Слово о погибели Русской земли», написанное накануне татаро-монгольского нашествия, идеализирует Киевскую Русь, воспевает Владимира Мономаха и его эпоху...

Владимир получил хорошее образование, которое позволило ему в своей политической борьбе использовать не только меч рыцаря, но и перо писателя».

С1. Укажите хронологические рамки великого княжения Владимира Мономаха. Какие царские регалии, будто бы им полученные, имел в виду историк?

С2. Как вы понимаете утверждение, что великий князь в политической борьбе использовал «не только меч рыцаря, но и перо писателя»? Приведите не менее двух положений.

СЗ. Почему «Слово о погибели Русской земли» воспевает Владимира Мономап? Назовите не менее трёх заслуг великого князя.

Тема №2.Русские земли и княжества в XII — середине ХУ вв.

Ха 6. Из сочинения историка ВО, Ключевского.

«С этого времени становятся заметны признаки запустения Киевской Руси. Речная полоса по среднему Днепру с притоками, издавна так хорошо заселенная, с этого времени пустеет, население её исчезает куда-то..

В числе семи запустелых городов Черниговской земли мы встречаем один из самых старинных и богатых городов Поднепровья — Любеч. Одновременно с признаками отлива населения из Киевской Руси замечаем и следы упадка её экономического благосостояния: Русь, пустея, вместе с тем и беднела....Отлив населения из Поднепровья шел в двух направлениях, двумя противоположными струями. Одна струя направлялась на запад на Западный Буг, в область верхнего Днестра и верхней Вислы, вглубь Галиции и Польши. Так южнорусское население из Поднепровья возвращалось на давно забытые места, покинутые его предками....Другая струя колонизации из Приднепровья направляется в противоположный угол Русской земли, на северо-восток, за реку Угру, в межщречье Оки и Верхней Волги....Она — источник всех основных явлений, обнаружившихся в ховни Верхневолжской Руси....Из последствий этой колонизации сложился весь политический и общественный быт этой Руси».

С1. Используя текст документа и знания курса истории, укажите, как назывался период в истории России, о котором идёт речь в документе. Каковы его хронологические рамки?

С2. Как оценивает историк последствия отмеченных в документе явлений? Используя знания из истории и текст документа, укажите, какую роль сыграла —неволжская Русь в дальнейшей российской истории. Назовите всео не менее три положений.

СЗ. О каких явлениях, характерных для данного перщда, и их причинах свидетельствует документ? Для ответа используйте текст документа и знания курса истории. Укажите всего не менее трех положений.

7. Из работы историка БА. Рыбакова.

«Помимо красочной и драматической внешней истории княжеств и князей, эта эпоха крайне интересна мя нас теми обостренными отношениями между князьями и боярством, которые так явственно обозначились уже во времена Ярослава Осмомысла. Если отбросить элемент личной выго-


земли н с«анне XV 15

ды и корысти, то следует признать, что проводимая ими политика концентрации земель, ослабления уделов и усиления центральной княжеской масти объективно была безусловно прогрессивной, ПОСКОЛЬКУ совпадала с народными интересами. В проведении этой политики князья опирались на широкие слои горожан и на выращенные ими самими резервы мелких феодалов («отроки», «детские», «милостники»), полностью зависевших от князя.

Необходимо обратить внимание на то, что начальная фаза этого периода (до того, как в нормальное развитие вмешался фактор завоевания) характеризуется не упадом культуры, как можно было бы ожидать а, наоборот, бурным ростом городов и ярким расцветом русской культуры во всех её проявлениях. Из этого следует, что новая политическая форма, очевидно, содействовала (может быть, на первых порах) прогрессивному развитию».

С1. Укажите название исторического периода, о котором говорится в отрывке. Используя знания курса истории, назовите крупнейшие полити ческие центры этого периода. Укажите в общей сложности не менее трёх положений.

С2. Используя текст документа и привлекая знания по истории, укажите не менее трёх характерных черт этого периода.

СЗ. Привлекая знания по истории и используя текст документа, дайте оценку этому периоду. Приведите не менее двух аргументов для подтверждения указанной вами оценки.

№ 8. Из работы НМ. Карамзина.

«К несчастью, она в сей бодрой юности и не предохранила себя от государственной общей язвы тогдашнего времени, которую народы германские сообщили Европе: говорю о системе удельной. Счастие и характер Владимира, счастие и характер Ярослава могли только отсрочить падение державы, основанной циновластием на завоеваниях. Россия разделилась.

Вместе с причиною её могущества, столь необходимого для благоденствия, исчезло и мокущество, и благоденствие народа. Открылось жалкое междоусобие малодушных князей, которые, забыв славу, пользу отечества, резали друг друга и Фили народ, чтобы прибавить какой-нибудь ничтожный городок к своему уделу. фе.ия, Венгрия, Польша отдохнули: зрелище нашего внутреннего бедствия служило им поручительством в их безопасности. Дотоле боялись россиян, — начали презирать их. Тщетно некоторые князья великодушные — Мономах, Василько — говорили именем отечества на торжественных съездах, тщетно друме — Боголюбский, Всево-

l6

лод III — старались присвоить себе единовластие: покушения были слабы, недружны, и Россия в течение двух веков терзала собственные недра, пила слезы и кровь собственную».

С1. Укажите тенденцию в процессе —иирования государства и хронологические рамки исторического периода, о котором рйтся в отрывке.

С2. Используя текст документа и привлекая знания по истории, назовите не менее трёх причин княжеских междоусобиц.

СЗ. Привлекая знания по истории и используя текст документа, укажите, какой путь преодоления внутриполитической ситуации предлагали Владимир Мономах, Андрей Боголюбский. Приведите не менее двух положений.

К 9. Из сочинения историка ВО. Ключевского.

«От всей фикуры Андрея веет чем-то новым; но едва ли эта новизна была добрая. Князь Андрей был суровый и своенравный хозяин, который во всём поступал по-своему, а не по старине и обычаю. Современники заметили в нём эту двойственность, смесь силы со слабостью, власти с капризом. «Такой умник во всех делах, — говорит о нём летописец, — такой доблестный, князь Андрей погубил свой смысл невоздержанием», т.е. недостатком самообладдния. Проявив в молодости на юге столько боевой доблести и политической рассудительности, он потом... наделал немало љ•рных дел: собирал и посылал большие рати грабить то Киев, то Новгород раскидывал паутину властолюбивых козней по всей Русской земле из своего тёмного угла на Клязьме...

Прожав из Ростовской земли больших отцовых бояр, он окружил себя такой дворней, которая в благодарность за его барские милости отвратительно его убила и разрабила его дворец. Он был очень набожен и нищелюбив, настроил много церквей в своей области, перед заутреней сам зажигал свечи в храме, как заботливый церковный староста, велел развозить по улицам пищ и питье для больных и нищих, отечески нежно любил свой город Владимир, хотел сделать из него другой Киев, даже с особым, вторым русским митрополитом, построил в нём известные Золотые Ворота и хотел неожиданно открыть их к городскому празднику успения Божьей матери, сказав боярам: «Вот сойдутся люди на праздник и увидят воро-

В лице князя Андрея великоросс впервые выступал на историческую сцену, и это выступление нельзя признать удачным».

С1. О каком князе Андрее идёт речь в документе? Укажите хронологические рамки его великого княжения.

СГ, Какие события имел в виду историк, говоря о посылке больших ратей «грабить то Киев, то Новгород»? Назовите не менее двух положений.

СЗ. Как практеризуется князь в документе? Почему, по мнению ВО. Ключевского, первое выступление великоросса на историческую сцену нельзя признать удачным? Приведите не менее двух положений.

М 10. Из «Слова о полку Игореве».

«...Тогда великий Святослав изронил золотое слово, со слезами смешанное, и сказал: «О племянники мои, Игорь и Всеволод! Рано начали вы Половецкой земле мечами обищ.' творить, а себе славы искать. Но без чести вы одолели, без чести кровь поганую пролили. Ваши храбрые сердца из крепкого булата скованы и в отваге закалены. Что же сотворили из моей серебряной седины?

А уже не вижу власти сильного, и богатого, и обильного воинами брата моего Ярослава, с черниговскими боярами. Но сказали вы: «Помужествуем сами: прошлую славу себе похитим, а будушуо сами поделим»...

Великий князь Всеволод! Не думаешь ли ты прилететь издалека, отчий золотой престол поблюсти? Ты ведь можешь Волгу веслами расплескать, а Дон шиемами вычерпать.

Ты, буйный Рюрик, и Давыд!... Всзупите же, господа, в золотое стремя за 061•w нашего времени, за землю Русскую, за раны Игоря, буйного Святославовича!

Галицкий Осмомысл Ярослав!... фозы твои по землям текут, отворяешь Киеву ворота, стреляешь с отцовского золотого престола салтанов за землями. Стреляй же, господи, Кончака, поганого раба, за землю Русскую, за раны Итревы, буйного Святославовича!». С1. Какое историческое событие легло в основу «Слова...»? К му времени относится это событие?

С2. Что послужило автору «Слова...» поводом для горьких раздумий о судьбах Русской земли? В чём он упрекает князей Игоря и Всеволода? Укажите не менее трёх положений.

СЗ. В чём суть призыва автора ко всем князьям? Приведите не менее двух положений.


11. Из «Жития Александра Невского».

«...Много потрудившись за землю Русскую, за Новгород и Псков, за все великое княжение, отдавая живот свой и за православную веру».

Из исторического труда С.М. Соловьёва.

«Александр Невский, став великим князем Владимирским, должен был унижаться перед татарами, чтобы спасти родную землю от гибели; должен был уговаривать народ чтоб снес терпеливо иго, позволил татарам переписать себя для наложения дани. При помощи князя были подавлены восстания против Орды. Итогом было запрещение вечевых порядков в городах. Однако политическая деятельность князя позволила предотвратить новый разгром городов».

С1. Какие две победы Александра Невского имелись в виду при минании Новгорода и Пскова? Приведите обоснование, доказывающее, что князь «отдавал живот свой [жизнь] эа православную веру».

С2. Как объяснял СМ. Соловьёв мотивы действий Александра Невскоп? Как оценивал историк действия князя? Назовите не менее двух положений.

СЗ. О каких личных качествах Александра Невского свидетельствуют приведенные источники? Укажите не менее трёх качеств.

М 12. Из Симеоновской летописи.

«Князь же великий поставил войско на Чудском озере на Узмени, у Воронья камня, и, приготовившись к бою, пошел против них. Войска сошлись на Чудском озере; было тех и других большое множество. Был же ЂТ с Александром и брат его Андрей со множеством воинов отца своего, было у Александра множество воинов храбрых, сильных и крепких, все наполнились они воинственным щгхом, и были у них сердца подобны львиным. И они сказали: «Княже, ныне пришло время положить свои головы за тебя».

Был же тогда день субботний, и на восходе солнца сошлись оба войска. И была здесь злая и великая сеча мя немцев и чуди, и СЛЫШеН был треск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что и лед на замерзшем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью. И сам я слышал об этом от очевидца, бывшего <



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: